От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах
За более чем вековую историю авиация прошла путь от фанерных самодельных «кукурузников», летавших со скоростью современных автобусов, до дорогих в разработке сверхзвуковых самолетов, выходящих в стратосферу. Но мало кто задумывается о том, что весь этот головокружительный прогресс произошел благодаря развитию авионики.
Вместе с экспертом, кандидатом технических наук, директором центра «Авионика» МАИ Виктором Поляковым попытаемся проследить, как менялись технологии авионики на протяжении веков.
От глазомера к первым приборам
Первые аэропланы, оснащенные бензиновыми поршневыми моторами, мало чем отличавшимся от автомобильных, летали медленно и не высоко. Так, один из массовых самолетов дореволюционной эпохи, импортный французский «Фарман-4» летал с максимальной скоростью 65 км/ч (не быстрее современного автобуса) и с потолком полета всего в полкилометра. В таких условиях летчик полагался исключительно на свои глаза, используя для навигации разве что компас да бумажную карту. Если же он сбивался с пути, то вернуться на маршрут можно было только проследовав вдоль железнодорожного полотна или русла реки до ближайшей станции или причала. Именно поэтому до войны во всем мире названия населенных пунктов часто писали на крышах зданий, вокзалов, пристанях, аэропортах, а умение пилота ориентироваться в условиях плохой видимости или ночью считалось подвигом.
Первыми Героями Советского Союза стали летчики, которые в экстремальных условиях Арктики спасли потерпевших бедствие «челюскинцев». Героизм и опыт летчиков до известной степени компенсировали неразвитость техники.