Тянем-потянем: как франчайзеры помогают партнерам в трудные времена

Франшиза была бы просто наемной работой, если бы ее покупатель не нес на себе предпринимательские риски, любят повторят франчайзеры. Тем не менее, большинство из них в случае проблем помогут партнеру с антикризисным управлением, а если улучшений не будет — то и с продажей бизнеса. Практика выкупа точек у франчайзи при этом мало распространена, выяснил Forbes Франшизы.
Во франчайзинге есть вещи, которые невозможно прописать в договоре, и гарантировать полностью, говорит Никита Нагибин, сооснователь франшизы цветочных бутиков Bambini Flowers: «Компания Porsche дает гарантию, что ее автомобиль качественный. Но она не будет делать заверений, что вы не врежетесь в столб. В бизнесе тоже очень многое зависит от того, кто за рулем». Тем не менее и он, и его коллеги-франчайзеры утверждают, что прикладывают максимум усилий к тому, чтобы их франшизами управляли правильно.
Предстартовый контроль
Вероятность того, что франчайзи не выйдет на нужные финансовые показатели, необходимо снижать «с порога», еще на этапе выбора партнеров, уверен Нагибин. Поэтому, хотя у Bambini Flowers уже открыто по франшизе 154 цветочных студии, сооснователи сети лично одобряют каждого нового партнера, рассказывает он. Из примерно 1000 поступающих в месяц заявок проходят отбор лишь около 30, затем их приглашают на Zoom с основателями бизнеса и по результатам собеседования продают франшизу только 7-10 предпринимателям. Например, Bambini Flowers не советует открывать бизнес только на заемные средства, объясняет один из принципов отсева Нагибин. Если нет финансовой подушки на несколько месяцев вперед — чтобы платить аренду и зарплату, пока цветочная студия еще не обеспечивает устойчивую прибыль, франчайзи будет постоянно вынимать деньги из бизнеса, и их просто не хватит на нормальное ведение дела, говорит он.
Многоступенчатую систему отбора проходят и потенциальные франчайзи сети студий балета и растяжки Levita. «Мы специально занижаем ожидания будущего партнера, чтобы вернуть человека на землю», — отмечает сооснователь сети Артур Гуфранов. Также соискателю показывают финансовые результаты всех студий сети за последний год и дают возможность пообщаться с владельцами любой из них, узнав у них о бизнесе.
Франчайзеры обычно пытаются предотвратить потенциальные ошибки франчайзи еще до подписания договора. «Например, партнер нашел большое помещение и настаивает на своем выборе локации, но мы видим, что в данном месте нужен автосервис всего на три поста. Тогда мы разрешаем ему идти дальше только в такой модели. Наш бизнес-план не дает возможности ошибиться», — рассказывает Дмитрий Бабаев, директор направления развития франчайзинговой сети Fit Service. В результате, по словам Бабаева, за 10 лет существования франшизы случаи, когда партнер вовремя не достиг запланированных показателей, «можно пересчитать по пальцам».
В ювелирном холдинге Sokolov сами рассчитывают окупаемость каждой франчайзинговой точки еще на стадии подбора локации, чтобы избежать заведомо проигрышных вариантов, говорит коммерческий директор холдинга Елена Шиманчук. Компания обещает партнерам выкупить не выполнившие план точки, но за семь лет существования франшизы этого еще ни разу не пришлось делать, утверждает она.