Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.Бизнес

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Текст: Дмитрий Торшин, предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства

Обложка

Специально для «Инк.» Дмитрий составил список из важнейших ошибок предпринимателей. В этой статье он рассказывает, как избежать одной из них.

Ловушка №1. Думать, что в России и так большой рынок и его достаточно для тренировки выхода за рубеж

Россия занимает первое место в Европе по числу жителей. На 1 января 2025 года население страны оценивается более чем в 146 млн человек. С одной стороны, достаточно большой рынок, чтобы открывать практически любой бизнес и продавать только внутри страны. С другой стороны, такое население создает «ментальную ловушку» для предпринимателей, которые стартуют в России и думают, что в будущем могут рассчитывать на расширение бизнеса за рубеж, когда он уже встанет на ноги.

Ловушка заключается в том, что подавляющее большинство бизнесов нуждается в локализации, то есть адаптации бизнес-моделей, позиционирования, каналов привлечения потребителей, продуктов и всего остального под реалии той страны, куда бизнес направляется.

Продукты, сделанные под совершенно особенные российские реалии, часто невозможно взять и легко локализовать. Тем более, адаптировать под глобальный рынок, где проживает в 50 раз больше человек.

Пример

Несколько лет назад я помогал выйти на зарубежные рынки IT-компании, занимающей хорошую доли рынка в России в части продажи разных предметов «на кассе». Проект нашел удачную бизнес-модель партнерств и каналов продвижения, что позволило ему привлекать сотни крупных клиентов из ретейла и иметь стабильную прибыль. Но рынок стал заканчиваться, и основатель решил попробовать себя в Европе.

Каково же было его удивление, когда оказалось, что структура работы ретейла там кардинально отличалась от российской в той части, где он оказывал услуги. Если в России все крупные ретейл-сети просто покупали его услуги «под ключ» на аутсорсе, то в Европе никто даже не думал приобретать отдельное решение на рынке под аналогичную задачу. Компании либо сами производили и продавали аналогичный товар, либо не делали так совсем. Попытка в лоб перенести бизнес в Европу мгновенно завязла в непонимании, что и кому там нужно продавать.

Если посмотреть на предпринимателей, например, из Кипра, Беларуси или Израиля, они избавлены от этой ментальной ловушки. Их локальный рынок настолько мал для того, чтобы развернуться и заработать много денег, что подавляющее большинство предпринимателей с самого старта думают о запуске продукта, который будет востребован во многих странах мира или хотя бы в отдельных больших регионах.

Пример

Павел Дуров запускал «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге для петербуржцев и затем — для жителей России. Продукт стал успешным только в России и странах СНГ, потому что у этих государств много общего.

Осознав это, после продажи компании Павел сориентировал новый мессенджер Telegram с самого начала на весь мир: мультиязычность, подключение международных SMS-гейтов, размещение серверов в разных мировых локациях, адаптация под разные законы и ограничения стран. Telegram давно обогнал по числу активных пользователей остающийся локальным VK, но он не стал бы таким большим, удобным и популярным, если бы двигался постепенно от одной страны к другой, даже несмотря на то, что сама суть мессенджера остается похожей во всем мире.

Вывод: если вы делаете не очень маленький локальный бизнес вроде пекарни и планируете строить большую компанию, нужно сразу думать о том, как хорошо ваш продукт будет продаваться в других странах. Это позволит уже на старте задуматься и узнать, что и как нужно делать в бизнесе с прицелом на будущее.

Ловушка №2. Воспринимать выход в страну из СНГ как первый шаг к международной компании

Если бизнес в России удался, то при появлении мысли о международном бизнесе предприниматели сразу думают выходить в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и другие страны, которые с нами дружат и соседствуют.

Обоснования такой модели лежат на поверхности:

  • там говорят по-русски, значит, будет проще;
  • продукт и бизнес в целом требуют меньше адаптации;
  • это близко географически;
  • страны находятся плюс-минус в тех же часовых поясах;
  • это дешевле;
  • там меньше конкуренция.

Но главный аргумент обычно заключается в том, что предприниматель сможет наладить в компании модель и процесс выхода на международные рынки, учитывая опыт выхода в СНГ, а потом применит к остальным странам мира.

Однако так не работает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже) 11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже)

Книги, которые советуют бизнесмены, предприниматели и филантропы

Inc.
Банки вкладывают в инклюзию Банки вкладывают в инклюзию

В Т-банке появилась поддержка только с глухими и слабослышащими сотрудниками

Ведомости
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст» Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст»

Как «бандит с экрана» смог снять сложную и злободневную картину?

Forbes
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
Китайское техно Китайское техно

Краткая история технологического идеализма

ТехИнсайдер
Интернет высокого полета Интернет высокого полета

Когда в России заработает сеть низкоорбитальных спутников связи

Эксперт
Денис Шевченко Денис Шевченко

Сентиментальный твист и «Новая Академия» в квартире Дениса Шевченко

Собака.ru
W с книгой W с книгой

Книги о творческих лабораториях театра, полицейских батальонах и кинопрозе

Weekend
Питание по расписанию. Без чувства голода Питание по расписанию. Без чувства голода

Достичь идеального веса, не голодая? Это возможно с хронодиетой

Лиза
Читай Читай

5 захватывающих графических романов

VOICE
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец

Черные дыры могут быть не такими губительными для жизни, как предполагалось

Inc.
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
10 неожиданных вопросов Эльдару Хакимову 10 неожиданных вопросов Эльдару Хакимову

Эльдар Хакимов о том, зачем он говорит с домовым и чем плохи затянувшиеся ужины

VOICE
Москва и коллекционеры Москва и коллекционеры

Москва в последние годы закрепила за собой статус главной площадки арт-рынка

Ведомости
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России

Зачем нужна биометрия и как ее использовать в России

ТехИнсайдер
Самый красивый кулич – у меня Самый красивый кулич – у меня

Как украсить кулич, чтобы он стал настоящим шедевром на праздничном столе?

Лиза
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Узкий таз защитил от артрита колена и опущения органов Узкий таз защитил от артрита колена и опущения органов

Широкий таз облегчает деторождение, но добавляет других проблем со здоровьем

N+1
Как называют самцов мухи, божьей коровки и других животных Как называют самцов мухи, божьей коровки и других животных

Как называют самцов и самок разных животных?

Maxim
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
Открыть в приложении