Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.Бизнес

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Текст: Дмитрий Торшин, предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства

Обложка

Специально для «Инк.» Дмитрий составил список из важнейших ошибок предпринимателей. В этой статье он рассказывает, как избежать одной из них.

Ловушка №1. Думать, что в России и так большой рынок и его достаточно для тренировки выхода за рубеж

Россия занимает первое место в Европе по числу жителей. На 1 января 2025 года население страны оценивается более чем в 146 млн человек. С одной стороны, достаточно большой рынок, чтобы открывать практически любой бизнес и продавать только внутри страны. С другой стороны, такое население создает «ментальную ловушку» для предпринимателей, которые стартуют в России и думают, что в будущем могут рассчитывать на расширение бизнеса за рубеж, когда он уже встанет на ноги.

Ловушка заключается в том, что подавляющее большинство бизнесов нуждается в локализации, то есть адаптации бизнес-моделей, позиционирования, каналов привлечения потребителей, продуктов и всего остального под реалии той страны, куда бизнес направляется.

Продукты, сделанные под совершенно особенные российские реалии, часто невозможно взять и легко локализовать. Тем более, адаптировать под глобальный рынок, где проживает в 50 раз больше человек.

Пример

Несколько лет назад я помогал выйти на зарубежные рынки IT-компании, занимающей хорошую доли рынка в России в части продажи разных предметов «на кассе». Проект нашел удачную бизнес-модель партнерств и каналов продвижения, что позволило ему привлекать сотни крупных клиентов из ретейла и иметь стабильную прибыль. Но рынок стал заканчиваться, и основатель решил попробовать себя в Европе.

Каково же было его удивление, когда оказалось, что структура работы ретейла там кардинально отличалась от российской в той части, где он оказывал услуги. Если в России все крупные ретейл-сети просто покупали его услуги «под ключ» на аутсорсе, то в Европе никто даже не думал приобретать отдельное решение на рынке под аналогичную задачу. Компании либо сами производили и продавали аналогичный товар, либо не делали так совсем. Попытка в лоб перенести бизнес в Европу мгновенно завязла в непонимании, что и кому там нужно продавать.

Если посмотреть на предпринимателей, например, из Кипра, Беларуси или Израиля, они избавлены от этой ментальной ловушки. Их локальный рынок настолько мал для того, чтобы развернуться и заработать много денег, что подавляющее большинство предпринимателей с самого старта думают о запуске продукта, который будет востребован во многих странах мира или хотя бы в отдельных больших регионах.

Пример

Павел Дуров запускал «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге для петербуржцев и затем — для жителей России. Продукт стал успешным только в России и странах СНГ, потому что у этих государств много общего.

Осознав это, после продажи компании Павел сориентировал новый мессенджер Telegram с самого начала на весь мир: мультиязычность, подключение международных SMS-гейтов, размещение серверов в разных мировых локациях, адаптация под разные законы и ограничения стран. Telegram давно обогнал по числу активных пользователей остающийся локальным VK, но он не стал бы таким большим, удобным и популярным, если бы двигался постепенно от одной страны к другой, даже несмотря на то, что сама суть мессенджера остается похожей во всем мире.

Вывод: если вы делаете не очень маленький локальный бизнес вроде пекарни и планируете строить большую компанию, нужно сразу думать о том, как хорошо ваш продукт будет продаваться в других странах. Это позволит уже на старте задуматься и узнать, что и как нужно делать в бизнесе с прицелом на будущее.

Ловушка №2. Воспринимать выход в страну из СНГ как первый шаг к международной компании

Если бизнес в России удался, то при появлении мысли о международном бизнесе предприниматели сразу думают выходить в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и другие страны, которые с нами дружат и соседствуют.

Обоснования такой модели лежат на поверхности:

  • там говорят по-русски, значит, будет проще;
  • продукт и бизнес в целом требуют меньше адаптации;
  • это близко географически;
  • страны находятся плюс-минус в тех же часовых поясах;
  • это дешевле;
  • там меньше конкуренция.

Но главный аргумент обычно заключается в том, что предприниматель сможет наладить в компании модель и процесс выхода на международные рынки, учитывая опыт выхода в СНГ, а потом применит к остальным странам мира.

Однако так не работает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны

Как принималось решение о том, что кенигсбергская земля отойдет Союзу

ФедералПресс
Астрономы впервые достоверно нашли экзопланету с кратной полярной орбитой Астрономы впервые достоверно нашли экзопланету с кратной полярной орбитой

Ученые впервые подтвердили существование экзопланеты с кратной полярной орбитой

N+1
Верни мой каменный топор Верни мой каменный топор

Вновь изобрести технологии каменного века занимательно, но зачем это нужно?

Вокруг света
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
США в долгах по шею, но пока не тонут США в долгах по шею, но пока не тонут

На фоне крестового похода Трампа вопрос госдолга США приобретает особую остроту

Монокль
Платеж за доверие Платеж за доверие

Рынок платежных агентов все больше консолидируется вокруг банков

Ведомости
Исследование показало что удовлетворенность жизнью имеет генетические корни Исследование показало что удовлетворенность жизнью имеет генетические корни

Черты личности и удовлетворенность жизнью в большей степени наследуются

Inc.
Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать» Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать»

Спорт всегда был важной частью жизни сооснователя Flowwow Вячеслава Богдана

Ведомости
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Минимум риска Минимум риска

5 финансовых рисков, которые случаются в жизни каждой женщины

Лиза
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Российский фармрынок переходит на дженерики: как изменится лекарственное обеспечение Российский фармрынок переходит на дженерики: как изменится лекарственное обеспечение

Дженерики становятся ключевым драйвером роста фармацевтического рынка

Inc.
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха

Премьерный балет «Две Анны» – посвящение двум великим женщинам Серебряного века

Grazia
Бессвязные дороги Бессвязные дороги

Как обеспечить автодороги сотовой связью без переплат

Ведомости
Самые научно точные фильмы про космос Самые научно точные фильмы про космос

Существуют ли достоверные художественные фильмы про космос?

Maxim
Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы

Перевозчики сыпучих грузов сообщают о тяжелой ситуации в отрасли

Forbes
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу

Как искусственный интеллект облегчил жизнь и какие вызовы он поставил

ФедералПресс
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила» Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила»

Главный редактор рассказала о юбилейных проектах и работе редакции «Лизы»

Лиза
Савва и Мария Савва и Мария

Мария Червоткина о материнском фэшн-пути и окситоциновых слезах

Собака.ru
5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Пять психологических терминов из англоязычного интернета

РБК
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Станет белее новых: как очистить маркерную доску от старых каракулей Станет белее новых: как очистить маркерную доску от старых каракулей

Как избавиться от разводов на маркерной доске и вернуть ей прежний вид?

ТехИнсайдер
Деньги на дорогах Деньги на дорогах

Как растут штрафы для автомобилистов

Деньги
Самокаты все ближе к потолку Самокаты все ближе к потолку

Рынок кикшеринга вырастет в 1,7 раза к 2027 г

Ведомости
Открыть в приложении