О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБКРепортаж

«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

До 25 мая в эксклюзивном прокате «Зотов.Кино» можно увидеть ленту Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви», приуроченную к выставке «Любовь в авангарде». Полина Прибыткова поговорила с актерами, работавшими с самым загадочным российским режиссером

Александра Киселева, Марк Эйдельштейн, Маша Мацель и Дарья Брюханова. Фото: Данил Головкин

Всего за два года Роман Михайлов — математик, брейк-дансер, писатель и герой проекта «РБК Визионеры» — успел заслужить звание «главного инди-режиссера» страны и сделать то, на что у других уходят десятилетия: снять семь полнометражных картин, каждая из которых стала событием.

Две из них — «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица» — вышли в 2024 году и снимались в Индии с одним актерским составом. В «Зотов.Кино» до 18 мая проходит эксклюзивный прокат «Надо снимать фильмы о любви» в параллельной программе выставки «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро».

О съемках, о методе Михайлова и о том, как их трансформировал этот опыт, рассказывают Марк Эйдельштейн, Мария Мацель, Дарья Брюханова и Александра Киселева.

Знакомство

Марк Эйдельштейн: Рома — режиссер, с которым я сам искал знакомства. Я очень боюсь так делать и верю в то, что если встреча должна произойти, она обязательно случится и без искусственного подстраивания. Но с Ромой получилось по-другому. Мой друг, соратник и коллега Микита Воронов поделился, что прочитал книгу «Дождись лета и посмотри, что будет» и она его восхитила. Я очень доверяю вкусу Микиты, поэтому попросил его поделиться книгой. В двенадцать часов ночи я перешел по закрытой ссылке, и утром, когда уже рассветало, просто офигел.

Я понял, что мой мир перевернулся, потому что это был другой жанр, другой язык, которого я никогда не видел и не слышал, образы, которых я даже представить себе не мог, полное попадание в мои сны, мое ощущение жизни и пространства.

И я начал всем рассказывать об этом исключительном опыте. И Маша Мацель сказала: «О, так это же Рома, я у него снималась недавно». Я говорю: «Что? Он режиссер?» Она отвечает: «Да, конечно, он сейчас со мной в главной роли снял фильм «Отпуск в октябре». Я: «Ты серьезно? А почему ты мне про это не рассказывала, блин, Мань?..» Она говорит: «Да он такой андерграундный, про него никто не знает. Там вообще были странные съемки, все на энтузиазме». Я спрашиваю: «А он что, студент?». Она: «Нет, какой студент? Он профессор математических наук, какой-то волшебник, маг. Но я не знаю, что из этого выйдет, правда». Я говорю: «Сведи меня с ним, пожалуйста, я хочу с ним пообщаться». Маша дала мне номер, и я написал.

Марк Эйдельштейн
Марк Эйдельштейн. Фото: Данил Головкин

Рома позвал меня на пробы на «Наследие». Они проходили в Доме кино, которого сейчас уже нет, в актовом зале. Было очень страшно, потому что Рома звал всех на сцену и просил импровизировать. Мои пробы получились отвратительные.

Потом мы пошли в другой зал и просто начали разговаривать — 25 подростков, Рома, Фрол (Фрол Фролов, актер), Федя Лавров (актер). Говорили о философии, любимой литературе, музыке. Потом Рома включил, кажется, Prodigy, и мы все вместе танцевали. А после я узнал, что меня никуда не утвердили. Очень расстроился и подумал, что не судьба. Зато у меня теперь были Ромины книги и фильмы, и я мог жить в этой вселенной, даже если он меня в нее не пригласил. Потому что меня пригласила сама вселенная.

Я понял, что мой мир перевернулся, потому что это был другой жанр, другой язык, которого я никогда не видел и не слышал.

Маша Мацель: Из-за того, что я прочитала Ромины рассказы и ввелась в спектакль «Сказка про последнего ангела» по его произведениям еще до знакомства с ним лично, у меня уже сложилось представление о внутреннем мире этого человека. Поэтому при встрече меня не особо поразило то, как он выглядел и как разговаривал. Помню, когда прочитала его произведения, просто выпала в осадок от того, как они удивительным образом резонируют и с моим собственным детством, с моими ощущениями. Это, наверное, культурный код, вшитый в нашу реальность, который отзывается во мне, несмотря на то, что Рома в два раза старше.

Маша Мацель
Маша Мацель. Фото: Данил Головкин

Александра Киселева: Рома нашел меня на просторах интернета. Он искал актрису, которая умеет профессионально танцевать, и, как выяснилось позже, смотрел со мной сезон «Танцев» на ТНТ. Мне пришло письмо от продюсера, что Роман Михайлов хочет пообщаться, — это было большим счастьем, про Рому уже тогда ходили слухи, что это нечто новое и уникальное. Мы созвонились по зуму, познакомились, и Рома сказал: «Ну все, я чувствую, что нам надо встретиться».

Мы встретились в индийском кафе, пообщались, он предложил сделать пробы, но с условием, что если сцена получается, то войдет в будущий фильм. Помню, как мы сняли сцену, потом еще какой-то отрывочек. Заканчивается съемочный день, и Рома держит долгую паузу. Обычно в кино как принято — сходил на пробу, услышал «мы вам перезвоним», и после уже не ждешь никакого ответа. Здесь же я понимала, что Рома действует не по правилам и ответ должен поступить сейчас. А он молчит. Я уже не знала, куда себя деть. В конце смены, когда уже все отдыхали, переодевались, Рома подошел ко мне и сказал: «Саша, я приглашаю тебя в свое кино».

И с этого момента началась наша подготовка к роли. И если вначале Рома искал актрису, которая умеет танцевать, то когда мы приехали в Индию, он сказал: «Саша, я хочу, чтобы ты вообще в Индии не танцевала. Я хочу открыть тебя с другой стороны». И я, как человек, у которого переход из танцовщицы в актрису был долгий, очень благодарна ему за эти слова.

Обычно в кино как принято — сходил на пробу, услышал «мы вам перезвоним», и после уже не ждешь никакого ответа.

Дарья Брюханова: Я помню, что было очень поздно. У меня закончились пары, мы с подружкой поехали на йогу. Тут Марк пишет: «Даша, срочно запиши пробу, именно сейчас, ничего особо про себя не рассказывай, просто поговори о том, что тебя волнует сегодня». Мы приезжаем на йогу, записываем эти пробы ужасные, где я стою в туалете, музыка какая-то звучит, и я что-то непонятное несу про Миру, собаку моего друга Славы Копейкина, с которой тогда жила.

На следующий день ко мне приезжает Марк, просит срочно поставить камеру и записать, как мы болтаем. Потом просит подождать пять минут и говорит: «Сейчас будет созвон с режиссером». Я до последнего не понимала, что происходит, какой проект, какие пробы, с каким режиссером. Он наводит камеру, я смотрю, а по ту сторону экрана сидит какой-то чувак и играет в покер. «Ну что, хочешь в Индию? На третьем курсе учишься? А тебя отпустят? Хочешь сниматься в кино?» — «Конечно, хочу!».

Дарья Брюханова и Марк Эйдельштейн
Дарья Брюханова и Марк Эйдельштейн. Фото: Данил Головкин

Индия

Александра Киселева: Когда мы получили билет «Москва — Дели», все были в шоке, потому что до последнего не верили, что эта поездка случится. Все казалось каким-то далеким и другим. Это был один из самых удивительных периодов в моей жизни. Мы провели там около трех недель, отпраздновав Новый год. За это время сняли два фильма: «Жар-птицу» и «Надо снимать фильмы о любви». Общение, разговоры, взаимодействие сильно нас поменяли. Как и взгляд на совершенно другую культуру — другое отношение к смерти, к жизни; дети, которые ходят по улицам босиком абсолютно счастливые. По сути, у них нет ничего, к чему мы привыкли, но они счастливы.

Пространство меняет все. Если что-то в кино Михайлова идет не так, оно, на самом деле, идет правильно. На этом и строится весь метод, в этом вся суть. Не получается — мы в корне это меняем, значит, пространство подсказывает, что сейчас конкретно этот момент не вписывается в кино. Это поразительно, ты правда соединяешься и с партнерами, и с режиссером, и с пространством, работаешь с чем-то ритуальным. Это чуть-чуть магия. Не чуть-чуть, это магия абсолютная. Только чтобы ее достичь, надо внутренне много работать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее

Основатели Simple — зачем нужно покупать вино, разлитое в год рождения детей

РБК
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
«Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой «Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой

Масло от всех болезней — история громкой аферы Кларка Стэнли

ТехИнсайдер
Битва промптов Битва промптов

Баттл «промпт-инженер против обычного человека с нейросетью»

ТехИнсайдер
Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана

Список из самых распространенных атак телефонных мошенников

Maxim
Драйверы от Windows или фирменные: что лучше Драйверы от Windows или фирменные: что лучше

Стоит ли устанавливать фирменные драйверы или можно ограничиться встроенными

CHIP
Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям» Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям»

Какие технологии станут завтра драйверами глобального развития?

РБК
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Число семьи Число семьи

Как узнать, насколько гармоничны отношениями между твоими близким

Лиза
Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

Forbes
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Золото выглядит дорого Золото выглядит дорого

Бурный рост цен на золото создал благоприятные условия для золотодобычи в России

Монокль
Формула мечты Формула мечты

Каким должен быть идеальный болид?

ТехИнсайдер
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Цветочный компас на участке Цветочный компас на участке

Идеи по выбору растений для всех сторон света

КАНТРИ Русская азбука
От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир

Исследовательницы, которые доказали, что жажда открытий не знает границ

Forbes
Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад

Как инженеры запустили движители «Вояджера-1», молчавшие с 2004 года?

ТехИнсайдер
Энергия вместо долга Энергия вместо долга

Как получилось, что США оказалась на грани дефолта?

Ведомости
Всем построиться! Всем построиться!

Сергей Кузнецов охотно делится взглядом на архитектуру и урбанистику

Men Today
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь» Анна Глаубэ: «У меня просто другой путь»

Я все еще доказываю себе и другим, что достойна, что могу. Это профессия такая

Коллекция. Караван историй
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
LG Electronics: Поэтическое путешествие LG Electronics: Поэтическое путешествие

Президент компании LG в России и СНГ — о жизни в стихах

РБК
Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Открыть в приложении