Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБКРепортаж

Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Герой проекта «РБК Визионеры» Олег Нестеров — о композиторе Александре Кнайфеле, его музыке, которую сегодня стоит услышать каждому, и о том, что будет происходить на Новой сцене Александринского театра 12 июля

© Олег Нестеров / «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»

Легендарный советский композитор, участник «хренниковской семерки», мистик, математик и «петербуржец по национальности» — Александр Кнайфель стал героем третьей главы в масштабном проекте музыканта и исследователя Олега Нестерова «Три степени свободы». Прежде в нем выходили «тома» об Альфреде Шнитке (2021) и Олеге Каравайчуке (2023).

Мы поговорили о том, почему так важно услышать музыку Кнайфеля именно сегодня, как работать с открытыми к интерпретации партитурами композитора и о том, что может случиться 12 июля на Новой сцене Александринского театра, когда кнайфелевская «Айнана» впервые прозвучит в родном городе композитора в исполнении оркестра громкоговорителей.

Олег Нестеров, музыкант, лидер группы «Мегаполис»

— Поздравляю с выходом книги и винила, с премьерой новой главы вашего проекта. Только что состоялся концерт-перформанс с музыкой Кнайфеля в исполнении «Акусмониума» (оркестра громкоговорителей) в рамках Дягилевского фестиваля. Как все прошло? И какой вам показалась встреча музыки Александра Ароновича с этой конкретной площадкой и с аудиторией?

— Надо сказать, что это уже второе появление оркестра громкоговорителей на Дягилевском фестивале: в 2023 году музыка Каравайчука прозвучала в одном из цехов завода Шпагина, а теперь наш выбор пал на музей современного искусства PERMM, причем во многом пространство само определило, можно сказать, решило, что и как в результате получилось.

Дело в том, что незадолго до того в PERMM открылась инсталляция «Ротонда» художника и архитектора Александра Бродского — такой монументальный объект, который при взаимодействии с музыкой становится частью звуковой перспективы. То есть звук в присутствии «Ротонды» ведет себя иначе и требует дополнительной отстройки. Плюс у нас были опасения технического характера, в частности, можно ли ставить дирижера «Акусмониума» в саму «Ротонду», ведь слышимость для него во всех направлениях должна быть идеальная.

При этом с точки зрения визуала «Ротонда» Бродского как нельзя лучше подходит музыке Кнайфеля и подхватывает концепцию Александра Ароновича, который держал все двери открытыми и не отказывался ни от каких предложений, считая их частью божьего замысла. Он говорил, что самое важное в искусстве — это «внюхаться и догадаться, заловить как антенной то, что неуловимо, но единственно».

Мне кажется, что в этом смысле «Ротонда» с ее открытыми дверями как нельзя лучше совпадает с его философией. Так и получилось, что она стала центральной визуальной составляющей этого мультимедийного концерта, в котором объединилась энергия архитектуры Бродского и световой архитектуры, созданной с помощью лазеров. Музыка управляла светом, и это была не эффектная синхронизация, а именно что тонкая архитектура звука и света.

Что самое интересное, в разных частях «Айнаны» «Ротонда» будто высвечивала разные этапы творческого пути композитора, буквально иллюстрировала в этих 17 вариациях всего Кнайфеля — от начала и до конца. И в какой-то момент я ощутил, что Александр Аронович сам «заловил» оттуда «Ротонду» и сделал так, чтобы она стала частью этого концерта. Музыка путешествовала в пространстве, взаимодействовала с ним, со светом и с самой собой. В общем, Кнайфель предстал во всей красе. Думаю, у нас получилось сделать так, что партитура «Айнаны» впервые прозвучала так, как задумывалась автором.

Он говорил, что самое важное в искусстве — это «внюхаться и догадаться, заловить как антенной то, что неуловимо, но единственно».

— Вы упомянули партитуру «Айнаны», и она, конечно, поражает воображение. Вы выкладывали ее фрагменты в телеграм-канале проекта, и они напоминают схемы из учебника физики или что-то в таком роде, крайне графичное. И цифры как будто очень важны для Кнайфеля. Как в его музыке сосуществуют духовное и строгое математическое? Как для него разрешается так называемый спор физиков и лириков?

— Про «Айнану» важно понимать, что она была записана в конкретном пространстве, и изначально это была партитура для работы с пространством в том числе. Эта музыка записывалась в большом тон-ателье (БТА) киностудии Ленфильм, и геометрия БТА на нее, безусловно, повлияла. Плюс тогда все фиксировалось в стерео, и это уже были потери, а в фильме «След росомахи» Георгия Кропачева «Айнана» вообще звучит в моно. А ведь Кнайфель все 17 композиций-вариаций на имя подробно прокомментировал. Плюс Аркадий Матвеевич Штейнлухт, который дирижировал той самой записью в 1978 году, поговорил с дирижером «Акусмониума» Ильей Symphocat и детально рассказал обо всех нюансах. Так что можно сказать, что спустя без малого полвека эта музыка наконец была нами дешифрована обратно.

Фрагменты партитур Александра Кнайфеля. © Олег Нестеров / «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Архитектура и эмоции: как города определяют состояние горожан Архитектура и эмоции: как города определяют состояние горожан

Эмоциональное восприятие пространства, или как архитектура влияет на людей

РБК
Как нам реорганизовать капитализм? Как нам реорганизовать капитализм?

В мире ширится оппозиция традиционным рыночным отношениям

Ведомости
«Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами «Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами

Как сварщицы борются со стереотипами и за что любят свою работу

Forbes
Как вернуться в бизнес после банкротства Как вернуться в бизнес после банкротства

Как можно остаться «на плаву» после банкротства

Inc.
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет

Что предсказывает модель Вселенной, которая учитывает данные DES и DESI?

ТехИнсайдер
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
2026: от рекомендаций до ИИ-агентов 2026: от рекомендаций до ИИ-агентов

За привычным интерфейсом Авито работают сложные алгоритмы машинного обучения

ТехИнсайдер
На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита

Как архаичные люди могли использовать окаменелости трилобитов?

N+1
Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь Ромео и Джульетта. Еще раз про любовь

Откуда взялся сюжет «Ромео и Джульетты»? И зачем писать письмо героине Шекспира?

Караван историй
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите

Хангыль: самый простой, логичный и необычный алфавит мира

ТехИнсайдер
«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса «Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Как развиваться в сфере автотуризма и как здесь может встроиться МСП

Inc.
От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах

Судебные художницы: истоки профессии и самые известные процессы

Forbes
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Что будет в небе после МКС Что будет в небе после МКС

Через пять лет над Землёй будут работать станции разных стран, а не одна МКС

Монокль
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Как закатать асфальт Как закатать асфальт

Широкая асфальтовая перспектива: «Десна» выходит на дорогу

Эксперт
Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей! Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей!

Проверенные варианты фотопленок, которые работают в разных условиях

ТехИнсайдер
CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией

Исследователи сообщили об успешном лечении тяжелой системной склеродермии

N+1
Принц Тьмы и посол Земли: как Оззи Осборн стал одним из главных символов рок-музыки Принц Тьмы и посол Земли: как Оззи Осборн стал одним из главных символов рок-музыки

Что за личностью был Оззи Осборн и кем он останется в истории музыки

Forbes
Фокус внимания Фокус внимания

Разговор с актрисой Лизой Шакирой о вере, надежде и любви

OK!
Научно побеждать Научно побеждать

Как ученые помогли победить в войне

Эксперт
Открыть в приложении