Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг светаИстория

Художник и знаток

По каким законам строится перспектива? Как ведут себя мышцы в движении и покое? Как «работает» человеческий глаз? Отвечая себе на эти и другие вопросы, художники эпохи Возрождения помогали ученым, а подчас и опережали их в научных изысканиях.

Текст: Оксана Санжарова

Есть ли крылья у ангелов и допустимо ли изображать Христа в виде агнца – такие вопросы прежде всего занимали умы средневековых художников. Их искусство было ограничено сакральными темами и существовало в строгих рамках богословского канона. Лишь в книжных иллюстрациях они могли позволить себе большую свободу. Все стало радикально меняться в эпоху Возрождения. Это было удивительное время восстановления утраченных и обретения новых знаний, время, когда теология постепенно теряла статус важнейшей из наук.

Ренессанс разом вернул искусству портрет, пейзаж, натюрморт (пусть поначалу лишь как детали религиозной живописи), светские сюжеты, светотеневую лепку форм, сложные позы, интерес к обнаженному телу – все достижения Античности, «похороненные» богословами Средневековья. И хотя Античность была мертва, лучшим умам XV века она казалась спящей красавицей, которую можно разбудить.

Перспектива и пропорции

Роспись зала в древнеримской вилле в Боскореале, в окрестностях Везувия, около 50–40 года до н. э.

Древнейший сохранившийся текст с попыткой определить правила перспективы – это античный трактат «Оптика» математика Евклида, жившего в IV–III веках до н. э. По римским фрескам видно, что художники старались применить ее на практике, однако их знаниям не хватало системы. И эта система – последовательная, математически обоснованная, ориентированная на человеческий глаз – в эпоху Ренессанса сложилась в Италии.

То, как размеры объектов зависят от их удаленности от зрителя, показал в первой трети XV века Филиппо Брунеллески – архитектор и скульптор, создатель купола флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Брунеллески применил линейную перспективу в двух написанных им видах Флоренции. Увы, картины не сохранились. А принцип построения линейной перспективы объяснил вскоре другой архитектор, Леон Баттиста Альберти, в «Трактате о живописи» 1435 года. Он уподобил плоскость картины сечению «зрительной пирамиды», где все параллельные линии, уходящие в глубину, изображаются сходящимися в одной точке на линии горизонта. Изыскания этих архитекторов, давшие искусству логику, которую мог освоить каждый, немедленно взяли на вооружение скульпторы и живописцы: Донателло (друг Брунеллески) – в рельефе «Святой Георгий и дракон», Лоренцо Гиберти (соперник Брунеллески) – в рельефах дверей Флорентийского баптистерия, а Мазаччо и Анджелико – в живописи.

Двери Флорентийского баптистерия, главный шедевр Гиберти, за совершенство исполнения прозвали «Райскими вратами»
Фра Андxелико. «Благовещение». Около 1451 года
Идеи Пьеро делла Франчески развивал в работе «Божественная пропорция» его ученик, математик Лука Пачоли

После них перспективой увлеклись Паоло Уччелло, о котором современники говорили, что его идеально построенные колонны красивее, чем его Мадонны, а также Пьеро делла Франческа, который был не только живописцем, но и прекрасным математиком. В работе «О живописной перспективе» он описывал способы перспективного построения предметов любой формы, включая человеческое тело. Идеи из второго трактата Франчески «О пяти правильных телах» позже развил в работе «Божественная пропорция» его ученик Лука Пачоли. Сейчас эта книга 1509 года более всего ценна иллюстрациями, созданными Леонардо да Винчи. Есть теория, что именно Пачоли подтолкнул да Винчи к попытке расшифровать изложенную римским архитектором Витрувием в I веке до н. э. формулу совершенных пропорций человека. Правда, еще до Леонардо иллюстрации к рассуждениям Витрувия делали художник и механик Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола (1440-е), а также живописец и архитектор Франческо ди Джорджо Мартини (ок. 1480) и друживший с флорентийским гением Джакомо Андреа да Феррара (ок. 1490). «Немецкий Леонардо» Альбрехт Дюрер тоже интересовался идеальными пропорциями. Написать работу «Четыре книги о пропорциях человеческого тела…», по словам Дюрера, его побудила печаль по утраченным знаниям древнегреческих художников, чьи «благородные книги, возможно, были совершенно уничтожены в раннюю пору Церкви из ненависти к язычеству». Начав с промеров античных Аполлона и Геракла, Дюрер постепенно пришел к необходимости искажать их прекрасные формы «ради верности природе» и предложил

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопрос/ответ Вопрос/ответ

Можно ли сбрасывать радиоактивные отходы в вулканы и другие интересные вопросы

Вокруг света
Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения

Почему чтение все еще актуально и где искать хорошие книжные рекомендации

Forbes
Научно побеждать Научно побеждать

Как ученые помогли победить в войне

Эксперт
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Природное и культурное наследие: 5 самых впечатляющих объектов из списка ЮНЕСКО в России Природное и культурное наследие: 5 самых впечатляющих объектов из списка ЮНЕСКО в России

Впечатляющие объекты, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

ТехИнсайдер
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Драйверы от Windows или фирменные: что лучше Драйверы от Windows или фирменные: что лучше

Стоит ли устанавливать фирменные драйверы или можно ограничиться встроенными

CHIP
Стать девушке солдатом на войне… Стать девушке солдатом на войне…

Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – сила
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Флаг Ватикана на Олимпиаде: какое спортивное наследство досталось новому папе Флаг Ватикана на Олимпиаде: какое спортивное наследство досталось новому папе

Какое наследство в области спорта получил Лев XIV

Forbes
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек

ИИ против безопасности: почему компании теряют данные через ChatGPT

Forbes
Поворот не туда Поворот не туда

Какие районы Москвы в прошлом считались опасными?

Правила жизни
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания» Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания»

Экологи проверили правдоподобность популярной гипотезы об эскалаторе вымирания

N+1
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Образование без серверов: как и зачем использовать облачные технологии вузам Образование без серверов: как и зачем использовать облачные технологии вузам

Использование облачных технологий в процессе образования улучшает успеваемость

Forbes
Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров

Бизнес-портфель Селены Гомес, главные активы и точки роста

Forbes
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
«Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек «Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек

В «Звуке падения» уживаются камерное пространство и масштабное время действия

Forbes
Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева

Нина Зверева — о ключевых жизненных принципах и основах воспитания детей

Inc.
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Рыцарь карандаша и бумаги Рыцарь карандаша и бумаги

Профессиональный и межпоколенческий разговор двух архитекторов

Afternoon Seasons of life
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии

Почему немецкая версия Vogue стала самым дорогостоящим провалом Конде Наст?

Forbes
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Открыть в приложении