Стимулы вместо принуждения
Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Ликвидность биржевой торговли аграрными товарами в России низкая, что в том числе связано с невысоким уровнем доверия бизнеса к этому инструменту. Однако обсуждаемая идея об обязательной продаже на бирже части продукции вряд ли решит этот вопрос — такие меры действуют только в краткосрочном периоде. Эффективнее были бы экономические стимулы со стороны государства и системный комплексный подход.
Власти разработали законопроект, вносящий изменения в закон «Об организованных торгах», согласно которому крупный бизнес могут обязать продавать до 25 % производимой в месяц продукции разных категорий через биржу. Документ прорабатывают профильные ведомства, включая ФАС, Минфин и Минэкономразвития. По информации РБК, в продовольственном сегменте на биржу предлагается вывести мороженую рыбу, ракообразных, пшеницу, ячмень, кукурузу, сою, подсолнечник, сахарную свеклу, подсолнечное масло, белый сахар.
Идея Минфина об обязательной продаже ряда товаров на бирже в случае существенного изменения условий их оборота озвучивалась еще в 2022 году, однако не была поддержана бизнесом, хотя ФАС рассчитывала, что механизм заработает с 2023-го. Новая возможная дата вступления документа в силу — 1 сентября этого года. Правда, инициатива по-прежнему в целом не вызывает позитивного отклика в деловом сообществе, Минсельхоз также высказался против. При этом биржевая торговля сельхозпродукцией постепенно развивается и без принуждений: с августа 2021-го НТБ проводит товарные аукционы, которые начались с зерновых, затем ассортимент расширился за счет масличных, сахара, мяса птицы, молочной и другой продукции.
Торги должны быть интересны
В июне в интервью «Известиям» министр сельского хозяйства Оксана Лут пояснила, почему Минсельхоз не одобряет усиление регламентации биржевой торговли. «Мы в принципе против обязательных требований, мы хотим создавать стимулы для профессиональных участников рынка для торговли на бирже, — отметила она. — Это, например, приоритет на железнодорожные перевозки или фиксация экспортной пошлины. С коллегами из ЦБ и Минэкономразвития мы обсуждаем такую возможность. Ряд крупных участников рынка также вовлечены в разработку этих механизмов». Кроме того, по словам Лут, нет уверенности в том, что введение обязательного биржевого норматива поможет снизить цену продукции, в этом плане рынок нормально функционирует и без торгов: когда урожай увеличивается — цены снижаются и наоборот, прокомментировала она.
Законопроектом предлагается предоставить правительству полномочия по установлению нормативов в отношении товаров, подлежащих реализации на организованных торгах. Конкретные виды сельхозпродукции и нормативы их обязательной продажи будут определяться Минсельхозом. Новые полномочия позволят ведомству самостоятельно оценивать риски при принятии решений, что на начальном этапе позволит стимулировать развитие биржевой торговли продукцией АПК, направляя отдельные товары на реализацию через биржу, рассказывает управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов. «Законопроект содержит гораздо меньше рисков для отраслей, чем кажется на первый взгляд, так как регулятор, в данном случае Минсельхоз, вправе установить 0 % обязательных продаж на бирже», — подчеркивает он.
При этом нужно иметь в виду, что в России инструмент обязательной или рекомендательной продажи части продукции путем открытой биржевой торговли уже используется ФАС, когда требуется сохранить или повысить уровень конкуренции в отдельных продуктовых сегментах (маргарин и мясо птицы), например в связи с признаками монопольного положения отдельных агрохолдингов / производителей продукции АПК, напоминает Краснов.
Важно понимать разницу между «товарно-сырьевой биржей» в оригинальном ее смысле, воплощенном, к примеру, Чикагской товарной биржей, и спотовой товарной биржей («маркетплейсом»), обращает внимание директор компании «Яков и партнеры» Алексей Клецко. В первом случае биржа — это площадка торговли фьючерсами на сырьевые товары, и ее смысл в управлении рисками товаропроизводителей. «Это, безусловно, очень полезный и нужный инструмент, — оценивает он. — При этом значение индекса на конкретный день может формироваться путем опроса основных игроков, проведение фактических товарных сделок через биржу не обязательно».
Во втором случае «биржа» — это публичный товарный рынок с определенным набором требований к торгуемому товару: соответствие стандартам, гарантии поставки и приемки товара на определенных условиях (базис, сроки, условия транспортировки и т. п.). «Некоторые физические товары в принципе не подходят для спотовой биржевой торговли, например мясо, молоко и тому подобное сырье с короткими сроками хранения. Производитель не может брать на себя риски не продать такие товары со 100 % вероятностью, а переработчик вряд ли захочет остаться без сырья», — поясняет эксперт.
Для сельхозпредприятия любого размера идеальная ситуация — гарантированный спрос на 100 % произведенной продукции, что оптимально обеспечивается соответствующими долгосрочными контрактами, а не спотовыми продажами, продолжает Клецко. Именно к этой ситуации стремятся переработчики сельхозпродукции и розничные сети. «Спотовый маркетплейс для АПК — полезный инструмент, но скорее для продажи остатков продукции, которые не удалось реализовать по постоянным контрактам, а не как место продажи первой очереди», — полагает он. Кроме вышеуказанных моментов, в российских реалиях реализовать идею товарной спотовой биржи мешает фактически непредсказуемое состояние некоторых вроде бы стандартных товаров (например, зерно, хранившееся не на элеваторах, а в рукавах) и в целом невысокий уровень развития системы хранения большинства продуктов АПК.
Тем не менее ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Денис Терновский считает, что инициатива по установлению норматива продаж сельхозпродукции на бирже укладывается в текущую политику регулирования рынков с сильными ценовыми шоками, поэтому вероятность ее принятия достаточно велика, хотя результативность такого решения неочевидна. «Сезонность производства, наложенная на фиксированный норматив продаж, может породить еще более сильные ценовые колебания, теперь в обратную сторону, — рассуждает он. — Готовность к таким нововведениям можно оценивать с двух сторон: с одной — готов ли АПК снизить свои возможности по управлению ценообразованием, что очевидно приведет к уменьшению доходов, с другой стороны — готова ли биржевая инфраструктура к обеспечению бесперебойной работы в рамках подобных торгов». Даже если ответы будут положительными, не ясно — кто будет бенефициаром этого решения, считает Терновский.
В целом невысокий текущий уровень развития торговли сельхозпродукцией через биржу в России показывает, что рынок с осторожностью входит в использование этого инструмента, продолжает эксперт. «Если неявной целью расширения биржевых торгов служит контроль цен, то принудительные меры по продаже сельхозпродукции, как это уже не раз бывало в истории, могут привести к снижению ее производства», — допускает он.
Бизнес должен приходить на торговые площадки, потому что ему удобно пользоваться биржевыми инструментами и сервисами, уверены в НТБ. «Мы считаем своими первоочередными задачами развитие инфраструктуры, предоставление технологий, расширение перечня доступных для торгов товаров, повышение ликвидности, а также создание и развитие товарных индикаторов, — перечисляют там. — Мы внимательно отслеживаем потребности рынка и стараемся своевременно на них отвечать».

Плюсы и минусы для бизнеса
С технологической точки зрения сложностей с организацией биржевых торгов в рамках законопроекта у российских компаний не будет, думает Краснов: механизм уже отработан для широкой номенклатуры продукции АПК (пшеница, ячмень, подсолнечник, рапс, соя, сахар, мясо птицы, сухое молоко и др.). «Практика отдельных крупных компаний показывает не просто готовность, но и заинтересованность в развитии биржевых торгов, формировании репрезентативных ценовых индексов и индикаторов, производных инструментов и открывает для всех участников рынка и регуляторов возможность хеджировать риски, прогнозировать экономический эффект, бюджеты и налоговые поступления», — говорит эксперт.
«Объединенная зерновая компания» (ОЗК) — инициатор биржевой торговли сельхозпродукцией в России: в августе 2021 года она запустила на НТБ ежедневные аукционы по закупке и поставке пшеницы. Они стали первыми успешными регулярными биржевыми торгами зерном в России и важным шагом к формированию прозрачного ценового индикатора на рынке пшеницы, что стимулировало дальнейшее развитие биржевой торговли зерном в стране, комментируют в компании. По состоянию на июнь 2025 года группа ОЗК закупила на торгах в общей сложности 3,3 млн т пшеницы на 51,4 млрд руб.
Механизм товарных аукционов имеет ряд преимуществ как для продавцов, так и для покупателей, превосходя классические схемы заключения сделок, считают в ОЗК. Во-первых, все участники имеют равный доступ к торгам и участвуют на одинаковых условиях, что способствует здоровой конкуренции и исключает преференции. Во-вторых, сделки на аукционах полностью прозрачны. Благодаря открытым процессам торгов аукционы способствуют формированию экономически обоснованной цены на товар. Кроме того, для заключения сделки не требуется проведение переговоров, а используемая единая форма договора является универсальной, что исключает необходимость согласования. «Именно эти преимущества привлекают на НТБ все новых и новых участников — сельхозпроизводителей и трейдеров, для которых аукционы становятся гарантированным каналом сбыта продукции», — подчеркивают в ОЗК.