Стиль, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко

МонокльДизайн

«Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж

В этом году исполнилось сто лет парижской выставке декоративных и промышленных искусств, которая открыла миру двух великих модернистов: советского и французского

Дарья Сорокина

Афиша выставки

Весной 1925 года Париж стал ареной перезапуска мира — культурного, визуального, утопического. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств стала первой после Великой войны и задала язык века: ясный, материальный, геометричный. Именно там ар-деко оформился в стиль, Советская Россия заявила о себе архитектурой, а Ле Корбюзье — манифестом.

Сто лет спустя, весной 2025 года, там же, в Париже, прошла выставка «Материя и форма» (Matter and Shape), в которой дизайнеры заново перечитывали идеи 1925-го. Их интересовало то же, что и тогда: как с помощью формы ответить на вызовы времени.

Эта статья — путешествие по четырем сюжетам: рождение ар-деко, триумф советского павильона, дерзость Ле Корбюзье и возвращение ар-деко в XXI веке. Начнем с главного визуального героя той эпохи. Стиля, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко.

Ар-деко и парижская выставка

Когда в 1925 году в Париже открылась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, стиль ар-деко уже существовал — пусть и не под этим именем. Еще в 1910-х годах он формировался в интерьерах, моде, иллюстрации. Но именно выставка 1925 года стала его публичным триумфом и закрепила статус: ар-деко вышел из тени отдельных мастерских и стал мировым явлением.

Организаторы выставки поставили перед участниками задачу: «показать современность». Интересно, что около трех четвертей павильонов и экспонатов оказались выполнены именно в духе ар-деко. Значит, так участники и зрители коллективно понимали современность в ту эпоху: не как отказ от красоты ради функции, а как сплав мастерства, технологии и утонченного декоративного языка. Французские кураторы при этом не скрывали цели — продемонстрировать превосходство национального дизайна. Сам президент республики в речи на открытии говорил об этом как о «моменте славы французского декоративного искусства».

Ар-деко оказался стилем, который не скрывал своей актуальности, но и не стремился к утопиям модернизма. Его основа — симметрия, ритм, материалы индустриального века. Он не отвергал орнамент, а наоборот, использовал его с расчетом. Стекло, хром, лакированное дерево, редкие камни и металлы соединялись в компактные, четкие формы. Ар-деко не отрицал красоту — он хотел ее стандартизировать. Именно на этой выставке можно было впервые увидеть такие материалы, как перламутр, хрусталь и лаки, обработанные промышленными методами, но выглядевшие как ручная работа. Это было принципиальное соединение ремесла и индустрии.

Одной из особенностей ар-деко был его охват. Это был не только архитектурный стиль. Он жил в ювелирных украшениях и упаковке сигарет, на витринах магазинов и в росписи поездов, в плакатах, лестницах, шрифтах, столовых приборах и даже океанских лайнерах. Он проникал в самые прозаичные бытовые предметы — например, в спичечные коробки и совки, — создавая единое визуальное поле. На выставке действовали целые секторы, где французские мастерские демонстрировали все: от сервизов до мебельных гарнитуров.

Интерьер павильона коллекционера начала 20-го века — типичный пример стиля ар-деко, дизайн Жака Эмиля Рульманна

Особенно ярко это проявилось в работах французских дизайнеров, превративших выставку в настоящий парад. Среди них были имена, ставшие иконами стиля: Рене Лалик со своими матовыми флаконами и стеклянными лампами; Жак-Эмиль Рульманн — мастер благородной мебели; Жан Пату — дизайнер одежды с графичными линиями и дорогими тканями; Эдгар Брандт — кузнец ар-деко с коваными решетками и перилами; Джо Понти — итальянский архитектор и дизайнер и, конечно, Тамара де Лемпицка, чьи портреты стали символом эпохи ар-деко.

Интересно, что в отличие от модернистских направлений у ар-деко не было школы, манифеста или теоретической базы. Это был стиль без идеологов, но с огромной притягательной силой. Он возник одновременно в разных местах, без единого центра. Не было группы «Ар-деко» — но был образ, к которому стремились дизайнеры, художники, архитекторы по всему миру.

Парижская выставка 1925 года имела ошеломительные результаты в плане географии распространения стиля. Кажется, по сей день ни один другой стиль не шагнул настолько широко по планете. В США ар-деко пошел вверх: в Нью-Йорке он стал синонимом небоскреба — от Крайслер-билдинг (Chrysler Building) до Рокфеллеровского центра (Rockefeller Center). В СССР, наоборот, стиль ушел под землю — в оформление станций метро. Хотя мечталось о большем: проект Дворца Советов задумывался как «ар-декошная» конкуренция американским рекордам, но так и не был реализован. Ар-деко оказался удивительно адаптивным: он работал в «жаре» и в «холоде», в разных культурных кодах. Его можно было встретить в Шанхае, Буэнос-Айресе, Касабланке, Хельсинки. В каждой стране он принимал свою особенную форму — но суть оставалась: порядок, материал, ритм, утонченность.

В изданиях, выходивших в 1925 году — от «Иллюстрации» (L’Illustration) до «Журнала декоративных искусств» (Journal des Arts Décoratifs) — павильоны ар-деко описывались как «баланс между техникой и искусством», «идеальная синтетическая форма». Позже эти формулы стали классикой. Выставка научила: современное — это не обязательно функциональное, это может быть роскошное, утонченное и чувственное.

Может быть, именно отсутствие догмы сделало ар-деко вечным. Он не требовал веры — он просто нравился. Его формы были узнаваемыми, но гибкими. Его язык — декоративный, но точный. И сто лет спустя он продолжает жить — в зданиях, графике, фильмах, новых интерпретациях.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы

Как употребление верблюжьего молока снижает тяжесть астмы

ТехИнсайдер
Тропики в ванной Тропики в ванной

Мечтали когда-нибудь о ванной комнате, утопающей в зелени?

Новый очаг
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной» Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной»

Артист Вячеслав Макаров – о скрытых недостатках и эмоциональных качелях

VOICE
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Взрывные цены Взрывные цены

Спрос на это удобрение растет на фоне роста потребления в Бразилии

Ведомости
CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией

Исследователи сообщили об успешном лечении тяжелой системной склеродермии

N+1
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Мировой экономике становится все хуже Мировой экономике становится все хуже

Почему мировая экономика продолжает замедляться

Монокль
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала

Трагедия Дороти Хант и ее связь с Уотергейтским скандалом

ТехИнсайдер
«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» «Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1
Фокус внимания Фокус внимания

Разговор с актрисой Лизой Шакирой о вере, надежде и любви

OK!
Квас vs кефир Квас vs кефир

Окрошка: история и секреты любимого освежающего русского супа

Лиза
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
«Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов «Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов

Николаса Уинстона, британского филантропа, не просто так называют «Шиндлером»

ТехИнсайдер
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Какие БАДы работают при депрессии: исследование Какие БАДы работают при депрессии: исследование

Насколько безрецептурные пищевые добавки полезны для облегчения депрессии

ТехИнсайдер
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист

Чем опасны ИИ-модели для бизнеса и почему традиционная ИБ не справляется

Inc.
Это что за лабубу? Это что за лабубу?

Какие игрушки выбирают дети и почему

Новый очаг
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Рожденные революцией Рожденные революцией

Как технологическая революция полностью изменит привычные нам гаджеты

Правила жизни
Как работает автофокус в фотоаппарате? От сенсора до мотора в объективе Как работает автофокус в фотоаппарате? От сенсора до мотора в объективе

Как работает автофокус: подробно и со схемами

ТехИнсайдер
Открыть в приложении