«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами
Разбираемся, как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями в реальности, где цены растут быстрее зарплат. Спросили об этом самих молодых взрослых

Если верить заголовкам в СМИ, рилсам и шуткам в интернете, зумеры — поколение финансовой безграмотности. В отличие от своих родителей, они не стремятся покупать машины и квартиры, которые принято считать символами финансового успеха. А вместо этого едят тосты с авокадо, копят долги по кредиткам и тратят деньги на little treats — маленькие радости вроде ароматических свечек, десертов и парфюма.
По данным исследования СберСпасибо, бонусного продукта «Сбера», в первой половине 2024 года россияне в возрасте 16–25 лет потратили 4,4 млрд бонусов на заказы с маркетплейсов. Такое поведение можно было бы назвать побочным эффектом жизни в мире капиталистического изобилия, где есть все: от круассана в форме онигири до умного коврика для йоги. Но настоящая причина немного мрачнее.
Зумерам и юным миллениалам не повезло со временем, на которое выпала их молодость: на Западе — финансовый кризис и социальная турбулентность, в России — санкции и инфляция в довесок. Курс скачет: о машине можно не мечтать, особенно если это западный автопром, а ведь зумеры еще застали период, когда было модно ездить на BMW, а не на Zeekr.
«Даже если отказаться от латте, тостов с авокадо и покупок на маркетплейсах, это не спасет, — говорит Анастасия Денисенко, YouTube-блогер, чей ролик про зумеров «без жилья и с депрессией» набрал больше 200 тыс. просмотров. — Проблема глубже: цены на жилье растут в несколько раз быстрее, чем доходы. Ипотечные ставки достигают 20% годовых, а покупка квартиры за 15 млн руб. требует ежемесячного платежа в 250 тыс. руб.».

250 тыс. руб. — сумма, неподъемная для обычного молодого человека. По данным Росстата, в 2024 году средняя зарплата в России составила 87 952 руб. То есть на приобретение недвижимости зумерам и юным миллениалам в ближайшие годы тоже можно не рассчитывать: действительно, после такой информации грех не утешить себя большим карамельным латте.
Поколение кредиток
Исследование «Банки.ру» показало, что доля самой молодой возрастной группы (18–24 лет) среди всех кредитополучателей в 2024 выросла с 10% до 17%. При этом у совсем молодых ребят, которые едва поступили в вуз, еще и растет просрочка по кредиткам — за год она увеличилась в среднем с 3% до 7%. Впрочем, больше всего заявок на кредиты по-прежнему подают миллениалы (25–34 лет) — их доля выросла с 36% до 38%.
Причины, по которым зумеры берут кредиты, все те же: рост цен быстрее роста зарплат, маленькие радости как стратегия выживания (на карамельный латте тоже нужны деньги) и доступность кредиток (оформить карту можно онлайн за 30 секунд). Помимо классических кредиток, популярность среди молодых людей набирают сервисы отложенной оплаты — BNPL (buy now, pay later). Здесь платежи делятся на несколько равных частей: одну платишь сейчас, остальные позже.
Потребление, но разумное
С импульсивным шопингом на маркетплейсах отлично уживается еще одна обсессия молодых взрослых — осознанное потребление. В соцсетях часто всплывают посты, в которых зумеры и миллениалы делятся опытом своего no buy year — на год они отказываются от всех покупок, которые не несут в себе жизненной необходимости.
Какое-то время назад казалось, что вся молодежь увлечена эко-повесткой: никаких пластиковых стаканчиков и быстрой моды. Желание потреблять разумно и не вредить окружающей среде никуда не ушло, но трансформировалось: зумеры закупаются в zero waste магазинах, которые похожи на бесконечную витрину с «маленькими радостями». Кольцо, но из переработанного пластика. Шампунь, но твердый и без упаковки. Куртка, но из экомеха. Разумное потребление сегодня выглядит не как отказ, а как выбор — более этичных, но все равно желанных вещей.
Что о деньгах говорят сами молодые взрослые
Чтобы понять, как на самом деле новое поколение относится к деньгам, мы поговорили с молодыми взрослыми из разных сфер — от креативных индустрий до образования.
Маша Константиниди, 28 лет, писатель, продакт-менеджер
«Я много зарабатываю, но если бы можно было хорошо жить без денег, было бы намного круче. Мне перестали нравиться идеи капитализма.
Больше всего я трачу на еду. Говорят, что это симптом бедности. Хотя у меня еда разная — это не только продукты для дома, но и кафешки и рестораны. Также много денег уходит на развлечения и спорт. Потом — косметологи, маникюр, брови, лазерная эпиляция, массажи.