«У нас сохранилась практика раскрытия информации»
Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

Разбираемся, зачем отечественные компании раскрывают информацию об устойчивом развитии, актуальна ли такая практика и какие наметились тенденции в ESG-отчетах.
От единичной инициативы к «хорошему тону»
Практика нефинансовой отчетности (НФО) пришла в нашу страну в начале 2000-х. Глобальную инициативу в сфере устойчивого развития и публичного раскрытия информации в то время активно поддержали дочерние компании мировых гигантов — Nestle, Coca-Cola, British American Tobacco и другие. Вслед за ними внимание к целям устойчивого развития проявили крупнейшие российские экспортеры, которые проводили IPO на зарубежных фондовых рынках и использовали отчетность в качестве инструмента коммуникации с заинтересованными сторонами. Среди пионеров практики составления нефинансового отчета — «Сибнефть», «Норильский никель», «Русал», «Газпром».
Количество крупных и средних предприятий из разных отраслей экономики, которые поддерживали ведение устойчивого бизнеса и публиковали данные, со временем увеличивалось. Согласно Национальному регистру нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в период с 2001 по 2023 год выпущено 1510 отчетов 270 компаний — как тех, которые работают в России, так и транснациональных. Однако эта цифра не может считаться точной в полной мере — направление отчетов в базу данных регистра носит добровольный характер.


Отечественные компании стали показывать высокий уровень прозрачности и оформления отчетности, применяя при составлении документа следующие международные стандарты:
- Стандарты GRI;
- Стандарт интегрированной отчетности IR;
- Стандарты МСФО (ISSB);
- Отраслевые стандарты SASB;
- Рекомендации TCFD;
- SDG Compass: руководство для бизнеса;
- Руководство по социальной ответственности ISO 26000;
- Стандарт IPIECA;
- Принципы и программные заявления ICMM;
- Руководства бирж по раскрытию информации.
Крупнейшие российские предприятия, например НЛМК, «Полиметалл», «Северсталь», ММК, «Норникель» и «Энел Россия», успешно взаимодействовали с международными провайдерами ESG-рейтингов. В 2019 году «Полиметалл» стал первой российской компанией, вошедшей в ежегодник Sustainability Yearbook — наиболее полное издание о корпоративной социальной и экологической ответственности в мире, которое составляет международное агентство RobecoSAM. А в 2021 году авторитетный международный рейтинг MSCI присвоил «Полиметаллу» наивысший балл среди компаний, добывающих драгоценные металлы. В этом же году агентство Sustainalytics признало российскую компанию «ФосАгро» лучшей в области ESG в мировом агрохимическом секторе.

Зачем компании следуют тренду на раскрытие данных
С уходом в 2022 году западных инвесторов — главного драйвера устойчивой повестки в РФ — число компаний, публикующих нефинансовую отчетность, сократилось незначительно. По статистике РСПП, в общей сложности опубликовано 100 таких отчетов за 2021 год и 111 — годом ранее. И то, что стимул к развитию этого направления у большинства ведущих организаций не исчез, подтверждает опрос российских эмитентов.
По мнению старшего менеджера ООО «Пачоли Консалтинг» Игоря Сидельникова, «практика раскрытия информации об устойчивом развитии даже на фоне высоких санкционных рисков и делистинга с западных бирж сохранилась у крупных российских компаний в связи с тем, что повестка актуальна на ключевых новых внешних рынках — в первую очередь, стран БРИКС».
Многочисленные исследования показывают широкое распространение ESG-явления в восточных регионах. Например, Китай — главный торговый партнер РФ (в 2023 году товарооборот между странами превысил $200 млрд), намеревается достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Российские поставщики на китайский рынок отмечают заинтересованность местных партнеров в наличии у них сертификации, подтверждающей соответствие продукции нормам экологичности, а также в следовании ESG-принципам.


Поэтому в условиях переориентации экспорта российские компании не спешат закрывать ESG-проекты и прекращать практику отчетности, опасаясь, что такие действия скажутся на восприятии их бренда на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки и «откинут» бизнес в развитии ESG-аспекта на десяток лет назад.
Общемировая востребованность ESG-явления и отчетности как экрана этой деятельности повышается с каждым годом. Экономическая парадигма, в которой компания — просто money making machine, уже давно потеряла актуальность. Корпоративный сектор вынужден реагировать на растущий перечень глобальных проблем экологии и социума — от уменьшения площади лесов до мусорных полигонов в Южной Азии. Во многих странах происходят изменения, продиктованные задачами устойчивого развития ООН. Вводятся новые законодательные нормы и стандарты, отвечающие на климатические, социальные и трудовые риски. К примеру, в феврале 2024 года ЕС согласовал правила регулирования провайдеров ESG-рейтингов, а Швейцария и Таиланд недавно заключили первую в истории сделку по сокращению выбросов парниковых газов.


В России в последние два года также существенно возросло внимание регулирующих органов к вопросам «устойчивости» компаний и отчетности, отражающей эти вопросы. В марте 2023 года раскрытие нефинансовой отчетности российскими компаниями было поддержано президентом страны. В мае 2024 года Минэкономразвития презентовало проект национального стандарта отчетности в области устойчивого развития, официальное утверждение которого ожидается в текущем году. Над локальными стандартами отчетности по вкладу в национальные цели и национальные проекты РФ работают российский ESG Альянс и Агентство стратегических инициатив.
«Однако статус «обязательной» в ближайшей перспективе НФО, скорее всего, не получит. При этом компании, заинтересованные в развитии ESG-повестки, готовят и продолжат готовить такие отчеты. Они являются «зеркалом», которое представляет их усилия в этой области в пространстве заинтересованных сторон», — говорит Игорь Сидельников.
Нефинансовая отчетность в качестве инструмента визуализации данных дает компании возможность объективно взглянуть на свою работу, понять, какие из сфер можно улучшить, и диверсифицировать риски. Например, при высоком коэффициенте кадровой текучести — инвестировать в корпоративные программы по обучению сотрудников. Или внедрить принципы циркулярной экономики на одном или всех этапах жизненного цикла продукта, если работа предприятия связана с риском образования опасных отходов.
Тренды в создании нефинансовой отчетности
Рост количества отчетной информации
Эксперт Игорь Сидельников отмечает: «Тенденция к увеличению объема нефинансовой отчетности — это следствие возросшего числа документов, регламентирующих раскрытие нефинансовой информации, регулярного появления новых добровольных стандартов и методологий ESG-рейтинговых агентств».
В 2024 году в дополнение к GRI и SASB в силу вступили международные стандарты раскрытия IFSR S1 и S2. Исследование рейтингового агентства АКРА и Комитета по интегрированной отчетности показало, что 30% российских компаний при составлении нефинансовой отчетности собираются ориентироваться в том числе и на новые стандарты. Обсуждается внедрение национальных стандартов нефинансовой отчетности.
В проекте стандарта добровольной нефинансовой отчетности Минэкономразвития рекомендует раскрывать перечень показателей по российской методике, а не по методике GRI. Из-за иного подхода к подсчету показателей некоторые из них будут отличаться от международных. Компания выделит эти показатели в отдельное приложение — и отчет, таким образом, станет больше.
Вместе с тем заметна мировая тенденция к стремлению интегрировать большое количество стандартов отчетности в единое требование под эгидой ISSB — совета по международным стандартам устойчивого развития. Основные разработчики систем отчетности TCFD, SASB и CDSB намерены двигаться в контексте единого проекта — новейшие стандарты IFSR как раз опираются на их работу. GRI также открыт к партнерству, но все же в большей степени пытается остаться независимым игроком. Насколько быстро будет реализована эта идея, остается вопросом времени.
Рост «дерева» отчетов
«Международный тренд на рост количества тематических отчетов и брошюр активно поддерживают лидирующие российские компании из горнодобывающей отрасли», — отмечает Сидельников. К примеру, в 2023 году «Норникель» представил шесть отчетов и приложений. Среди них — «Отчет об устойчивом развитии-2022», «Отчет в области изменения климата», «Брошюра к отчету об ответственной цепочке поставок». Тенденции, которая является следствием увеличения отчетной информации, также следуют «Русал» и «Полюс».
Внедрение цифровых агрегаторов и платформ для управления устойчивым развитием
Компании стремятся оптимизировать процессы составления нефинансовой отчетности, чтобы сократить сроки ее подготовки и трудозатраты. В связи с этим будут активно развиваться цифровые агрегаторы и платформы для раскрытия нефинансовой информации. Они не только упростят предоставление отчетности, но и будут способствовать увеличению числа участников процесса. В 2023 году Национальный ESG Альянс и «Группа Интерфакс» запустили первый в России сервис по раскрытию стандартизированной нефинансовой информации. Продолжит расти потребность бизнеса и в программном обеспечении для управления цепочкой поставок, оценки поставщиков, учета акционеров и корпоративного управления.
Усложнение визуала и внедрение ИИ в графику
Дизайн нефинансовой отчетности претерпевал изменения вместе с тем, как менялись подходы к составлению и форматы документа. В период с 2001 по 2013 год компании в большей степени выпускали социальные отчеты, стараясь оформить их в визуально едином стиле с годовым отчетом. Позднее с ростом востребованности отчета об устойчивом развитии (ОУР) его дизайн становился обособленным от годовой отчетности.
Долгое время ОУР отражал экологические аспекты, поэтому в дизайне преобладали зеленые оттенки и изображения природы. Сегодня иллюстрации (обложки, инфографика) становятся визуально сложнее, так как отчеты об устойчивом развитии теперь охватывают не только тему экологии. В них также встречаются аспекты, связанные с работой персонала, взаимодействием с местными сообществами, управлением устойчивым развитием в компании и другими не менее важными темами. Поэтому в отчеты включаются изображения, отражающие все заявленные темы. А вот верстка, наоборот, упрощается.
Компании стали формировать большие качественные фотобанки и внимательнее относиться к изображениям, размещенным в отчетности. Большинство представителей крупного бизнеса не хотят видеть в своих корпоративных материалах стоковые изображения, которые могут встретиться в документах других компаний. Поэтому отметим еще один тренд — использование абстрактной 3D-графики.
Сегодня отчетность наполняется большим количеством графиков в динамике за пять и более лет, включая планы по реализации стратегии, инфографику, событийные фотоматериалы, схемы и другие визуальные материалы, которые облегчают изучение документа. При этом его отдельные элементы должны быть интуитивно понятны каждому читателю.
Тенденция использования изображений, созданных с помощью нейросетей, не обошла стороной и сферу дизайна корпоративной отчетности. Возможности ИИ будут активно применяться для улучшения качества фотографий. Дизайнеры теперь могут работать не только с фотоматериалами клиента, но и на их основе создавать иллюстрации, соответствующие деятельности компании, или дополнять их ИИ-графикой.
Практическую реализацию можно увидеть в свежем ОУР Сбербанка. Многие ИИ-иллюстрации в нем сгенерированы продуктом «Сбера» — нейросетью Kandinsky 3.0. О том, какое будущее ждет человечество, рассказывает интегрированный отчет «ФосАгро» за 2023 год. В создании футуристических изображений здесь также принимал участие искусственный интеллект. А отчет об устойчивом развитии НОВАТЭКа за 2023 год с помощью ИИ показал взаимодействие компании с местными сообществами. На обложке отчета из рук в руки бережно передается хрустальный шар — как образ хрупкой экосистемы, которая нуждается в нашей заботе.



ESG-компас
Этой дизайн-тенденции в отчетности начинают активно следовать европейские компании и частично — российские. ESG-компас представляет собой «дорожную карту» в начале отчета. Она иллюстрирует, как компания раскрывает цели устойчивого развития и различные стандарты внутри документа.
В ESG-компасе компания в соответствии со стандартами описывает, какое положительное и отрицательное воздействие ее деятельность оказывает на каждую из 5–6 общепринятых тем индустрии. А также отмечает, для кого из стейкхолдеров в рамках социальной сферы, экологии и корпоративного управления данная информация представляет интерес.
Ежегодно в ESG-сферу входят новые игроки, а компании, которые уже давно составляют отчеты об устойчивом развитии и ESG-отчеты, стабильно продолжат это делать. Однако, по мнению Игоря Сидельникова, явного тренда на увеличение количества нефинансовых отчетов в России в ближайшие два года ждать не стоит. Среди основных причин — уход зарубежных компаний с российского рынка и консолидация компаний внутри РФ, а также увеличение количества M&A-сделок. При этом регулирующие органы, экспертное и профессиональное сообщества продолжат уделять значительное внимание практике развития нефинансовой отчетности.
Фото: пресс-служба ReportDesign Agency, «Сибур», НОВАТЭК, «Аэрофлот», «Русал», Segezha Group, «ФосАгро», НОВАТЭК, «Магнит», «Сбер», НОВАТЭК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl