Нина Зверева — о ключевых жизненных принципах и основах воспитания детей

Inc.Знаменитости

Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева

podkast-16-maya-1360-x-900-2-1.jpg

Советская и российская журналистка, обладатель ТЭФИ, член Академии российского телевидения, бизнес-тренер, автор книг и преподаватель школы «Сколково» рассказала о ключевых жизненных принципах: умении радоваться каждому моменту, честности с собой и трех основах воспитания успешных детей — свободе, поддержке и искреннем интересе к их жизни. Особо ценно, по ее мнению, превращение детско-родительских отношений во взрослую дружбу.

Интервью выходят дважды в месяц в рамках регулярного видеоподкаста «Делай!», где Мария Лапук, совладелица «Инк.», беседует с успешными российскими предпринимательницами.

Справка:

Нина Витальевна Зверева — член Академии российского телевидения, двукратный обладатель премии ТЭФИ, легендарная журналистка и создатель первой в России частной школы телевидения. Имеет богатый опыт интервьюирования мировых лидеров, включая Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Автор более 10 книг по эффективной коммуникации и риторике, с 2020 года руководит собственной онлайн-школой, клиентами которой являются крупнейшие российские компании — ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Х5 Retail Group, «Ростех», МТС и другие. Как коуч топ-менеджеров, политиков и руководителей госкорпораций, Нина Зверева считается одним из ведущих экспертов России в области деловой коммуникации и публичных выступлений.

Успех в карьере — талант, работа или… удача?

У вас совершенно интересная жизнь, и чего в ней только не было. Вы в 8 лет пришли на телевидение. Как это — быть ребенком, который работает на советском телевидении? Это была очень большая ответственность, я думаю, даже больше, чем сейчас в современной России. Как вам удалось так рано начать работать и так рано стать популярной?

— Работой это нельзя назвать, Маша. Когда человек работает, ему платят деньги. Никакие деньги тогда не платили ни мне, ни родителям. Это была, конечно, не работа, а игра. Это был кружок. Да, меня показывали по телевизору, но ты же понимаешь, какие тогда были телевизоры.

Я 1952 года рождения. Когда мне было 8 лет, шел 1960 год. Это были телевизоры КВН с большой лупой и маленьким экраном. Они были далеко не в каждом доме. У нас был единственный телевизор на большой университетский дом, и мама с папой приняли решение подарить этот телевизор дедушке и бабушке, потому что мама устала кормить всех котлетами. Она не может: если придут в дом гости, их надо накормить. А на телевизор приходило много людей, 20–30, заполняли всю комнату. Всем было интересно посмотреть, что это за диковинка такая — телевизор.

Поэтому не было никакой всеобщей узнаваемости. Более того, в ту пору не было Центрального телевидения, его сигнал не доходил до отдаленных городов. Были построены региональные станции примерно в 1957 году по всему Советскому Союзу. Они все одинаковые — маленькие желтые двухэтажные домики с вышкой, предназначенные для создания местного, локального материала. Туда приходили люди, которые, как правило, не имели никакого специального образования, часто из театра.

Михаил Робертович Мараш, мой первый режиссер, которого я просто сбила с ног сачком, когда мы ловили майских жуков, искал активную девчонку с косичками. Сама пострадала — коленки в кровь, помню, и он меня поднимал и смеялся. Веселый и чудесный человек был. Он сказал мне: «Вон видишь вышку? Приходи, будешь сниматься».

Я сказала родителям. Родители были очень сильно заняты на работе, но у нас царил культ самостоятельности. Мне сказали: «Ну хорошо, иди». Так я начала сниматься. Вела разные программы и снималась в кино. Михаил Робертович снимал тогда кино на большие кинокамеры. Я играла разные роли, было очень интересно.

Уже потом, лет в 10–11, я вела регулярные передачи типа «Горьковской пионерии» с галстуком, вела краеведческие конкурсы. Мне это нравилось. Конечно, менялись камеры, менялись телевизоры, все это приобретало уже какой-то масштаб, но очень небольшой. Ни о каких миллионах зрителей речь не шла, конечно. Мне очень нравилось, что меня с уроков отпускают. Нравилось, что подружки мне завидуют.

Но когда мне стукнуло 12 лет, Михаил Робертович нашел новую звезду, потому что я вступила в «возраст гадкого утенка». Это было большое профессиональное переживание в жизни. Я привыкла сниматься, мне нравилось выступать. А тут вдруг я включила телевизор, потому что меня перестали звать, а там другая девочка ведет мою программу. Это было очень больно. Вообще такие случаи, когда, например, девчонку снимают в кино, а потом перестают, — очень тяжелое испытание.

Но у меня очень умные родители. И когда папа увидел, что переживания затянулись, он мне задал один, как я называю, питч-вопрос. Знаешь, бывают такие вопросы, которые меняют твою жизнь. И их надо уметь сформулировать. Папа спросил: «Ниночка, ты скажи мне, пожалуйста, тебе хочется, чтобы тебя показывали по телевизору?» — «Да». — «Кроме ведущих там кто бывает?» Я говорю: «Гости программы». — «А кого зовут в гости?» Я говорю: «Ну как, людей интересных». И он говорит: «Стань тем человеком, которого позовут на телевидение».

Это было, конечно, гениально. У меня снова зажглись амбиции, и я стала очень сильно стараться во всех областях — энергии было много, талантов, видимо, тоже немало: стихи писала, песни писала, сочинения, начала побеждать в олимпиадах, попала в «Артек», стала председателем совета дружины. В общем, очень много делала, но чего-то все никак не звали. Но я верила, что позовут.

Однажды, когда моя мама решила провести уборку в шкафу, оттуда выпала папка архива, который остался после смерти моей тети. А из нее — письма. И визитная карточка «Александр Александрович Блок», написанная его почерком, вся исписанная.

И вот это богатство выпало к нашим ногам. Далее последовало очень много звонков из Москвы. Я принесла эти письма на свой факультет, к своему профессору. Затем была «Литературная газета». Я написала огромную статью «23 неизвестных письма Блока» — во весь разворот.

Когда вышла статья, позвонили с телевидения. Зверева — распространенная фамилия. Нина — тоже было достаточно обычным именем. Кроме того, с моих 12 до 19 лет прошло немало времени. Никто и не подумал, что это та самая девочка, которую они когда-то снимали.

Зашла в редакцию — я все помнила, ноги сами шли. Тут меня, конечно, узнали. Там сидел Мараш, тот, кого я когда-то сбила с ног. «Так это ж Нинка! Это ж Нинка наша!» И тогда Владимир Сергеевич Близнецов, редактор, говорит: «Ты учишься на филологическом, ты столько лет у нас работала на телевидении, пиши сама сценарий!» И мне это так понравилось!

Я придумала сценарий. Нашла актрису, похожую на Зою Владимировну, актера, похожего на Блока. В архиве в Москве нашла письма ее к нему. И все это воссоединилось. Он пишет ей, она пишет ему. Это не любовная переписка, а абсолютно рабочая, причем невероятная, потому что было очень опасно помогать политическим ссыльным, заключенным. Она это делала, и он ей помогал.

Он выступал на Бестужевских курсах, а все средства шли политическим заключенным. Такая была общественная деятельность. Мы думали, что это будет 20-минутный рассказ про письма. Это был прямой эфир, тогда еще не было видеозаписи, и я в прямом эфире была час. Я разговорилась, а мои актеры как-то медленно читали. Я добавляла комментарии. Передо мной камера, а Владимир Сергеевич на пульте сказал: «Всем тихо, не трогайте ее». Они отменили передачи, которые должны были быть после меня.

Меня тогда сразу пригласили работать. Я стала вести программу. Первый ребенок, через 2 года сразу второй. Весь город с наслаждением смотрел, как я ходила беременной до последнего дня. И с первого дня после роддома уже выскакивала в эфир, потому что он был каждую неделю — я вела молодежные программы.

Потом была большая проблема взять меня на работу, потому что телевидение — это чисто пропагандистская история, и нельзя взять абы кого. А я как-то не подходила по анкете совсем.

И что делали?

— А ничего не делала. До сих пор ношу на руках, люблю и поддерживаю человека, который это сделал. Рогнеда Александровна Шабарова, она раньше возглавляла молодежную редакцию. Когда я пришла на телевидение уже взрослой, она была директором телевидения.

Она пошла в обком партии и сказала: «Да, она женщина, не мужчина. Да, у нее двое маленьких детей. Да, она беспартийная, но люди хотят ее видеть, люди ее смотрят, люди ее знают. И если вы запрещаете взять этого человека в штат, увольняйте меня. Я как директор телевидения должна брать тех, кого хотят видеть зрители. Увольняйте меня или берите Звереву».

Была вакансия, но требовался мужчина. И партийный. А я женщина с двумя маленькими детьми, беспартийная, папа русский, но мама — еврейка. Тогда все это учитывалось. И это тоже был отягчающий фактор. Но Рогнеда Александровна добилась своего, и меня взяли в штат.

Это было важно. У меня было много возможностей — и аспирантура, и газеты меня брали, и радио. Но хотелось, конечно, именно телевидение — мечта и судьба моя. Мне хотелось на Центральное телевидение, и я очень быстро там оказалась, в 25 лет.

Foto44_resized.jpg

Талант или работа?

— Еще и удача. Письма Блока — это удача, конечно. Дальше был Всесоюзный фестиваль в Нижнем Новгороде. Мою программу не поставили в плановый просмотр, потому что она была немножко антисоветская. Она была проблемная, а фестиваль назывался «Молодой современник — строитель коммунизма», где все было только за здравие.

У меня была проблемная программа «Круглый стол вокруг станка: почему никто не хочет идти в рабочие профессии?». Я разбиралась с этим. Это был аналитический репортаж, и мою программу поставили вне конкурса.

Но приехал Эдуард Михайлович Сагалаев. Он был в ужасе от этих строителей коммунизма, от этих программ, просто вытирал слезы, потому что не мог больше смотреть одинаковое. Он вошел в молодежную редакцию, окинул взглядом наши весьма немолодые ряды. У нас даже песня была: «А мы творцы молодых передач с пожилыми серьезными лицами».

И он увидел меня. Глаз его загорелся, и он говорит: «Девушка, а у вас есть программа для фестиваля?» Я говорю: «Я вне конкурса». — «Подождите, это я тут определяю, кто в конкурсе, кто вне конкурса. Несите вашу программу».

Это именно «несите». Программы были на широких лентах, тяжеленные. И я, прижав к груди этот баул с лентой, пошла в зал. У меня ноги дрожали. Я понимала, что в этот момент все решается. Если он обратит на меня внимание, у меня есть шанс попасть на Центральное телевидение и сделать новый виток в карьере. А если не обратит — нет никакого шанса.

Он смотрел это всё 45 минут. Я ненавидела свою программу с первой секунды. Мне все не нравилось, особенно как я одета, как выгляжу. Он смотрел не шевелясь. Когда закончилась программа в этом тихом пустом зале, на меня оглянулся этот великолепный, абсолютно талантливый и яркий человек, Эдуард Михайлович Сагалаев, создатель молодежной редакции Центрального телевидения и программы «Взгляд», и говорит: «Откуда такая любовь к камере? И камера… Почему вас так любит камера? В чем загадка?» Я говорю: «Так я с 8 лет…» — «Вот откуда! С 8 лет. Вы должны работать у нас!» Я тут же говорю: «У меня двое детей». Он отвечает: «Ну, слушайте, кому это мешает? Дети будут учиться в хороших московских школах. А для вас я выбью квартиру. Переезжаем завтра».

Я не решилась. Съездила в Москву, сделала там репортажи, всем очень понравилось, очень понравилось в эфире. Но я испугалась за свою семью.

О трудном, но правильном выборе

А сколько было детям тогда?

— Пети тогда еще не было. Он появился позже, когда я решила окончательно не переезжать в Москву, — родила его и уже точно осталась в Нижнем. Конечно, соблазн был огромный. Но мне было всего 25, а Нелю я родила в 19. Значит, одной дочери 6 лет, другой — 4.

То есть вы очень хотели?

— Не то слово! Это была абсолютная мечта и идея фикс. На Центральном телевидении был совсем другой масштаб. Оно ведь было единственным — его смотрела вся страна. И если ты работаешь в телевизионной сфере, конечно, хочется иметь максимально широкую аудиторию.

Но почему тогда вы выбрали остаться в Нижнем?

— Я боялась, что муж не найдет в Москве работу такую же подходящую, как в Нижнем, тогда еще Горьком. К тому же у меня была больная мама, которая очень на меня рассчитывала и которую я очень любила. Мне казалось, что я не могу сделать этот шаг, хотя для моей карьеры и для личного развития это было крайне важно.

Вы жалели об этом?

— Никогда. Мы с Сагалаевым дружили всю жизнь. Даже в последние годы, когда он болел, часто виделись. Он родом из Узбекистана. И в своей книге посвятил мне целую главу. Это было так трогательно, я не ожидала. Недавно прочитала и была растрогана — про Нину Звереву, как он ее открыл, как она не переехала в Москву и как состоялась в другом качестве, возможно, даже более значимом.

Однажды мы сидели в ресторане «Узбекистан» — он родом из Самарканда. Глядя на меня, он сказал: «Знаешь, а ведь ты правильно поступила. Удивительно. Тогда я злился и не понимал — ты рождена для этой работы. Тебе предлагают масштаб, хорошую должность, зарплату и известность, а ты отказываешься. А сейчас, когда я вижу, какая у тебя невероятная семья, какая поддержка, понимаю: тебе все это удалось. И еще — тебя все знают. Ты каким-то другим путем сделала так, что где ни скажешь „Нина Зверева“ — тебя все знают. А ребят из „Взгляда“ уже забыли».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Зеленый дракон Зеленый дракон

Как Китаю удалось пройти путь от «угольной коптилки» до лидера энергоперехода

ТехИнсайдер
10 цитат Леонида Каневского о тру-крайме, популярности и ценности дружбы 10 цитат Леонида Каневского о тру-крайме, популярности и ценности дружбы

Делимся главными инсайтами легендарного ведущего программы «Следствие вели…»

Psychologies
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Добавьте изюминку Добавьте изюминку

Как быстро и бюджетно преобразить интерьер загородного дома

Добрые советы
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны

Почти 15 тысяч самолетов были поставлены в СССР по ленд-лизу в годы ВОВ. Но как?

ТехИнсайдер
Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится? Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится?

Как сохранить самообладание и профессионализм, когда компания в кризисе?

Inc.
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Метеоризм Метеоризм

Почему метеоризм возникает даже у здоровых людей?

Здоровье
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Яковлевы Яковлевы

Юрий Яковлев оставил после себя не только роли, но и актёрскую династию

Караван историй
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе

Почему женщины зацикливаются на тревожных мыслях? Ищем ответы в книге психолога

Forbes
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого» Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого»

Актриса Ольга Дибцева — о съёмках после родов и своём целебном лайфхаке

Здоровье
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Как благотворительность помешала Биллу Гейтсу стать первым в мире триллионером Как благотворительность помешала Биллу Гейтсу стать первым в мире триллионером

Почему Билл Гейтс мог стать богаче Маска втрое?

Forbes
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Психологический портрет: что такое синдром незавершенных дел и синдром Феникса Психологический портрет: что такое синдром незавершенных дел и синдром Феникса

Психология: что лежит в основе синдромов Феникса и незавершенных дел?

Forbes
Открыть в приложении