Нина Зверева — о ключевых жизненных принципах и основах воспитания детей

Inc.Знаменитости

Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева

podkast-16-maya-1360-x-900-2-1.jpg

Советская и российская журналистка, обладатель ТЭФИ, член Академии российского телевидения, бизнес-тренер, автор книг и преподаватель школы «Сколково» рассказала о ключевых жизненных принципах: умении радоваться каждому моменту, честности с собой и трех основах воспитания успешных детей — свободе, поддержке и искреннем интересе к их жизни. Особо ценно, по ее мнению, превращение детско-родительских отношений во взрослую дружбу.

Интервью выходят дважды в месяц в рамках регулярного видеоподкаста «Делай!», где Мария Лапук, совладелица «Инк.», беседует с успешными российскими предпринимательницами.

Справка:

Нина Витальевна Зверева — член Академии российского телевидения, двукратный обладатель премии ТЭФИ, легендарная журналистка и создатель первой в России частной школы телевидения. Имеет богатый опыт интервьюирования мировых лидеров, включая Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Автор более 10 книг по эффективной коммуникации и риторике, с 2020 года руководит собственной онлайн-школой, клиентами которой являются крупнейшие российские компании — ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Х5 Retail Group, «Ростех», МТС и другие. Как коуч топ-менеджеров, политиков и руководителей госкорпораций, Нина Зверева считается одним из ведущих экспертов России в области деловой коммуникации и публичных выступлений.

Успех в карьере — талант, работа или… удача?

У вас совершенно интересная жизнь, и чего в ней только не было. Вы в 8 лет пришли на телевидение. Как это — быть ребенком, который работает на советском телевидении? Это была очень большая ответственность, я думаю, даже больше, чем сейчас в современной России. Как вам удалось так рано начать работать и так рано стать популярной?

— Работой это нельзя назвать, Маша. Когда человек работает, ему платят деньги. Никакие деньги тогда не платили ни мне, ни родителям. Это была, конечно, не работа, а игра. Это был кружок. Да, меня показывали по телевизору, но ты же понимаешь, какие тогда были телевизоры.

Я 1952 года рождения. Когда мне было 8 лет, шел 1960 год. Это были телевизоры КВН с большой лупой и маленьким экраном. Они были далеко не в каждом доме. У нас был единственный телевизор на большой университетский дом, и мама с папой приняли решение подарить этот телевизор дедушке и бабушке, потому что мама устала кормить всех котлетами. Она не может: если придут в дом гости, их надо накормить. А на телевизор приходило много людей, 20–30, заполняли всю комнату. Всем было интересно посмотреть, что это за диковинка такая — телевизор.

Поэтому не было никакой всеобщей узнаваемости. Более того, в ту пору не было Центрального телевидения, его сигнал не доходил до отдаленных городов. Были построены региональные станции примерно в 1957 году по всему Советскому Союзу. Они все одинаковые — маленькие желтые двухэтажные домики с вышкой, предназначенные для создания местного, локального материала. Туда приходили люди, которые, как правило, не имели никакого специального образования, часто из театра.

Михаил Робертович Мараш, мой первый режиссер, которого я просто сбила с ног сачком, когда мы ловили майских жуков, искал активную девчонку с косичками. Сама пострадала — коленки в кровь, помню, и он меня поднимал и смеялся. Веселый и чудесный человек был. Он сказал мне: «Вон видишь вышку? Приходи, будешь сниматься».

Я сказала родителям. Родители были очень сильно заняты на работе, но у нас царил культ самостоятельности. Мне сказали: «Ну хорошо, иди». Так я начала сниматься. Вела разные программы и снималась в кино. Михаил Робертович снимал тогда кино на большие кинокамеры. Я играла разные роли, было очень интересно.

Уже потом, лет в 10–11, я вела регулярные передачи типа «Горьковской пионерии» с галстуком, вела краеведческие конкурсы. Мне это нравилось. Конечно, менялись камеры, менялись телевизоры, все это приобретало уже какой-то масштаб, но очень небольшой. Ни о каких миллионах зрителей речь не шла, конечно. Мне очень нравилось, что меня с уроков отпускают. Нравилось, что подружки мне завидуют.

Но когда мне стукнуло 12 лет, Михаил Робертович нашел новую звезду, потому что я вступила в «возраст гадкого утенка». Это было большое профессиональное переживание в жизни. Я привыкла сниматься, мне нравилось выступать. А тут вдруг я включила телевизор, потому что меня перестали звать, а там другая девочка ведет мою программу. Это было очень больно. Вообще такие случаи, когда, например, девчонку снимают в кино, а потом перестают, — очень тяжелое испытание.

Но у меня очень умные родители. И когда папа увидел, что переживания затянулись, он мне задал один, как я называю, питч-вопрос. Знаешь, бывают такие вопросы, которые меняют твою жизнь. И их надо уметь сформулировать. Папа спросил: «Ниночка, ты скажи мне, пожалуйста, тебе хочется, чтобы тебя показывали по телевизору?» — «Да». — «Кроме ведущих там кто бывает?» Я говорю: «Гости программы». — «А кого зовут в гости?» Я говорю: «Ну как, людей интересных». И он говорит: «Стань тем человеком, которого позовут на телевидение».

Это было, конечно, гениально. У меня снова зажглись амбиции, и я стала очень сильно стараться во всех областях — энергии было много, талантов, видимо, тоже немало: стихи писала, песни писала, сочинения, начала побеждать в олимпиадах, попала в «Артек», стала председателем совета дружины. В общем, очень много делала, но чего-то все никак не звали. Но я верила, что позовут.

Однажды, когда моя мама решила провести уборку в шкафу, оттуда выпала папка архива, который остался после смерти моей тети. А из нее — письма. И визитная карточка «Александр Александрович Блок», написанная его почерком, вся исписанная.

И вот это богатство выпало к нашим ногам. Далее последовало очень много звонков из Москвы. Я принесла эти письма на свой факультет, к своему профессору. Затем была «Литературная газета». Я написала огромную статью «23 неизвестных письма Блока» — во весь разворот.

Когда вышла статья, позвонили с телевидения. Зверева — распространенная фамилия. Нина — тоже было достаточно обычным именем. Кроме того, с моих 12 до 19 лет прошло немало времени. Никто и не подумал, что это та самая девочка, которую они когда-то снимали.

Зашла в редакцию — я все помнила, ноги сами шли. Тут меня, конечно, узнали. Там сидел Мараш, тот, кого я когда-то сбила с ног. «Так это ж Нинка! Это ж Нинка наша!» И тогда Владимир Сергеевич Близнецов, редактор, говорит: «Ты учишься на филологическом, ты столько лет у нас работала на телевидении, пиши сама сценарий!» И мне это так понравилось!

Я придумала сценарий. Нашла актрису, похожую на Зою Владимировну, актера, похожего на Блока. В архиве в Москве нашла письма ее к нему. И все это воссоединилось. Он пишет ей, она пишет ему. Это не любовная переписка, а абсолютно рабочая, причем невероятная, потому что было очень опасно помогать политическим ссыльным, заключенным. Она это делала, и он ей помогал.

Он выступал на Бестужевских курсах, а все средства шли политическим заключенным. Такая была общественная деятельность. Мы думали, что это будет 20-минутный рассказ про письма. Это был прямой эфир, тогда еще не было видеозаписи, и я в прямом эфире была час. Я разговорилась, а мои актеры как-то медленно читали. Я добавляла комментарии. Передо мной камера, а Владимир Сергеевич на пульте сказал: «Всем тихо, не трогайте ее». Они отменили передачи, которые должны были быть после меня.

Меня тогда сразу пригласили работать. Я стала вести программу. Первый ребенок, через 2 года сразу второй. Весь город с наслаждением смотрел, как я ходила беременной до последнего дня. И с первого дня после роддома уже выскакивала в эфир, потому что он был каждую неделю — я вела молодежные программы.

Потом была большая проблема взять меня на работу, потому что телевидение — это чисто пропагандистская история, и нельзя взять абы кого. А я как-то не подходила по анкете совсем.

И что делали?

— А ничего не делала. До сих пор ношу на руках, люблю и поддерживаю человека, который это сделал. Рогнеда Александровна Шабарова, она раньше возглавляла молодежную редакцию. Когда я пришла на телевидение уже взрослой, она была директором телевидения.

Она пошла в обком партии и сказала: «Да, она женщина, не мужчина. Да, у нее двое маленьких детей. Да, она беспартийная, но люди хотят ее видеть, люди ее смотрят, люди ее знают. И если вы запрещаете взять этого человека в штат, увольняйте меня. Я как директор телевидения должна брать тех, кого хотят видеть зрители. Увольняйте меня или берите Звереву».

Была вакансия, но требовался мужчина. И партийный. А я женщина с двумя маленькими детьми, беспартийная, папа русский, но мама — еврейка. Тогда все это учитывалось. И это тоже был отягчающий фактор. Но Рогнеда Александровна добилась своего, и меня взяли в штат.

Это было важно. У меня было много возможностей — и аспирантура, и газеты меня брали, и радио. Но хотелось, конечно, именно телевидение — мечта и судьба моя. Мне хотелось на Центральное телевидение, и я очень быстро там оказалась, в 25 лет.

Foto44_resized.jpg

Талант или работа?

— Еще и удача. Письма Блока — это удача, конечно. Дальше был Всесоюзный фестиваль в Нижнем Новгороде. Мою программу не поставили в плановый просмотр, потому что она была немножко антисоветская. Она была проблемная, а фестиваль назывался «Молодой современник — строитель коммунизма», где все было только за здравие.

У меня была проблемная программа «Круглый стол вокруг станка: почему никто не хочет идти в рабочие профессии?». Я разбиралась с этим. Это был аналитический репортаж, и мою программу поставили вне конкурса.

Но приехал Эдуард Михайлович Сагалаев. Он был в ужасе от этих строителей коммунизма, от этих программ, просто вытирал слезы, потому что не мог больше смотреть одинаковое. Он вошел в молодежную редакцию, окинул взглядом наши весьма немолодые ряды. У нас даже песня была: «А мы творцы молодых передач с пожилыми серьезными лицами».

И он увидел меня. Глаз его загорелся, и он говорит: «Девушка, а у вас есть программа для фестиваля?» Я говорю: «Я вне конкурса». — «Подождите, это я тут определяю, кто в конкурсе, кто вне конкурса. Несите вашу программу».

Это именно «несите». Программы были на широких лентах, тяжеленные. И я, прижав к груди этот баул с лентой, пошла в зал. У меня ноги дрожали. Я понимала, что в этот момент все решается. Если он обратит на меня внимание, у меня есть шанс попасть на Центральное телевидение и сделать новый виток в карьере. А если не обратит — нет никакого шанса.

Он смотрел это всё 45 минут. Я ненавидела свою программу с первой секунды. Мне все не нравилось, особенно как я одета, как выгляжу. Он смотрел не шевелясь. Когда закончилась программа в этом тихом пустом зале, на меня оглянулся этот великолепный, абсолютно талантливый и яркий человек, Эдуард Михайлович Сагалаев, создатель молодежной редакции Центрального телевидения и программы «Взгляд», и говорит: «Откуда такая любовь к камере? И камера… Почему вас так любит камера? В чем загадка?» Я говорю: «Так я с 8 лет…» — «Вот откуда! С 8 лет. Вы должны работать у нас!» Я тут же говорю: «У меня двое детей». Он отвечает: «Ну, слушайте, кому это мешает? Дети будут учиться в хороших московских школах. А для вас я выбью квартиру. Переезжаем завтра».

Я не решилась. Съездила в Москву, сделала там репортажи, всем очень понравилось, очень понравилось в эфире. Но я испугалась за свою семью.

О трудном, но правильном выборе

А сколько было детям тогда?

— Пети тогда еще не было. Он появился позже, когда я решила окончательно не переезжать в Москву, — родила его и уже точно осталась в Нижнем. Конечно, соблазн был огромный. Но мне было всего 25, а Нелю я родила в 19. Значит, одной дочери 6 лет, другой — 4.

То есть вы очень хотели?

— Не то слово! Это была абсолютная мечта и идея фикс. На Центральном телевидении был совсем другой масштаб. Оно ведь было единственным — его смотрела вся страна. И если ты работаешь в телевизионной сфере, конечно, хочется иметь максимально широкую аудиторию.

Но почему тогда вы выбрали остаться в Нижнем?

— Я боялась, что муж не найдет в Москве работу такую же подходящую, как в Нижнем, тогда еще Горьком. К тому же у меня была больная мама, которая очень на меня рассчитывала и которую я очень любила. Мне казалось, что я не могу сделать этот шаг, хотя для моей карьеры и для личного развития это было крайне важно.

Вы жалели об этом?

— Никогда. Мы с Сагалаевым дружили всю жизнь. Даже в последние годы, когда он болел, часто виделись. Он родом из Узбекистана. И в своей книге посвятил мне целую главу. Это было так трогательно, я не ожидала. Недавно прочитала и была растрогана — про Нину Звереву, как он ее открыл, как она не переехала в Москву и как состоялась в другом качестве, возможно, даже более значимом.

Однажды мы сидели в ресторане «Узбекистан» — он родом из Самарканда. Глядя на меня, он сказал: «Знаешь, а ведь ты правильно поступила. Удивительно. Тогда я злился и не понимал — ты рождена для этой работы. Тебе предлагают масштаб, хорошую должность, зарплату и известность, а ты отказываешься. А сейчас, когда я вижу, какая у тебя невероятная семья, какая поддержка, понимаю: тебе все это удалось. И еще — тебя все знают. Ты каким-то другим путем сделала так, что где ни скажешь „Нина Зверева“ — тебя все знают. А ребят из „Взгляда“ уже забыли».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист

Чем опасны ИИ-модели для бизнеса и почему традиционная ИБ не справляется

Inc.
«Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью» «Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью»

Как увеличить население нашей страны

Эксперт
Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету Леонардо Ди Каприо, Люк Бессон и Марион Котийяр: как звезды пытаются спасти планету

Почему Леонардо Ди Каприо и другие звезды занялись защитой планеты?

Forbes
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
Химия любви: введение Химия любви: введение

Несколько формул и теорий любви, которые предлагают современные ученые

Men Today
Лечим не то не тем Лечим не то не тем

Почему нормы такси по 580-ФЗ плохи для пассажиров и перевозчиков?

Монокль
Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости

Зеленый подход к девелопменту: польза и подводные камни

РБК
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Rariteco: Тихая роскошь Rariteco: Тихая роскошь

Как тренд на приватность проявляется в недвижимости

РБК
Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

Forbes
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии

Можно ли нарастить производство полимеров и не навредить экологии?

РБК
Точно сказано Точно сказано

Первая коллаборация часового бренда с автомобильным — Aurus

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Флаг Ватикана на Олимпиаде: какое спортивное наследство досталось новому папе Флаг Ватикана на Олимпиаде: какое спортивное наследство досталось новому папе

Какое наследство в области спорта получил Лев XIV

Forbes
Семь секретов красивого голоса Семь секретов красивого голоса

Простые хитрости, которые помогут сохранить звучание голоса в любом возрасте

Здоровье
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Зеленые защитники Зеленые защитники

Какие партнерства садовых растений обладают удивительными способностями?

Добрые советы
Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки

С какими сложностями столкнулись при создании самолета ЛМС-901 «Байкал»

Ведомости
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь» Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь»

Я все еще доказываю себе и другим, что достойна, что могу. Это профессия такая

Коллекция. Караван историй
Работа любви Работа любви

Что такое быть вместе, быть разными, быть собой?

Afternoon Seasons of life
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Открыть в приложении