Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Увольнение — это не всегда конец истории человека в компании. Особенно на современном рынке труда, когда компании готовы бороться не только за новых кандидатов, но и за ушедших сотрудников. Да и сами сотрудники чаще всего не против вернуться на свое прежнее место работы. Так закрепляется и становится все более популярным термин «сотрудник-бумеранг». Партнер консалтинговой компании Ward Howell Дарья Аникина в колонке для Forbes Life рассказывает о том, стоит ли возвращать сотрудников, и как это правильно сделать.
Мы привыкли думать, что увольнение — это конец истории, но современные карьерные тренды говорят об обратном. Все больше сотрудников, покинувших свои компании в поисках лучших условий, спустя время возвращаются. Это явление получило название «эффект бумеранга». В последние годы рынок труда пережил волну массовых увольнений, но реальность — условия труда и окружение не всегда оправдывают ожидания. В какой-то момент приходит осознание ценности знакомой культуры, знакомых процессов и команды. А компании начинают активнее работать с бывшими сотрудниками, создавая условия для их возвращения, а сами сотрудники все чаще воспринимают увольнение не как точку, а как запятую.
Кто такие бумеранги?
Согласно определению Visier, «бумерангами» называют сотрудников, вернувшихся на прежнее место работы в течение 36 месяцев после ухода. Но важнее, чем формальные цифры, сама суть явления: человек работал в компании, ушел, а потом вернулся на ту же или новую должность. Наши клиенты — крупные компании — рассказывают, что действительно все чаще обращают внимание на «своих бывших». Причиной тому все тот же кадровый дефицит и все растущая стоимость привлечения кандидатов: вернуть сотрудника дешевле, чем нанимать, обучать и адаптировать нового.
Причины возвращения могут быть разными. Одна из самых распространенных — возвращение ради роста — на более высокую позицию и на более высокий уровень дохода. Когда в моменте компания не смогла предложить повышение, но спустя время ситуация изменилась и такой рост стал возможен. Такой сценарий очень характерен для крупных компаний с многоуровневой структурой, вроде Сбера или Сибура.
Вторая популярная причина возвращения на предыдущее место работы — это ошибка выбора нового работодателя. Не оправдываются ожидания от новой компании, не подошла корпоративная культура, внутренние процессы, новый работодатель не выполняет данные на собеседовании обещания или они были неправильно поняты. В такой момент человек задумывается о том, что не против вернуться обратно.
И третий сценарий — возвращение после организационных изменений в компании: приходит новая команда либо СЕО с новой стратегией и видением. И это заставляет ранее ушедших сотрудников по-новому посмотреть на компанию, на изменения. И всерьез рассмотреть возможность возвращения.
О чем говорят западные исследования
Согласно исследованию Visier, проведенному с использованием данных 3 млн человек из 120 организаций в США, около 28% новых сотрудников — это бумеранги. Эти же цифры подтверждают данные Harvard Business Review.