Бросок «Кобры»
Отмечая очередную победу «Феррари» в престижной автогонке «24 часа Ле-Мана», «Ведомости. Спорт» вспоминает историю американца Кэрролла Шелби, который в 1960-х помог «Форду» обыграть итальянского автопроизводителя

В середине июня во Франции прошла 93-я гонка «24 часа Ле-Мана» – одно из самых престижных автосоревнований на выносливость. Третий год подряд победу одержали пилоты (три гонщика сменяют друг друга в течение суток) итальянской команды AF Corse на машине «Феррари». Для легендарного автопроизводителя это 12-я победа в истории. В 1960-х противостояние итальянских спорткаров и «Форда» из США стало культовым сюжетом «Ле-Мана». А в 2019 г. на экраны вышел фильм «Ford против Ferrari», собравший в прокате почти $226 млн. Голливудская звезда Мэтт Деймон исполнил роль Кэрролла Шелби – конструктора и бизнесмена, во многом благодаря которому «Форд» добился успеха в автогонках.
Куриный бизнес
Детство Кэрролла Шелби выпало на период Великой депрессии, но его отец, работавший почтальоном, смог позволить себе купить «Форд» и часто водил сына на гонки, которые мальчик обожал. Уже в 14 лет Кэрролл получил водительские права и начал практиковаться на отцовской машине. Кроме гонок Шелби нравились самолеты – и он решил строить карьеру в авиации, поступив в Технологический институт Джорджии на программу авиатехники. В период Второй мировой войны Кэрролл дослужился до лейтенанта ВВС США, но в зону боевых действий не попал: лучших студентов оставляли обучать солдат. Кэрролл уже тогда проявлял лидерские качества, поэтому оказался полезен в роли инструктора и испытателя.
После армии Кэрролл долго не мог найти свое призвание, постоянно начиная и бросая разные дела – от продажи грузовиков до работы на нефтяной скважине. В 1952 г. он решил устроить птицеферму, а в свободное время участвовал и даже побеждал в местных гонках. Однажды он делал прививки курам и лишь в последний момент вспомнил о том, что опаздывает на старт. В рабочем комбинезоне Шелби помчался на гонку и в итоге выиграл заезд – в газетах опубликовали его фото в костюме фермера. Курьезный эпизод сделал Кэрролла знаменитым: различные автобренды стали предлагать гонщику-фермеру сесть за руль своих машин.
Птичий бизнес поначалу тоже казался успешным. Первая партия цыплят принесла Шелби $5000 (около $60 000 в 2025 г. с учетом инфляции), но вскоре все 20 000 кур погибли из-за болезни. Бизнес-неудача подтолкнула 29-летнего Кэрролла окончательно переключиться на гонки.
Гонщик от природы
В 1953 г. Шелби выиграл пять гонок из девяти, в которых участвовал, но финансовой стабильности его семье это не добавило. Тогда он решил больше внимания уделять имиджу: Кэрролл старательно выстраивал образ деревенского парня в ковбойской шляпе и комбинезоне, бросающего вызов топ-гонщикам со всего мира.
В 1954 г. Кэрролл впервые отправился на соревнования в Европу, Аргентину и Мексику. На опасной Панамериканской гонке (годом ранее там погибло девять пилотов) призовой фонд составлял $117 000, но привлекала Шелби прежде всего коварная трасса. На одном из поворотов его автомобиль перевернуло, Кэрролл вылетел из машины – ремни безопасности тогда еще не использовали – и сломал руку. Но уже в следующей гонке Шелби привязал гипс к рулю и приехал к финишу первым.