Стиль, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко

МонокльДизайн

«Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж

В этом году исполнилось сто лет парижской выставке декоративных и промышленных искусств, которая открыла миру двух великих модернистов: советского и французского

Дарья Сорокина

Афиша выставки

Весной 1925 года Париж стал ареной перезапуска мира — культурного, визуального, утопического. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств стала первой после Великой войны и задала язык века: ясный, материальный, геометричный. Именно там ар-деко оформился в стиль, Советская Россия заявила о себе архитектурой, а Ле Корбюзье — манифестом.

Сто лет спустя, весной 2025 года, там же, в Париже, прошла выставка «Материя и форма» (Matter and Shape), в которой дизайнеры заново перечитывали идеи 1925-го. Их интересовало то же, что и тогда: как с помощью формы ответить на вызовы времени.

Эта статья — путешествие по четырем сюжетам: рождение ар-деко, триумф советского павильона, дерзость Ле Корбюзье и возвращение ар-деко в XXI веке. Начнем с главного визуального героя той эпохи. Стиля, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко.

Ар-деко и парижская выставка

Когда в 1925 году в Париже открылась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, стиль ар-деко уже существовал — пусть и не под этим именем. Еще в 1910-х годах он формировался в интерьерах, моде, иллюстрации. Но именно выставка 1925 года стала его публичным триумфом и закрепила статус: ар-деко вышел из тени отдельных мастерских и стал мировым явлением.

Организаторы выставки поставили перед участниками задачу: «показать современность». Интересно, что около трех четвертей павильонов и экспонатов оказались выполнены именно в духе ар-деко. Значит, так участники и зрители коллективно понимали современность в ту эпоху: не как отказ от красоты ради функции, а как сплав мастерства, технологии и утонченного декоративного языка. Французские кураторы при этом не скрывали цели — продемонстрировать превосходство национального дизайна. Сам президент республики в речи на открытии говорил об этом как о «моменте славы французского декоративного искусства».

Ар-деко оказался стилем, который не скрывал своей актуальности, но и не стремился к утопиям модернизма. Его основа — симметрия, ритм, материалы индустриального века. Он не отвергал орнамент, а наоборот, использовал его с расчетом. Стекло, хром, лакированное дерево, редкие камни и металлы соединялись в компактные, четкие формы. Ар-деко не отрицал красоту — он хотел ее стандартизировать. Именно на этой выставке можно было впервые увидеть такие материалы, как перламутр, хрусталь и лаки, обработанные промышленными методами, но выглядевшие как ручная работа. Это было принципиальное соединение ремесла и индустрии.

Одной из особенностей ар-деко был его охват. Это был не только архитектурный стиль. Он жил в ювелирных украшениях и упаковке сигарет, на витринах магазинов и в росписи поездов, в плакатах, лестницах, шрифтах, столовых приборах и даже океанских лайнерах. Он проникал в самые прозаичные бытовые предметы — например, в спичечные коробки и совки, — создавая единое визуальное поле. На выставке действовали целые секторы, где французские мастерские демонстрировали все: от сервизов до мебельных гарнитуров.

Интерьер павильона коллекционера начала 20-го века — типичный пример стиля ар-деко, дизайн Жака Эмиля Рульманна

Особенно ярко это проявилось в работах французских дизайнеров, превративших выставку в настоящий парад. Среди них были имена, ставшие иконами стиля: Рене Лалик со своими матовыми флаконами и стеклянными лампами; Жак-Эмиль Рульманн — мастер благородной мебели; Жан Пату — дизайнер одежды с графичными линиями и дорогими тканями; Эдгар Брандт — кузнец ар-деко с коваными решетками и перилами; Джо Понти — итальянский архитектор и дизайнер и, конечно, Тамара де Лемпицка, чьи портреты стали символом эпохи ар-деко.

Интересно, что в отличие от модернистских направлений у ар-деко не было школы, манифеста или теоретической базы. Это был стиль без идеологов, но с огромной притягательной силой. Он возник одновременно в разных местах, без единого центра. Не было группы «Ар-деко» — но был образ, к которому стремились дизайнеры, художники, архитекторы по всему миру.

Парижская выставка 1925 года имела ошеломительные результаты в плане географии распространения стиля. Кажется, по сей день ни один другой стиль не шагнул настолько широко по планете. В США ар-деко пошел вверх: в Нью-Йорке он стал синонимом небоскреба — от Крайслер-билдинг (Chrysler Building) до Рокфеллеровского центра (Rockefeller Center). В СССР, наоборот, стиль ушел под землю — в оформление станций метро. Хотя мечталось о большем: проект Дворца Советов задумывался как «ар-декошная» конкуренция американским рекордам, но так и не был реализован. Ар-деко оказался удивительно адаптивным: он работал в «жаре» и в «холоде», в разных культурных кодах. Его можно было встретить в Шанхае, Буэнос-Айресе, Касабланке, Хельсинки. В каждой стране он принимал свою особенную форму — но суть оставалась: порядок, материал, ритм, утонченность.

В изданиях, выходивших в 1925 году — от «Иллюстрации» (L’Illustration) до «Журнала декоративных искусств» (Journal des Arts Décoratifs) — павильоны ар-деко описывались как «баланс между техникой и искусством», «идеальная синтетическая форма». Позже эти формулы стали классикой. Выставка научила: современное — это не обязательно функциональное, это может быть роскошное, утонченное и чувственное.

Может быть, именно отсутствие догмы сделало ар-деко вечным. Он не требовал веры — он просто нравился. Его формы были узнаваемыми, но гибкими. Его язык — декоративный, но точный. И сто лет спустя он продолжает жить — в зданиях, графике, фильмах, новых интерпретациях.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Славный город Славный город

Все годы жизни Севастополь подтверждал правильный выбор своего имени

Отдых в России
В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина

Сырный тур по России: Едимоново – Коприно – Углич

Здоровье
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Физическая сим-карта или eSIM: что лучше? Физическая сим-карта или eSIM: что лучше?

Разбираемся в плюсах и минусах пластиковых сим-карт и eSIM

CHIP
Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ

Минивэн и микроавтобус: есть ли разница?

ТехИнсайдер
Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога

Ученые выделили фрагменты древних белков из зубной эмали миоценового носорога

N+1
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Пять качеств личности, которые приводят к успеху Пять качеств личности, которые приводят к успеху

Что помогает предпринимателю привлекать команду и выстраивать сильный бизнес?

Inc.
Грудное молоко помешало бактерии вызвать воспаление в кишечнике новорожденного Грудное молоко помешало бактерии вызвать воспаление в кишечнике новорожденного

Как материнское грудное молоко защает ребенка от дисбиоза и воспаления кишечника

N+1
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези

Самые значимые экранизации «Алисы»: как каждая из них отражает свое время

Правила жизни
Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак

Породы собак, воспитывать которые очень сложно из-за их упрямого характера

ТехИнсайдер
Социально-платформенное страхование Социально-платформенное страхование

Социальное страхование в России не отвечает потребностям современной экономики

Ведомости
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Стальной характер Стальной характер

Тандем камня, металла и искусства в невероятных апартаментах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Птолемеево царство Птолемеево царство

Птолемей не верил в империю своего отца, он хотел построить свое великое царство

Дилетант
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин

Почему афалины редко охотятся с губками на роструме?

N+1
Что нужно помнить о DDoS-атаках и как от них защититься? Объясняет эксперт! Что нужно помнить о DDoS-атаках и как от них защититься? Объясняет эксперт!

DDoS-атаки — орудие самых злостных хакеров. Как защитить свои устройства?

ТехИнсайдер
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Энергия искусства Энергия искусства

Полина Аскери — о роли искусства в жизни и списке желаний

Лиза
Если кто-то подавился Если кто-то подавился

Как помочь человеку, если он подавился?

Здоровье
Когда рук не хватает Когда рук не хватает

Мировой путь автоматизации производства

Эксперт
Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет» Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»

О развитии виноделия в России, новых нишах и росте спроса на безалкогольное вино

Ведомости
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Открыть в приложении