Санкт-Петербургский университетНаука
Зависимые от шопинга
Постоянно хочется тратить деньги на ненужные вещи, а после бессмысленной покупки становится стыдно? Это верные признаки шопоголизма.
Свойственен ли он россиянам в период экономических санкций и какие люди более склонны к подобному потребительскому поведению, выяснили ученые Санкт-Петербургского и Костромского государственных университетов, а также Высшей школы экономики.
Непреодолимая тяга
Масштабные исследования шопоголизма, или компульсивных покупок, начались в 80-х годах прошлого века. Уже тогда ученым стало ясно, что патологическая потребность тратить деньги на вещи — одна из зависимостей, которая может наблюдаться у людей и негативно сказывается на их жизни.
Шопоголиков мучают навязчивые и непреодолимые мысли о покупках. Их часто посещает острое желание отправиться в магазин, когда в этом нет необходимости. В торговых центрах люди с компульсивным потребительским поведением проводят много часов. Без совершения покупок они чувствуют нарастающее напряжение и поэтому снова и снова освобождают время на шопинг. Для этого в том числе отказываются от хобби и встреч с друзьями или прогуливают работу.
Они приобретают ненужные вещи, например десятое по счету пальто или несколько пар одинаковых туфель. В магазинах шопоголики тратят большие суммы и при этом большинство товаров впоследствии оставляют нераспакованными. Людей с зависимостью от покупок не останавливают финансовые трудности: они с легкостью берут займы на новые товары, заводят кредитные карты и накапливают большие долги. Параллельно у них портятся отношения с близкими, а в некоторых случаях ради получения желаемого шопоголики преступают закон.
Главная отличительная черта компульсивного шопинга заключается в том, что он приносит людям недолгое удовольствие, за которым обязательно следует чувство вины за трату денег, бессмысленные приобретения и невозможность остановиться. Шопоголики пытаются избавиться от этого эмоционального дискомфорта, для чего прибегают к привычному для них способу улучшения самочувствия — вновь совершают покупки, чем лишь ухудшают свое состояние. Так они оказываются в замкнутом круге, из которого зачастую уже не могут выбраться самостоятельно.
Узнать больше
Чтобы шопоголики могли получать качественную и своевременную помощь, ученые продолжают исследовать феномен компульсивных покупок и совершенствуют методики устранения зависимости от походов по магазинам. Патологический шопоголизм активно изучают в англоязычных странах, а вот в отечественной науке он пока остается мало исследованным.
Частично устранить пробелы в знаниях об этой теме удалось ученым Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики (ВШЭ) и Костромского государственного университета (КГУ). Научный коллектив определил, проявляется ли компульсивное потребительское поведение у россиян в период экономических санкций и какие особенности личности делают жителей России более склонными к шопоголизму.
Для этого исследователи с помощью онлайн-сервисов опросили более 500 человек — граждан страны в возрасте от 18 лет. «Среди них было 47,6 % мужчин и 52,4 % женщин. Почти треть респондентов (34,4 %) проживала в областных центрах, чуть меньше (29,2 %) в городах-мегаполисах, 22,7 % в районных центрах, еще 13,7 % в Москве. Большинство (56,2 %) имело полное высшее образование, у 42,1 % было среднее и неполное высшее, у 1,7 % — ученая степень. По субъективному уровню дохода респонденты распределились следующим образом: 59,3 % — со средним уровнем дохода, 22,8 % — с низким, 9,8 % сводили концы с концами, у 8,1 % был высокий уровень дохода», — пишут ученые в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян» в журнале «Экономическая социология».
Участники исследования заполняли анкету, составленную научным коллективом. В нее вошли вопросы, позволяющие установить уровень тревоги, стресса и наличие депрессии у респондентов, а также их отношение к деньгам и степень тревожности по поводу материального положения. Ученые уделили этим аспектам особое внимание, поскольку предположили, что они связаны со склонностью людей к шопоголизму.
Также в опросник включили шкалу навязчивых покупок — методику, с помощью которой можно определить покупательское поведение респондентов, в том числе подверженность компульсивным покупкам. При ее прохождении участникам исследования требуется выразить степень своего согласия с разными утверждениями вроде: «Я получаю мало удовольствия от покупок или вообще не получаю его»; «Я чувствую вину или стыд после того, как отправляюсь в „запой покупками“»; «Я покупаю вещи, даже если не могу себе этого позволить». Ранее шкала была доступна только за рубежом. Ученые СПбГУ, ВШЭ и КГУ впервые в отечественной науке адаптировали ее для русскоязычной аудитории.
Тревожные покупатели
Опрос показал, что большинство респондентов не склонны к патологическому шопингу и не любят ходить по магазинам. Тем не менее ученые установили, что в период экономических санкций часть россиян все же совершает компульсивные покупки.
«Мы выяснили, что степень выраженности шопоголизма связана с половозрастными особенностями респондентов. Так, женщины чаще покупают вещи, которые им не нужны, а мужчины получают меньше удовольствия от покупок. Представители старшего поколения реже чувствуют побуждение ходить по магазинам и тратить деньги, когда у них нет ни времени, ни финансовых возможностей. Кроме того, они реже покупают вещи, когда им ничего не нужно», — отмечают авторы в статье. Они добавляют, что компульсивное потребительское поведение меньше выражено у более религиозных россиян.
Ученые дополнительно установили, что шопоголизм связан с отношением респондентов к финансам. Более склонными к компульсивным покупкам оказались люди с повышенным уровнем беспокойства по поводу своего материального положения, а также те, кто привык использовать деньги как инструмент влияния на других, и те, для кого финансы — показатель успеха, залог уважения и признания. Меньше подвержены шопинг-зависимости люди, оценивающие свои доходы как высокие.
Научная группа также выявила связь шопоголизма с эмоциональным состоянием респондентов. «Эмпирическое исследование подтвердило, что больше подвержены компульсивным покупкам люди, переживающие стресс, тревогу, а также находящиеся в состоянии депрессии», — рассказывают ученые в статье. По их данным, к патологическому шопингу сильнее склонны и люди с повышенной тревожностью. А вот семейное положение и уровень образования никак не влияют на зависимость от покупок.
Откуда берется шопоголизм
По данным авторов исследования, потребность постоянно что-то покупать может проявляться из-за глубинных психологических травм. Например, если в детстве человек все время сталкивался с холодным и безразличным отношением значимых для него взрослых, в особенности родителей, то в будущем он, возможно, станет часто ходить по магазинам, чтобы новыми вещами компенсировать себе недостаток любви.
«Компульсивное потребительское поведение также возникает, если в детстве у человека сформировалась установка, что деньги — синоним радости и любви, — приводит пример Ольга Сергеевна Дейнека, одна из участниц научной группы, профессор СПбГУ (кафедра политической психологии). — Такое может произойти, например, если каждый раз, когда у ребенка плохое настроение, родители ведут его в магазин и покупают там все, что их сын или дочка захочет, чтобы тем самым улучшить его состояние. Так покупки начинают ассоциироваться с приятными эмоциями».
Шопоголизм может развиться и из-за стремления постоянно получать одобрение со стороны окружающих за счет владения определенными вещами, например одеждой люксовых брендов. Также компульсивные покупки человек начинает делать, когда считает, что повысить самооценку и статус в собственных глазах ему помогут именно материальные объекты.
Как пишут в статье исследователи, на проявлении шопоголизма сказывается и обстановка в мире. «Перемены в обществе, вызванные пандемией коронавируса, санкционной политикой Запада, а также глобальной общественно-политической ситуацией, могут способствовать как конструктивным тенденциям — усилению рациональности, экономическому патриотизму, проявлению экономии — так и деструктивным вариантам потребительского поведения, в частности навязчивым покупкам», — подчеркивают ученые.
В помощь психологам
По словам Ольги Дейнеки, проведенное исследование позволило внести методический вклад в развитие экономической психологии. Применение адаптированной шкалы навязчивых покупок в рамках опроса оказалось успешным, поэтому исследователи признали ее эффективной. «Теперь этой методикой смогут пользоваться российские ученые, что поможет в расширении знаний о некоторых аспектах экономического поведения людей. Шкала имеет экспресс-форму, за счет чего ее легко можно будет использовать в сочетании с другими научными инструментами для решения широкого спектра задач», — отмечает ученый.
Результаты исследования будут полезны и психологам-консультантам для повышения эффективности работы с людьми, у которых наблюдаются симптомы патологического шопоголизма. В частности, практикующие специалисты с помощью методики, разработанной учеными СПбГУ, ВШЭ и КГУ, смогут быстро и точно диагностировать у людей компульсивное потребительское поведение.
«При этом наш научный проект важен не только для работы с отдельными личностями, — добавляет Ольга Дейнека. — В ходе исследования было установлено, что сегодня „запой покупками“ является для россиян одним из способов борьбы с тревогами и депрессией. Благодаря этому стало понятно, что в России полезно вести профилактику шопоголизма не только на индивидуальном, но и на общественном уровне».
Компульсивные покупки стоит отличать от импульсивных
Последние человек делает спонтанно под влиянием сиюминутно возникшего желания. Например, он идет в магазин исключительно за хлебом, но у кассы видит конфеты и в этот момент осознает, что хочет себя ими порадовать. Он совершает эту незапланированную покупку, но впоследствии, как правило, не испытывает чувства вины — только положительные эмоции. При импульсивных тратах у человека также не возникает непреодолимой потребности повторять походы в магазин. Спонтанные покупки он делает в умеренных количествах, чаще всего отдает предпочтение небольшим и недорогим вещам и выделяет на импульсивные приобретения сумму, которая не вредит его финансовому состоянию.
Авторы исследования:
Александр Александрович Максименко, доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики (факультет социальных наук);
Ольга Сергеевна Дейнека, доктор психологических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего кафедрой политической психологии СПбГУ, членкорреспондент Российской академии естествознания;
Дарья Валерьевна Юринова, обучающаяся по направлению «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета;
Елена Ивановна Чарушина, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета (кафедра менеджмента и маркетинга);
Константин Евгеньевич Бояркин, выпускник магистратуры СПбГУ 2019 года по программе «Социальная психология и политическая психология», с 2019 по 2023 год — младший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета.
Ученые СПбГУ изучают и другие аспекты экономического поведения россиян
Ранее исследователи выяснили, как изменились потребительские привычки граждан в условиях неопределенности после пандемии COVID-19. Психологи установили, что многие жители страны стали придерживаться ограничений: отказывались от покупки некоторых привычных товаров, отменяли путешествия, экономили на доставке, стремились не обращать внимания на рекламу и избегали кредитов. В то же время они делали запасы продуктов первой необходимости, например круп. В особенности такое поведение оказалось свойственно более возрастным россиянам, а также тем, кто воспринимал свой доход как низкий.
Исследование было проведено Дианой Артемовной Думской, выпускницей СПбГУ 2021 года по направлению «Психология», и легло в основу ее выпускной квалификационной работы «Потребительские установки россиян на фоне вызванного пандемией COVID-19 экономического кризиса». Проект выполнялся под руководством Ольги Сергеевны Дейнеки, профессора СПбГУ (кафедра политической психологии).
Подробнее об исследовании ученых Санкт-Петербургского университета, Высшей школы экономики и Костромского государственного университета читайте в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян», опубликованной в журнале «Экономическая социология». DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-1-58-84
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl