«Черный квадрат» раздора
Краткая история главной картины ХХ века

В июне 1915 года Казимир Малевич написал свою главную работу и одну из главных картин русского авангарда. Рассказываем, откуда появился замысел, как он воплощался и чем был для автора и его современников.
1 «Черный квадрат» — это манифест
В 1915 году Малевич был в интенсивных поисках нового художественного языка. Кубизм и футуризм, которыми он был занят последние годы, все же тяготели к предметности, а Малевич хотел перешагнуть через эту условность. «Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование. А это возможно тогда, когда мы лишим все наши искусства мещанской мысли — сюжета и приучим сознание видеть в природе все не как реальные вещи и формы, а как материал, массы, из которого надо делать формы, ничего не имеющие общего с натурой. Тогда исчезнет привычка видеть в картинах Мадонн и Венер с заигрывающим, ожиревшим амуром»,— объяснял он в своей теоретической работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» в 1915‑м. Эта книга вместе с написанным в том же году «Черным квадратом» стала манифестом нового искусства, разрабатываемого Малевичем,— супрематизма, который должен был освободить форму и цвет от необходимости обслуживать предметность или сюжетность и сделать их самих содержанием живописи. Началом и главным элементом этого искусства Малевич провозгласил «Черный квадрат» — «зародыш всех возможностей»: «Он является родоначальником шара или куба, из нескольких квадратов можно сложить прямоугольник или крест. Черный квадрат принимает при своем развитии страшную силу, его распадение несет удивительную культуру в живопись».
2 Образ «Черного квадрата» возник в окне
В этом по крайней мере один раз признался сам Малевич. На одной из встреч со студентами художественных школ Витебска и Смоленска его спросили, откуда он черпал вдохновение для «Черного квадрата». В ответ Малевич рассказал, что после ночного снегопада утром подошел к окну и был поражен контрастом между цветом только что выпавшего снега и черным ранцем на спине гимназиста, спешащего на учебу,— это впечатление и стало началом картины. Возможно, подтверждением этой истории можно считать другое полотно Малевича с участием черного квадрата — «Черный квадрат и Красный квадрат (Живописный реализм. Мальчик с ранцем)» (1915).