Опять и опять «Назад в будущее»
Краткая история культовой ленты, вырастившей последнее поколение XX века

3 июля 1985 года в прокат вышел фильм «Назад в будущее». История о подростке, который попал в прошлое, навел в нем порядок и изменил свое настоящее, стала абсолютным блокбастером, положила начало одноименной франшизе и изменила представление о том, какими могут быть фантастические фильмы. Рассказываем, как идея «Назад в будущее» появилась благодаря уборке в подвале, почему машину времени не разместили в холодильнике и кто цитировал фильм в Конгрессе.
1
Все началось с вопроса об отцах и детях. В 1980 году 30‑летний голливудский сценарист Боб Гейл приехал навестить родителей в Сент-Луис в штате Миссури, чтобы помочь им разобрать подвал в доме. Во время уборки он обнаружил детский архив своего отца, Марка Гейла, и выяснил, что в старшей школе тот был отличником и президентом класса. Эта информация озадачила Боба. Сам он в школьные годы не проявлял лидерских качеств, а учебе и внеклассным занятиям предпочитал чтение комиксов. И у него возник вопрос: дружил бы он со своим отцом, если бы тот был его одноклассником? Этими размышлениями он поделился с режиссером Робертом Земекисом, в паре с которым выпустил уже три фильма. Они решили написать сценарий о Марти Макфлае — школьнике 1980‑х из городка Хилл-Вэлли, который переносится в Хилл-Вэлли 1950‑х и встречает своих родителей Джорджа и Лоррейн, заканчивающих старшие классы.

2
Роль Марти Макфлая сначала играл другой актер. Майкла Джей Фокса Земекис приметил на съемочной площадке молодежной комедии «Волчок». Фокс исполнял в ней главную роль, а Земекис приехал посмотреть, не подойдут ли ему те же локации для «Назад в будущее». Однако заполучить актера тогда не удалось — шли съемки четвертого сезона ситкома «Семейные узы», в котором у Фокс был одним из центральных персонажей, и его не отпустили в сторонний проект. На роль Марти Макфлая был утвержден Эрик Штольц. Фильм «Маска» Питера Богдановича с ним в главной роли еще не вышел в широкий прокат, но продюсеры посмотрели его на закрытом показе и пришли в восторг от драматических способностей Штольца. Земекис снял с ним треть сценария, но остановил съемки: по его словам,