«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто
Каннский фестиваль начался с превращения воды в вино. Максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем, демонстрацией мастерства французского кино и прогнозом погоды на ближайшие 11 дней.

«Уехать однажды» — дебют молодой постановщицы Амели Боннен, выросший из ее же короткометражки 2021 года с практически тем же актерским составом. Если не знать, что фильм французский и ему доверили открывать Канны, то можно решить, что это проходная романтическая комедия, снятая для рождественского сезона на Netflix. Или показанная в День благодарения на Hallmark — самом домашнем из всех американских телеканалов.
Сесилия (завораживающая своей игрой Жюльет Армане) — звезда кулинарного шоу из Парижа. Вместе с любовником и партнером Софьеном (Теуфик Джаллаб, которого мы все дружно спутали с ведущим вчерашней церемонии Лораном Лафиттом) она готовится к открытию ресторана с мишленовскими амбициями. Но в первой же сцене ее ждут две новости. Во-первых, она беременна. Во-вторых, с ее папой только что приключился третий инфаркт. Чтобы ему помочь, Сесилия едет в родной городок. Там ее ждет грустный старый пес, маленький семейный ресторанчик у дороги, обслуживающий в основном дальнобойщиков, вспыльчивый папа (Франсуа Роллен) и привыкшая скрывать свои переживания мама-официантка (Доминик Блан). А еще встреча с первой любовью — механиком и гонщиком Рафаэлем (Бастьен Буйон), которого Сесилия когда-то бросила, потому что Париж стоит мессы.
Концентрация проходных конфликтов в этом фильме (парижский ресторан и деревенская забегаловка, высокая кухня и семейные ценности, столичный кавалер и школьная любовь, дочь-карьеристка и обидчивые родители, рожать или не рожать) такова, что зрителю срочно нужен сигнал, чтобы понять, как к этому безобразию относиться. И талантливая и остроумная дебютантка Амели Боннен дает его в конце первой же сцены. Актеры разыгрывают фирменный французский диалог (одновременно живой и высокопарный, обо всем и ни о чем, содержательный, но легкий) — и он вдруг перерастает в нелепую, но трогательную песню. Внизу экрана начинают плясать караоке-титры, а оператор умудряется превратить тесную квартирку в танцевальную сцену. По аналогии с постхоррорами «Уехать однажды» хочется назвать постмюзиклом: зрителя поджидает немало песен и музыкальных номеров, но жанр в данном случае не цель, а средство. Кинематограф отчаянно ищет новые способы удивить, соблазнить и обезоружить зрителя и возвращается к старым как мир приемам. Музыка успокаивает, юмор утешает, а семья согревает. Если на улице дождь, открывай «Шербурские зонтики». Если во рту горько, доставай «Шоколад». Если пресытился жизнью, есть идея — «Уехать однажды».