Патриарх петербургской театральной сцены и худрук Лев Додин

Собака.ruРепортаж

Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина

Патриарх петербургской театральной сцены и худрук Малого драматического театра — Театра Европы Лев Додин — авангардист и ВЕЛИКИЙ интерпретер текстов Федора Абрамова, Генриха фон Клейста, Достоевского и Чехова — после 14-летнего перерыва набрал студентов в свою мастерскую с университетской программой.

Текст: Никита Елисеев

Лев Додин и студенты его школыстудии сфотографированы в Малом драматическом театре. Слева направо, сверху вниз: 1 — Арсений Муравьев, 2 — Александра Конанова, 3 — Тимофей Клявер, 4 — Михаил Батуев, 5 — Самуэль Фролов, 6 — Семен Козлов, 7 — Степан Абрамов, 8 — Александр Шадрин, 9 — Данил Кулик, 10 — Софья Запорожская, 11 — Инесса Серенко, 12 — Денис Ищенко, 13 — Анастасия Бубновская, 14 — Анастасия Рождественская, 15 — Виктор Яковенко, 16 — Лев Абрамович Додин, 17 — Милана Вольская, 18 — Алексей Тезиков, 19 — Валерия Юшко, 20 — Ярослав Васильев, 21 — Алина Кудас, 22 — Михаил Тараторкин

Весь город говорит о премьере: в феврале 2025 года выпускники Молодой студии Льва Додина в полном составе вышли на сцену Театра Европы в спектаклесочинении «Ромео и Джульетта во мгле». В этом мировом мифе о любви и ненависти в синергии работают тексты Шекспира и Солженицына, дискомузыка и Брамс, вальс Шнитке, танец сиртаки и даже акробатические номера, а Петербург запоминает имена новых театральных звезд.

Критик и переводчик Никита Елисеев выяснил педагогические методы Додина и секретные критерии его оценок, а также зачем спектаклю дискотека и почему Ромео и Джульетта бродят во мгле, а не во тьме.

В вашей постановке «Ромео и Джульетта во мгле», соединяющей немало произведений, помимо шекспировского, я опознал «Оленя и шалашовку», «В круге первом» Солженицына, «Пастуха и пастушку» Астафьева, а вот истории про Южную Африку, Кипр начала гражданской войны 1974 года и историю любви еврейской девушки и чешского парня времен немецкой оккупации я не опознал. Удар по эрудиции. Что это, например, за чешская пьеса?

Это не пьеса. Это повесть Яна Отченашека, чешского писателя, «Ромео, Джульетта и тьма». Повесть начала 1960-х годов. Времен чешской оттепели. Несмотря на оттепель, Яна Отченашека за эту повесть сильно ругали. Да, такая повесть о любви еврейки и чешского парня во время немецкой оккупации Чехии. Затем повесть южноафриканского писателя Питера Абрахамса «Тропою грома». Впрочем, это не повесть, это роман. И я все время забываю фамилию писательницы романа о любви грека-киприота и турчанки-киприотки. Шафак. Элиф Шафак. «Остров пропавших деревьев».

Тоже в «Иностранке» в 1960-х печатался?

Нет, нет. Это современная книга. Современная барышня, молодая, 1971 года рождения. Роман 2021 года. На русский переведен в 2023-м. Шафак не киприотка, она — турецкая женщина. Впрочем, живет сейчас в Страсбурге. После своего романа о геноциде армян в Турции в 1915 году ей пришлось из Турции уехать.

Это вы подбирали материалы для пьесы или, скажем так, коллажа «Ромео и Джульетта во мгле»?

В основном я, но вместе с ребятами, вместе с молодой труппой театра. В течение года они приносили какие-то свои предложения, свои тексты на тему Ромео и Джульетты, любви во враждебном к любви миру. Я им изложил идею спектакля. Я хотел, чтобы они сами нашли тексты. Я хотел, чтобы они как можно больше прочитали. Я вообще хочу, чтобы мои ученики больше читали. И они много читали.

О любви?

Как бы вам сказать? Мы договорились, что перед нами должна быть история Ромео и Джульетты в разных трагических обстоятельствах, в разное время, у разных народов. Однако мы еще об одном договорились: в основном ХХ век. Поэтому они прочитали очень много прозы ХХ века. А я отсмотрел десятков пять сцен, которые они сыграли.

Ваши ученики сами делали сцены?

Да, да. Они сами делали сцены, а я эти сцены смотрел. Когда я понимал, что они не могут нащупать тему, я им говорил: «А вот посмотрите там у Абрахамса», «Посмотрите Солженицына», а они уже сами находили соответствующие сцены.

А тот, кто приносил, тот и играл?

Не всегда. Чаще всего, но не всегда... Одна из установок моей студии, моих учеников, которых я учил такой, как бы это сказать, неофициальной программе, — ее суть в том, чтобы студийцы становились европейски (да, сегодня плохо употребимое слово) образованными людьми. Всё остальное глубоко вторично. Поэтому любое задание было связано с тем, чтобы они могли как можно больше читать. Не просто что-то узнавать, но познавать, образовывать себя. В театральном институте есть такой предмет «актерское мастерство». Почему-то считается, что, раз человек занимается актерским мастерством, все остальное — не важно. Если у него хорошо идет актерское мастерство, то какие-то занятия он может пропускать, особенно на этих занятиях не стараться. А мы договорились: на первом курсе у нас нет актерского мастерства. Зато есть предмет «основы сценического искусства»: танец, акробатика, русская литература, зарубежная литература, музыка. Потому что все это и есть основы сценического искусства. Ты должен так же хорошо крутить колесо, как и понимать «Анну Каренину» Толстого или «Эффи Брист» Теодора Фонтане. Акробатика так же важна, как и русская литература. А русская литература так же важна, как умение играть на музыкальном инструменте. Мы договорились, что если у кого-нибудь будет тройка по любому из предметов, то мы расстанемся. Джентльменское такое соглашение. Неважно, тройка по «драме» — так назывались мои уроки — или по литературе. Мои ученики с самого начала привыкали, что общая гуманитарная культура первее всего, важнее всего. Всё вырастает из культуры. Голый актерский профессионализм вне культуры не нужен. Весь первый курс мы смотрели

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Никита Ломагин Никита Ломагин

Самый авторитетный специалист по блокаде Ленинграда Никита Ломагин

Собака.ru
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Не просто цветы Не просто цветы

Когда флористика не только профессия — опыт читателей

Здоровье
Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков

Что может стоять за желанием родителей завести девочку, а не мальчика?

Forbes
Звездная наука Звездная наука

Что объединяет Мэйя, Гейтса и Мартина вне сцены, кода и фэнтези?

ТехИнсайдер
Российскому промдизайну нужна промышленность Российскому промдизайну нужна промышленность

Какие возможности у промышленного дизайна есть в России?

Монокль
Леонид Алексеев Леонид Алексеев

Леонид Алексеев — авторитетный тейлор в собственном петиметр-бренде House of Leo

Собака.ru
Топ-9 летних ягод Топ-9 летних ягод

Какие летние ягоды помогут укрепить иммунитет и избежать проблем со здоровьем

Лиза
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину

Почему внедрение инноваций в медицине происходит так медленно?

Forbes
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Император из Москвы Император из Москвы

Никита Ефремов — о подготовке к роли Николая II и неотвратимости смерти

СНОБ
На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике

Почему коллективные тренировки делают нас лучше?

Правила жизни
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса

В какой момент человечество перестало бояться ядерной бомбы?

Монокль
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
Кристина Березовская Кристина Березовская

Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ru
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Шуля (Даниил Шульгин) — кофаундер панк-бренда Stenosis

Собака.ru
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах

На европейской сцене воплощением женского тренда стала шекспировская Офелия

Forbes
Австралийцы отыскали новую популяцию вымирающих беличьих кускусов Австралийцы отыскали новую популяцию вымирающих беличьих кускусов

Экологи обнаружили в Косцюшко новую популяцию беличьих кускусов

N+1
«Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч «Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч

Почему у мотоциклов есть ограничения по скорости?

ТехИнсайдер
Александра Гарт Александра Гарт

Имя Александры Гарт в искусстве не просто на слуху, а в самом топе

Собака.ru
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
«Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе «Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе

«Материалистка» перезапускает не только сердца, но и умные ромкомы

Правила жизни
Анна Завтур Анна Завтур

Ученица Фильштинского, хрупкая балерина-капучина наших сердец, Анна Завтур

Собака.ru
Открыть в приложении