«Посещение музеев — такие же понты, как размер парика при дворе Людовика XV»
Елизавета Лихачева — об арт-бизнесе и мотивации меценатов

В Выксе Нижегородской области началась реставрация и перемещение в «Шухов-парк» гиперболоидной башни Владимира Шухова 1933 года. Консультантом проекта выступает Елизавета Лихачева, ранее директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева и ГМИИ имени Пушкина. Weekend поговорил с ней об амбициозном предприятии, наследии Шухова и сложности его сохранения, а также о том, каким должен и может быть современный музей и зачем нужно частное коллекционирование.
Водонапорную башню Владимира Шухова, одну из последних построенных при жизни инженера, к сентябрю перенесут с территории выксунского завода ОМК в «Шухов-парк», развитие которого ведет Объединенная металлургическая компания. Он расположен на берегу одного из каскадных прудов на месте первого завода братьев Баташевых в Выксе. Частью этого индустриально-туристического центра станет еще один шуховский объект — своды листопрокатного цеха 1898 года, а также музей, детский технопарк и пешеходная набережная. До конца года запланировано открытие детского образовательного центра «Кванториум», после чего приступят к строительству музея.

Перемещение башни Шухова — крайне сложный проект с технической точки зрения. Может ли он стать неким примером сохранения инженерного наследия? С какими трудностями сопряжены такие начинания?
Главная сложность в том, что эти конструкции невозможно приспособить под новое использование. Здание можно переделать под кафе, отель, что угодно. А башня остается башней, она не функциональна в привычном смысле.
Это типичная проблема инженерного наследия: оно кажется незрелищным. Люди видят ржавое железо и не понимают, в чем ценность. Поэтому перенос шуховской башни с территории выксунского завода ОМК в «Шухов-парк» решает сразу две задачи. Во-первых, памятник становится доступным для публики. А во-вторых, люди начинают задаваться вопросами: что это? где еще такое есть? как сохранить другие инженерные памятники?
Важно, что подобные башни почти никогда не перемещались. Один из редких прецедентов — конструкция, показанная Шуховым на Нижегородской ярмарке в 1896 году. После этого ее купил Юрий Нечаев-Мальцов (русский предприниматель и меценат.— Прим. ред.) и перенес в Полибино. Но с тех пор ничего подобного в России не делали.
Из успешных примеров реставрации я могу назвать только один — шуховскую башню на Оке. Ее сохранили, открыли для публики, и это очень качественная музейная реставрация. В других случаях все далеко не так радужно: в Бухаре, например, из башни сделали ресторан, пристроили лифт. Хотя, с другой стороны, ресторан — лучше, чем сдать в металлолом.
Что касается Выксы, здесь применили уникальную технологию. Поврежденные элементы восстанавливали методом напыления металла, таким образом вернув несущую способность конструкциям, не демонтируя их.

В чем особенность музея, который посвящен индустриальному наследию и при этом расположен за пределами крупных туристических центров?
Если вы строите музей в таком небольшом городе, как Выкса,— а он вместе с агломерацией насчитывает около 80 тысяч человек,— важно понимать, что при вложении значительных ресурсов он должен привлекать гораздо более широкую аудиторию, чем только местных жителей. Это требует включения точки в туристические маршруты и развития инфраструктуры — от городской среды до гостиниц. При этом сам музей должен зарабатывать, и в этом огромную роль играет организация экспозиции и всего пространства.