Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университетНаука

Зависимые от шопинга

Постоянно хочется тратить деньги на ненужные вещи, а после бессмысленной покупки становится стыдно? Это верные признаки шопоголизма.

Автор: Евгения Орлова

Freepik

Свойственен ли он россиянам в период экономических санкций и какие люди более склонны к подобному потребительскому поведению, выяснили ученые Санкт-Петербургского и Костромского государственных университетов, а также Высшей школы экономики.

Непреодолимая тяга

Масштабные исследования шопоголизма, или компульсивных покупок, начались в 80-х годах прошлого века. Уже тогда ученым стало ясно, что патологическая потребность тратить деньги на вещи — одна из зависимостей, которая может наблюдаться у людей и негативно сказывается на их жизни.

Шопоголиков мучают навязчивые и непреодолимые мысли о покупках. Их часто посещает острое желание отправиться в магазин, когда в этом нет необходимости. В торговых центрах люди с компульсивным потребительским поведением проводят много часов. Без совершения покупок они чувствуют нарастающее напряжение и поэтому снова и снова освобождают время на шопинг. Для этого в том числе отказываются от хобби и встреч с друзьями или прогуливают работу.

Они приобретают ненужные вещи, например десятое по счету пальто или несколько пар одинаковых туфель. В магазинах шопоголики тратят большие суммы и при этом большинство товаров впоследствии оставляют нераспакованными. Людей с зависимостью от покупок не останавливают финансовые трудности: они с легкостью берут займы на новые товары, заводят кредитные карты и накапливают большие долги. Параллельно у них портятся отношения с близкими, а в некоторых случаях ради получения желаемого шопоголики преступают закон.

Главная отличительная черта компульсивного шопинга заключается в том, что он приносит людям недолгое удовольствие, за которым обязательно следует чувство вины за трату денег, бессмысленные приобретения и невозможность остановиться. Шопоголики пытаются избавиться от этого эмоционального дискомфорта, для чего прибегают к привычному для них способу улучшения самочувствия — вновь совершают покупки, чем лишь ухудшают свое состояние. Так они оказываются в замкнутом круге, из которого зачастую уже не могут выбраться самостоятельно.

Узнать больше

Чтобы шопоголики могли получать качественную и своевременную помощь, ученые продолжают исследовать феномен компульсивных покупок и совершенствуют методики устранения зависимости от походов по магазинам. Патологический шопоголизм активно изучают в англоязычных странах, а вот в отечественной науке он пока остается мало исследованным.

Частично устранить пробелы в знаниях об этой теме удалось ученым Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики (ВШЭ) и Костромского государственного университета (КГУ). Научный коллектив определил, проявляется ли компульсивное потребительское поведение у россиян в период экономических санкций и какие особенности личности делают жителей России более склонными к шопоголизму.

Для этого исследователи с помощью онлайн-сервисов опросили более 500 человек — граждан страны в возрасте от 18 лет. «Среди них было 47,6 % мужчин и 52,4 % женщин. Почти треть респондентов (34,4 %) проживала в областных центрах, чуть меньше (29,2 %) в городах-мегаполисах, 22,7 % в районных центрах, еще 13,7 % в Москве. Большинство (56,2 %) имело полное высшее образование, у 42,1 % было среднее и неполное высшее, у 1,7 % — ученая степень. По субъективному уровню дохода респонденты распределились следующим образом: 59,3 % — со средним уровнем дохода, 22,8 % — с низким, 9,8 % сводили концы с концами, у 8,1 % был высокий уровень дохода», — пишут ученые в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян» в журнале «Экономическая социология».

Участники исследования заполняли анкету, составленную научным коллективом. В нее вошли вопросы, позволяющие установить уровень тревоги, стресса и наличие депрессии у респондентов, а также их отношение к деньгам и степень тревожности по поводу материального положения. Ученые уделили этим аспектам особое внимание, поскольку предположили, что они связаны со склонностью людей к шопоголизму.

Также в опросник включили шкалу навязчивых покупок — методику, с помощью которой можно определить покупательское поведение респондентов, в том числе подверженность компульсивным покупкам. При ее прохождении участникам исследования требуется выразить степень своего согласия с разными утверждениями вроде: «Я получаю мало удовольствия от покупок или вообще не получаю его»; «Я чувствую вину или стыд после того, как отправляюсь в „запой покупками“»; «Я покупаю вещи, даже если не могу себе этого позволить». Ранее шкала была доступна только за рубежом. Ученые СПбГУ, ВШЭ и КГУ впервые в отечественной науке адаптировали ее для русскоязычной аудитории.

Тревожные покупатели

Опрос показал, что большинство респондентов не склонны к патологическому шопингу и не любят ходить по магазинам. Тем не менее ученые установили, что в период экономических санкций часть россиян все же совершает компульсивные покупки.

«Мы выяснили, что степень выраженности шопоголизма связана с половозрастными особенностями респондентов. Так, женщины чаще покупают вещи, которые им не нужны, а мужчины получают меньше удовольствия от покупок. Представители старшего поколения реже чувствуют побуждение ходить по магазинам и тратить деньги, когда у них нет ни времени, ни финансовых возможностей. Кроме того, они реже покупают вещи, когда им ничего не нужно», — отмечают авторы в статье. Они добавляют, что компульсивное потребительское поведение меньше выражено у более религиозных россиян.

Ученые дополнительно установили, что шопоголизм связан с отношением респондентов к финансам. Более склонными к компульсивным покупкам оказались люди с повышенным уровнем беспокойства по поводу своего материального положения, а также те, кто привык использовать деньги как инструмент влияния на других, и те, для кого финансы — показатель успеха, залог уважения и признания. Меньше подвержены шопинг-зависимости люди, оценивающие свои доходы как высокие.

Научная группа также выявила связь шопоголизма с эмоциональным состоянием респондентов. «Эмпирическое исследование подтвердило, что больше подвержены компульсивным покупкам люди, переживающие стресс, тревогу, а также находящиеся в состоянии депрессии», — рассказывают ученые в статье. По их данным, к патологическому шопингу сильнее склонны и люди с повышенной тревожностью. А вот семейное положение и уровень образования никак не влияют на зависимость от покупок.

Откуда берется шопоголизм

По данным авторов исследования, потребность постоянно что-то покупать может проявляться из-за глубинных психологических травм. Например, если в детстве человек все время сталкивался с холодным и безразличным отношением значимых для него взрослых, в особенности родителей, то в будущем он, возможно, станет часто ходить по магазинам, чтобы новыми вещами компенсировать себе недостаток любви.

«Компульсивное потребительское поведение также возникает, если в детстве у человека сформировалась установка, что деньги — синоним радости и любви, — приводит пример Ольга Сергеевна Дейнека, одна из участниц научной группы, профессор СПбГУ (кафедра политической психологии). — Такое может произойти, например, если каждый раз, когда у ребенка плохое настроение, родители ведут его в магазин и покупают там все, что их сын или дочка захочет, чтобы тем самым улучшить его состояние. Так покупки начинают ассоциироваться с приятными эмоциями».

Шопоголизм может развиться и из-за стремления постоянно получать одобрение со стороны окружающих за счет владения определенными вещами, например одеждой люксовых брендов. Также компульсивные покупки человек начинает делать, когда считает, что повысить самооценку и статус в собственных глазах ему помогут именно материальные объекты.

Как пишут в статье исследователи, на проявлении шопоголизма сказывается и обстановка в мире. «Перемены в обществе, вызванные пандемией коронавируса, санкционной политикой Запада, а также глобальной общественно-политической ситуацией, могут способствовать как конструктивным тенденциям — усилению рациональности, экономическому патриотизму, проявлению экономии — так и деструктивным вариантам потребительского поведения, в частности навязчивым покупкам», — подчеркивают ученые.

В помощь психологам

По словам Ольги Дейнеки, проведенное исследование позволило внести методический вклад в развитие экономической психологии. Применение адаптированной шкалы навязчивых покупок в рамках опроса оказалось успешным, поэтому исследователи признали ее эффективной. «Теперь этой методикой смогут пользоваться российские ученые, что поможет в расширении знаний о некоторых аспектах экономического поведения людей. Шкала имеет экспресс-форму, за счет чего ее легко можно будет использовать в сочетании с другими научными инструментами для решения широкого спектра задач», — отмечает ученый.

Результаты исследования будут полезны и психологам-консультантам для повышения эффективности работы с людьми, у которых наблюдаются симптомы патологического шопоголизма. В частности, практикующие специалисты с помощью методики, разработанной учеными СПбГУ, ВШЭ и КГУ, смогут быстро и точно диагностировать у людей компульсивное потребительское поведение.

«При этом наш научный проект важен не только для работы с отдельными личностями, — добавляет Ольга Дейнека. — В ходе исследования было установлено, что сегодня „запой покупками“ является для россиян одним из способов борьбы с тревогами и депрессией. Благодаря этому стало понятно, что в России полезно вести профилактику шопоголизма не только на индивидуальном, но и на общественном уровне».

Компульсивные покупки стоит отличать от импульсивных

Последние человек делает спонтанно под влиянием сиюминутно возникшего желания. Например, он идет в магазин исключительно за хлебом, но у кассы видит конфеты и в этот момент осознает, что хочет себя ими порадовать. Он совершает эту незапланированную покупку, но впоследствии, как правило, не испытывает чувства вины — только положительные эмоции. При импульсивных тратах у человека также не возникает непреодолимой потребности повторять походы в магазин. Спонтанные покупки он делает в умеренных количествах, чаще всего отдает предпочтение небольшим и недорогим вещам и выделяет на импульсивные приобретения сумму, которая не вредит его финансовому состоянию.

Freepik

Авторы исследования:

Александр Александрович Максименко, доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики (факультет социальных наук);

Ольга Сергеевна Дейнека, доктор психологических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего кафедрой политической психологии СПбГУ, членкорреспондент Российской академии естествознания;

Дарья Валерьевна Юринова, обучающаяся по направлению «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета;

Елена Ивановна Чарушина, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета (кафедра менеджмента и маркетинга);

Константин Евгеньевич Бояркин, выпускник магистратуры СПбГУ 2019 года по программе «Социальная психология и политическая психология», с 2019 по 2023 год — младший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета.

Ученые СПбГУ изучают и другие аспекты экономического поведения россиян

Ранее исследователи выяснили, как изменились потребительские привычки граждан в условиях неопределенности после пандемии COVID-19. Психологи установили, что многие жители страны стали придерживаться ограничений: отказывались от покупки некоторых привычных товаров, отменяли путешествия, экономили на доставке, стремились не обращать внимания на рекламу и избегали кредитов. В то же время они делали запасы продуктов первой необходимости, например круп. В особенности такое поведение оказалось свойственно более возрастным россиянам, а также тем, кто воспринимал свой доход как низкий.

Исследование было проведено Дианой Артемовной Думской, выпускницей СПбГУ 2021 года по направлению «Психология», и легло в основу ее выпускной квалификационной работы «Потребительские установки россиян на фоне вызванного пандемией COVID-19 экономического кризиса». Проект выполнялся под руководством Ольги Сергеевны Дейнеки, профессора СПбГУ (кафедра политической психологии).

Подробнее об исследовании ученых Санкт-Петербургского университета, Высшей школы экономики и Костромского государственного университета читайте в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян», опубликованной в журнале «Экономическая социология». DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-1-58-84

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей

Умные помощники способны незаметно менять мышление пользователя

ФедералПресс
По следам Скарлетт Йоханссон По следам Скарлетт Йоханссон

Как Скарлетт Йоханссон сумела стать звездой независимого кино и вселенной Marvel

Караван историй
Перевести дух Перевести дух

Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

РБК
Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла

Физики поставили под сомнение причины, по которым возникает эффект Холла

N+1
Несут какой-то вред Несут какой-то вред

Чем сложнее подход к тренингу, тем больше неверных шагов можно сделать

Men Today
Побег на месте Побег на месте

Как Стив Маккуин всегда играл только самого себя

Weekend
Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность

Чем опасны «лотосовые роды» и почему их популярность растет?

Psychologies
Экспорт сменил направления Экспорт сменил направления

Как российский бизнес с помощью господдержки осваивает новые рынки

Деньги
Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
Африканские маски в Москве Африканские маски в Москве

Маски, затягивающие в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…

Знание – сила
Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях

Как постирать зимнюю верхнюю одежду дома?

ТехИнсайдер
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Владимир Владимир

Владимир — особенный город с особенными достопримечательностями

КАНТРИ Русская азбука
Осознанный выбор или уловка маркетологов: какие товары мы покупаем в магазине Осознанный выбор или уловка маркетологов: какие товары мы покупаем в магазине

Что же движет человеком в супермаркете?

ТехИнсайдер
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов

Какие мультики помогают детям формировать эмоциональный интеллект

Psychologies
Юрий Чурсин: Театр для меня — отдых Юрий Чурсин: Театр для меня — отдых

Актер Юрий Чурсин — о сериале «Жить жизнь» и театре

СНОБ
Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе! Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе!

Как Фрэнсис Бэкон повлиял на образ Джокера в "Темном рыцаре"?

ТехИнсайдер
10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение 10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение

Какие бьюти-рекомендации выдержали испытание временем.

VOICE
Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем? Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем?

Как пить так, чтобы не развилась алкогольная зависимость?

Psychologies
Один из тех, кто «состарил» университет Один из тех, кто «состарил» университет

Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университет
Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол

Как Кейтлин Кларк изменила американский баскетбол?

Forbes
Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо

Отрывок из книги корейского кинокритика Ли Дон-чжина «Миры Пон Джун-хо»

СНОБ
Любимая дочь диктатора: история Эдды Муссолини — самой опасной женщины Европы Любимая дочь диктатора: история Эдды Муссолини — самой опасной женщины Европы

«Нет смысла вести себя хорошо, если знаешь, что тебя ждет гильотина»

VOICE
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
«Вторая экономика мира и первый партнер России» «Вторая экономика мира и первый партнер России»

Россия и Китай: как сегодня развивается двусторонняя торговля

РБК
Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул

Астрономы провели перепись убегающих массивных звезд из скопления R136

N+1
Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане

У современных амфибий-драконов нашлись древние родственники

ТехИнсайдер
Как проверить скорость SSD на запись и чтение Как проверить скорость SSD на запись и чтение

Программы для проверки скорости работы твердотельного накопителя

CHIP
Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин

Как перестать сближаться с теми, кто приносит лишь боль и разочарование?

Psychologies
Открыть в приложении