Знания не купишь
Рынок онлайн-образования вырос за последние пять лет в 10 раз. С использованием цифровых технологий уже проходит больше половины программ обучения. Но работодателям по-прежнему важнее всего опыт сотрудников

Современные технологии, тренд на непрерывное образование и пандемия COVID-19 сделали онлайн-курсы более востребованными среди россиян. Количество обучающихся онлайн выросло за последние пять лет в 2,6 раза – с 3,1 млн до 8,1 млн человек, следует из отчетности Минобрнауки, которую изучили «Ведомости». При этом с исключительным использованием дистанционных или электронных технологий в 2024 г. учились 2,8 млн человек, или почти треть получающих дополнительное образование.
Рынок онлайн-образования вырос в 2024 г. на 19% и достиг 145 млрд руб. За пять лет крупнейшие компании заработали полтриллиона, а рост оказался десятикратный, согласно данным, которые предоставило агентство Smart Ranking. Один обучающийся тратит уже в среднем по 18 000 руб. в год. Но полезность дистанционного образования вызывает скепсис у многих экспертов, и рост рынка уже замедлился. Онлайн-обучение помогло сменить профессию только 11% россиян, поделились в «Авито» результатами опроса.
«Ведомости» разбирались, насколько эффективно обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения.
Сколько учатся
Россияне за последние годы стали чаще учиться не выходя из дома: не только на онлайн-курсах, но и в университетах. В 2019 г. с использованием дистанционных и электронных технологий высшее образование получали 0,84 млн человек, а дополнительное – 2,3 млн, следует из опубликованных в апреле данных Минобрнауки. В период пандемии их число удвоилось и продолжает расти. К 2024 г. онлайн-формат был доступен для 2,3 млн студентов и 5,8 млн повышающих квалификацию. Общая доля программ с использованием онлайн-технологий увеличилась с 30 до 62% от числа всех прошедших какое-либо обучение.
Всего высшее или дополнительное образование с использованием онлайн-технологий в 2024 г. проходило 8,1 млн человек, или в 2,6 раза больше, чем в 2019 г., когда таковых было 3,1 млн человек. По сравнению с 2023 г. рост продолжился и составил 2,5%.
Среди форм электронного обучения в статистике Минобрнауки отдельно выделяются онлайн-курсы. Их в 2023/24 учебном году прошли 994 000 студентов, или 23% от их общего числа, согласно данным ВШЭ. За два года их число почти удвоилось – с 561 200 человек (13,9%).
Хотя бы раз проходил онлайн-обучение или дистанционное повышение квалификации каждый второй россиян (56%), говорят данные опроса, который по просьбе «Ведомостей» провели «Авито работа» и «Авито услуги». А студентами курсов чаще становятся женщины (62% против 50% мужчин).
Программы образования исключительно в онлайн-формате пока не распространены в основном высшем образовании (всего 72 500 студентов, или 1,6% от их общего числа). Также лишь 1,6% преподавателей и других специалистов работают только дистанционно.
В онлайн-кампусе ВШЭ в 2024 г. на первый курс в онлайн-формате поступило более 2800 человек – на 75% больше, чем в 2023 г., сказала в беседе с «Ведомостями» директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова. Онлайн-программы высшего образования – это более гибкая альтернатива классическому формату обучения в вузах. «Они не подразумевают быстрого обучения, а процесс поступления на них может быть сложным», – подчеркивает эксперт.
Сразу несколько платформ развивают сейчас коллаборацию с вузами и предлагают дистанционные программы как бакалавриата, так и магистратуры. В ноябре 2023 г. такой формат начали развивать «Нетология», Skillbox, Skillfactory, «Яндекс практикум», ИТМО, МФТИ, РАНХиГС, УрФУ и Финансовый университет, объединившись в Содружество онлайн – высшего образования (СОВО). Большинство студентов онлайн-программ совмещают учебу с работой.
Зачем учиться
Лидерами российского рынка онлайн-образования по выручке являются корпорация «Синергия» (12,7 млрд руб. выручки в 2024 г.), Skillbox (12,2 млрд руб.), Skyeng (12,1 млрд руб.), «Яндекс практикум» (8,2 млрд руб.) и GetCourse (6,7 млрд руб.).
С «Яндекс практикумом» сотрудничают 4000 компаний, которые предлагают вакансии и стажировки. В зависимости от потребностей бизнеса выпускники сервиса закрывают 50–90% вакансий партнеров. Это четверть от всех полученных выпускниками предложений о работе, отмечают там. Количество выпускников «Яндекс практикума» в 2024 г. превысило 100 000 человек, большинство из них – по IT-направлениям, согласно данным компании.
На конец 2024 г. на платформах холдинга Skillbox (Skillbox, Skillfactory, Contented, GeekBrains) обучались на платных программах 900 000 человек. Компания предлагает нелинейную модель обучения, в основе которой обучение на реальных задачах и вариативность. Это обеспечивает в 2–2,5 раза больше кейсов в портфолио студента, уверяют в Skillbox. В 2024 г. 106 500 студентов платформы достигли своих карьерных и образовательных целей, согласно исследованию самой компании. Количество трудоустроенных через Центр карьеры студентов Skillbox выросло за последний год на 35%.
Доступность и демократизация онлайн-образования дают возможность получить знания ведущих экспертов в любой точке мира, отмечает генеральный директор Skillbox Сергей Попков. Сейчас образование постоянно сопровождает специалистов, и они постепенно отходят от понятия «одна профессия на всю жизнь». «Поиск себя становится нормой, а постоянное обучение – одним из основных навыков востребованного специалиста», – говорит эксперт.
Главная цель обучающихся на онлайн-курсах – это освоить новую специальность и найти по ней работу. Об этом, например, заявляют 45% студентов образовательного холдинга Skillbox. Треть проходит обучение для общего развития, а повысить компетенции для карьерного роста на текущем месте работы хотят 14%. Более чем у половины (около 61%) есть при этом минимум одно высшее образование.
О том, что они планируют трудоустроиться по новой или смежной специальности после прохождения курсов, заявляют и 63% студентов «Яндекс практикума».
По своей основной специальности проходили курсы треть опрошенных «Авито работы» и «Авито услуг» (34%). Среди основных целей – повышение квалификации в текущей профессии (39%), расширение кругозора (29%). При этом каждый пятый респондент (21%) пошел учиться по требованию работодателя. Еще 18% сделали это, чтобы увеличить свой доход или открыть для себя дополнительный источник заработка.