О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБКРепортаж

«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

До 25 мая в эксклюзивном прокате «Зотов.Кино» можно увидеть ленту Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви», приуроченную к выставке «Любовь в авангарде». Полина Прибыткова поговорила с актерами, работавшими с самым загадочным российским режиссером

Александра Киселева, Марк Эйдельштейн, Маша Мацель и Дарья Брюханова. Фото: Данил Головкин

Всего за два года Роман Михайлов — математик, брейк-дансер, писатель и герой проекта «РБК Визионеры» — успел заслужить звание «главного инди-режиссера» страны и сделать то, на что у других уходят десятилетия: снять семь полнометражных картин, каждая из которых стала событием.

Две из них — «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица» — вышли в 2024 году и снимались в Индии с одним актерским составом. В «Зотов.Кино» до 18 мая проходит эксклюзивный прокат «Надо снимать фильмы о любви» в параллельной программе выставки «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро».

О съемках, о методе Михайлова и о том, как их трансформировал этот опыт, рассказывают Марк Эйдельштейн, Мария Мацель, Дарья Брюханова и Александра Киселева.

Знакомство

Марк Эйдельштейн: Рома — режиссер, с которым я сам искал знакомства. Я очень боюсь так делать и верю в то, что если встреча должна произойти, она обязательно случится и без искусственного подстраивания. Но с Ромой получилось по-другому. Мой друг, соратник и коллега Микита Воронов поделился, что прочитал книгу «Дождись лета и посмотри, что будет» и она его восхитила. Я очень доверяю вкусу Микиты, поэтому попросил его поделиться книгой. В двенадцать часов ночи я перешел по закрытой ссылке, и утром, когда уже рассветало, просто офигел.

Я понял, что мой мир перевернулся, потому что это был другой жанр, другой язык, которого я никогда не видел и не слышал, образы, которых я даже представить себе не мог, полное попадание в мои сны, мое ощущение жизни и пространства.

И я начал всем рассказывать об этом исключительном опыте. И Маша Мацель сказала: «О, так это же Рома, я у него снималась недавно». Я говорю: «Что? Он режиссер?» Она отвечает: «Да, конечно, он сейчас со мной в главной роли снял фильм «Отпуск в октябре». Я: «Ты серьезно? А почему ты мне про это не рассказывала, блин, Мань?..» Она говорит: «Да он такой андерграундный, про него никто не знает. Там вообще были странные съемки, все на энтузиазме». Я спрашиваю: «А он что, студент?». Она: «Нет, какой студент? Он профессор математических наук, какой-то волшебник, маг. Но я не знаю, что из этого выйдет, правда». Я говорю: «Сведи меня с ним, пожалуйста, я хочу с ним пообщаться». Маша дала мне номер, и я написал.

Марк Эйдельштейн
Марк Эйдельштейн. Фото: Данил Головкин

Рома позвал меня на пробы на «Наследие». Они проходили в Доме кино, которого сейчас уже нет, в актовом зале. Было очень страшно, потому что Рома звал всех на сцену и просил импровизировать. Мои пробы получились отвратительные.

Потом мы пошли в другой зал и просто начали разговаривать — 25 подростков, Рома, Фрол (Фрол Фролов, актер), Федя Лавров (актер). Говорили о философии, любимой литературе, музыке. Потом Рома включил, кажется, Prodigy, и мы все вместе танцевали. А после я узнал, что меня никуда не утвердили. Очень расстроился и подумал, что не судьба. Зато у меня теперь были Ромины книги и фильмы, и я мог жить в этой вселенной, даже если он меня в нее не пригласил. Потому что меня пригласила сама вселенная.

Я понял, что мой мир перевернулся, потому что это был другой жанр, другой язык, которого я никогда не видел и не слышал.

Маша Мацель: Из-за того, что я прочитала Ромины рассказы и ввелась в спектакль «Сказка про последнего ангела» по его произведениям еще до знакомства с ним лично, у меня уже сложилось представление о внутреннем мире этого человека. Поэтому при встрече меня не особо поразило то, как он выглядел и как разговаривал. Помню, когда прочитала его произведения, просто выпала в осадок от того, как они удивительным образом резонируют и с моим собственным детством, с моими ощущениями. Это, наверное, культурный код, вшитый в нашу реальность, который отзывается во мне, несмотря на то, что Рома в два раза старше.

Маша Мацель
Маша Мацель. Фото: Данил Головкин

Александра Киселева: Рома нашел меня на просторах интернета. Он искал актрису, которая умеет профессионально танцевать, и, как выяснилось позже, смотрел со мной сезон «Танцев» на ТНТ. Мне пришло письмо от продюсера, что Роман Михайлов хочет пообщаться, — это было большим счастьем, про Рому уже тогда ходили слухи, что это нечто новое и уникальное. Мы созвонились по зуму, познакомились, и Рома сказал: «Ну все, я чувствую, что нам надо встретиться».

Мы встретились в индийском кафе, пообщались, он предложил сделать пробы, но с условием, что если сцена получается, то войдет в будущий фильм. Помню, как мы сняли сцену, потом еще какой-то отрывочек. Заканчивается съемочный день, и Рома держит долгую паузу. Обычно в кино как принято — сходил на пробу, услышал «мы вам перезвоним», и после уже не ждешь никакого ответа. Здесь же я понимала, что Рома действует не по правилам и ответ должен поступить сейчас. А он молчит. Я уже не знала, куда себя деть. В конце смены, когда уже все отдыхали, переодевались, Рома подошел ко мне и сказал: «Саша, я приглашаю тебя в свое кино».

И с этого момента началась наша подготовка к роли. И если вначале Рома искал актрису, которая умеет танцевать, то когда мы приехали в Индию, он сказал: «Саша, я хочу, чтобы ты вообще в Индии не танцевала. Я хочу открыть тебя с другой стороны». И я, как человек, у которого переход из танцовщицы в актрису был долгий, очень благодарна ему за эти слова.

Обычно в кино как принято — сходил на пробу, услышал «мы вам перезвоним», и после уже не ждешь никакого ответа.

Дарья Брюханова: Я помню, что было очень поздно. У меня закончились пары, мы с подружкой поехали на йогу. Тут Марк пишет: «Даша, срочно запиши пробу, именно сейчас, ничего особо про себя не рассказывай, просто поговори о том, что тебя волнует сегодня». Мы приезжаем на йогу, записываем эти пробы ужасные, где я стою в туалете, музыка какая-то звучит, и я что-то непонятное несу про Миру, собаку моего друга Славы Копейкина, с которой тогда жила.

На следующий день ко мне приезжает Марк, просит срочно поставить камеру и записать, как мы болтаем. Потом просит подождать пять минут и говорит: «Сейчас будет созвон с режиссером». Я до последнего не понимала, что происходит, какой проект, какие пробы, с каким режиссером. Он наводит камеру, я смотрю, а по ту сторону экрана сидит какой-то чувак и играет в покер. «Ну что, хочешь в Индию? На третьем курсе учишься? А тебя отпустят? Хочешь сниматься в кино?» — «Конечно, хочу!».

Дарья Брюханова и Марк Эйдельштейн
Дарья Брюханова и Марк Эйдельштейн. Фото: Данил Головкин

Индия

Александра Киселева: Когда мы получили билет «Москва — Дели», все были в шоке, потому что до последнего не верили, что эта поездка случится. Все казалось каким-то далеким и другим. Это был один из самых удивительных периодов в моей жизни. Мы провели там около трех недель, отпраздновав Новый год. За это время сняли два фильма: «Жар-птицу» и «Надо снимать фильмы о любви». Общение, разговоры, взаимодействие сильно нас поменяли. Как и взгляд на совершенно другую культуру — другое отношение к смерти, к жизни; дети, которые ходят по улицам босиком абсолютно счастливые. По сути, у них нет ничего, к чему мы привыкли, но они счастливы.

Пространство меняет все. Если что-то в кино Михайлова идет не так, оно, на самом деле, идет правильно. На этом и строится весь метод, в этом вся суть. Не получается — мы в корне это меняем, значит, пространство подсказывает, что сейчас конкретно этот момент не вписывается в кино. Это поразительно, ты правда соединяешься и с партнерами, и с режиссером, и с пространством, работаешь с чем-то ритуальным. Это чуть-чуть магия. Не чуть-чуть, это магия абсолютная. Только чтобы ее достичь, надо внутренне много работать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Все впереди»: о чем мечтают молодые взрослые — пациенты «Дома с маяком» «Все впереди»: о чем мечтают молодые взрослые — пациенты «Дома с маяком»

Как живут те, кому воплощать свои мечты в жизнь сложнее, чем большинству

РБК
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
Против взлома есть приемы Против взлома есть приемы

Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Лиза
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт

Как Гарри Кейн наконец-то отметил свое первое завоевание

Forbes
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Что действительно влияет на уровень холестерина? Что действительно влияет на уровень холестерина?

Как снизить уровень холестерина в крови, пока не стало слишком поздно?

ТехИнсайдер
Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом» Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом»

Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием

Коллекция. Караван историй
Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой

Из-за чего падает облачность в Антарктике?

N+1
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Петербургские часы Петербургские часы

Константин Чайкин поделился воспоминаниями о городе своего детства и юности

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вес на месте Вес на месте

Стратегии двигательной активности во имя сохранения лучшей формы

Afternoon Seasons of life
Еда до востребования Еда до востребования

Прежде всего стоит определиться, чем и как начинять банки

КАНТРИ Русская азбука
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Открыть в приложении