Философ Михаил Куртов о связи нейросетевого искусства с сюрреализмом

WeekendКультура

«Нейросети — это современная алхимия»

Философ Михаил Куртов о связи нейросетевого искусства с сюрреализмом

Здесь и далее. Итоговый фильм лаборатории нейросетевого фильма «Киберглаз», 2024. Фото: лаборатория «Киберглаз»

В октябре на фестивале «Послание к человеку» впервые прошла лаборатория нейросетевого фильма «Киберглаз». В ее работе принял участие теоретик медиа и философ Михаил Куртов. О связи нейросетевого искусства с сюрреализмом он рассказал Константину Шавловскому.

Когда мы видим нейросетевое искусство, у нас часто возникает желание атрибутировать его как сюрреалистическое. Откуда возникает этот эффект?

Я специально перед нашим разговором перечитал «Манифест сюрреализма» Андре Бретона и определил для себя три пункта, объясняющих, почему в нашем культурном сознании эффект от сюрреалистических произведений и от того, что производят нейросети, совпадает. Но для начала хорошо бы вспомнить, чем вообще был сюрреализм. По сути, он был поздней, вторичной реакцией на Просвещение, а первым контр-Просвещением был романтизм: неслучайно Бретон в своем манифесте вспоминает про романтиков. А что такое Просвещение? Сам этот термин указывает на определенную оптику знания: согласно просветителям, знание должно быть ясным и отчетливым. Тогда как знание, предшествовавшее Просвещению, объявлялось ими темным и смутным — средневековым «мракобесием». На это требование просветителей в конце XVIII века и последовал ответ, который мы знаем как романтизм,— как попытка возвращения к знанию «темному». Противоположностью «просвещения» является затемнение, какая-то жажда темноты, желание, чтобы мир не был слишком ясным и отчетливым, чтобы в нем оставались какие-то темноты. Мы можем истолковать это как желание чуда, тягу к чудесному, то есть к тому, что не поддается рациональному объяснению. Намерение сюрреализма также заключалось, как пишет Бретон в своем манифесте, в том, чтобы покончить с ненавистью к чудесному. И такой темнотой для сюрреализма, когда он был еще в смычке с ранним психоанализом, становится сновидение. Которое до конца ведь не прояснишь: в сновидении есть какая-то неустранимая темнота. И точно такая же темнота есть и в работе нейросетей. Я говорю прежде всего о пресловутой проблеме «черного ящика». Этим термином описывают невозможность понять, как обученная нейросеть в конечном счете устанавливает соответствие между входными данными и выходными, например между графическим образом черепахи и словом «черепаха». Как и в сновидении, внутри самой нейросети есть какая-то неустранимая темнота. Мы понимаем, что она проходит огромный путь, чтобы отличить, допустим, черепаху от газонокосилки, опираясь на миллиарды каких-то признаков. Но как именно она проходит этот путь, можно только догадываться, потому что человеческий разум не способен объять такое количество данных. Мы можем только почти что вслепую изменять параметры работы нейросети, пока не получим нужный нам результат. Это похоже на работу не ученого-просветителя, а ренессансного алхимика, который, руководствуясь наполовину научными, а наполовину магическими знаниями, пытается превращать одни элементы в другие. Собственно, нейросети — это и есть современная алхимия, повторение алхимии на исторически новом, цифровом материале. И это не просто какая-то метафора: речь о структурно том же самом явлении. Еще Шпенглер в «Закате Европы» подробно рассмотрел совпадение совершенно различных явлений в разных исторических эпохах.

Фото: из личного архива Михаила Куртова

Но в этом как будто бы заключен парадокс: нейросети же появились вследствие развития технического прогресса, то есть научного знания в привычном нам смысле слова, а в итоге мы говорим о каком-то «темном» знании и чуть ли не техномагии.

В том-то и дело, что в современном мире господствует определенная идеология, представленная оптикой ясного и отчетливого знания, собственно, оптикой Просвещения. А в ренессансной оптике, которая ей предшествовала, были и другие комбинации. Ренессансное знание могло быть темным и отчетливым или ясным и смутным. Таково астрологическое и алхимическое знание, которое следует отличать от магии. Магия — это часто знание темное и смутное, тогда как в той же астрологии, как бы она ни была темна, есть минимум отчетливости, а именно — расчет движения небесных тел. Сегодняшняя наука сама себе противоречит: исповедуя просветительскую идеологию ясности и отчетливости, она в то же время занимается порой вещами довольно темными и смутными, причем отказывается в этом сознаваться. Это началось уже с открытий в квантовой физике и продолжилось теми же нейросетями. Там и там используется статистический аппарат — то есть через случайность, через случай в научное знание закралась темнота. Специалисты по нейросетям, кстати, вполне отдают себе отчет в том, что они занимаются совсем не тем, чем обычные программисты. У них есть такой шаманский вайб, и они же сами себя так иронично и аттестуют. Науки в строгом смысле там никакой нет: они просто «химичат», меняя параметры нейросети, обрабатывая входные данные и так далее. Разумеется, это приносит какой-то результат. Но и астрология приносила определенные результаты. Есть, скажем, современные исследования об использовании элективной астрологии в ренессансной Италии — выбора оптимального момента для того или иного действия по звездам. Не говорю уже о том, что шаманам удавалось изменять погоду — вызывать дождь без каких-либо химических веществ, менять направление ветра,— что современной науке и не снилось, об этом тоже есть много антропологических данных. Короче говоря, сам факт того, что у нас есть результаты функционирования какой-то технологии, еще не говорит о том, что мы понимаем, как эта технология работает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нас возвышающий финал Нас возвышающий финал

Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

Weekend
Сила воды Сила воды

Зоологи доказали: сайгаки приходят на водопои не только пить

Санкт-Петербургский университет
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Боевые слоны Боевые слоны

Почему боевые слоны считались идеальным оружием древности?

Дилетант
Прошлое, стертое с лица планеты: 5 утраченных памятников культурного наследия Прошлое, стертое с лица планеты: 5 утраченных памятников культурного наследия

Какие предметы культурного наследия были бесследно уничтожены?

ТехИнсайдер
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Уют по-мужски Уют по-мужски

Элегантный и сдержанный интерьер для бизнесмена

SALON-Interior
Основы молодости Основы молодости

Как повлиять на биологический возраст и в чем кроется секрет долголетия?

Grazia
Отберут ли автомобиль, если не заплатить вовремя по автокредиту – и 5 способов решить вопрос с банком Отберут ли автомобиль, если не заплатить вовремя по автокредиту – и 5 способов решить вопрос с банком

Как будет действовать банк, выдавший автокредит, если клиент задерживает платежи

ТехИнсайдер
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
«Ученик»: почему фильм о молодом Трампе вызвал скандал и не выйдет в прокат в России «Ученик»: почему фильм о молодом Трампе вызвал скандал и не выйдет в прокат в России

«Ученик»: какой получилась скандальная картина?

Forbes
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство? Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала

Inc.
«Я терпеливо жду в засаде» «Я терпеливо жду в засаде»

Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях

Монокль
Жизнь Нэнси Уорд, женщины из племени Чероки, которая боролась за мир с европейскими поселенцами Жизнь Нэнси Уорд, женщины из племени Чероки, которая боролась за мир с европейскими поселенцами

Нэнси Уорд: от статуса племянницы вождя до титула «Военной женщины»

ТехИнсайдер
Путешествие на виртуальном трамвае Путешествие на виртуальном трамвае

Почему современные дети и подростки чувствуют себя усталыми и хотят спать

СНОБ
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире

Как использовать знания об аудитории, чтобы набирать подписчиков?

Inc.
Пыль в глаза Пыль в глаза

Почему возникает конъюнктивит и как его лечить

Лиза
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Истоки свободы: почему взгляды коренных народов Америки близки современным ценностям Истоки свободы: почему взгляды коренных народов Америки близки современным ценностям

Как жители Новой Франции воспринимали европейских завоевателей?

Forbes
Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики

Список самых бесполезных пластических операций

VOICE
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа

Глава из фантастического романа с элементами роуд-муви и антиутопии «Вегетация»

СНОБ
NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы

NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы

N+1
Открыть в приложении