Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство
«Каков отец, таков и молодец», — поговаривали на Руси. Сегодня эти слова не теряют актуальности: отцы важны и нужны в воспитании детей. «Правила жизни» пообщались с психологами и выяснили, что такое осознанное отцовство, почему в России развивается эта концепция и как стать лучшим папой.
Шутку «Папа вышел за хлебом» и ее продолжение знает каждый, а многие — даже не понаслышке. С начала 1990-х детей, оставшихся без внимания отцов, было тысячи. Никто тогда не вел точную статистику, чтобы сейчас назвать конкретное число семей, соответствовавших привычной для России модели «ребенок — мама — бабушка». Но отголосок безотцовщины слышится до сих пор: 28,1% детей воспитываются матерями-одиночками. А вот отцов-кормильцев куда меньше — 6,1%. При этом за последние десять лет одиноких родителей стало больше: по сравнению с переписью населения 2010 года доля семей, где ребенка воспитывает только отец, увеличилась почти в два раза — с 3,7 до 7,3%, а количество матерей-одиночек — с 28,9 до 31,3%.
Но все же ситуация лучше, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, появляется больше мужчин, готовых взять на себя полную ответственность за ребенка. Во-вторых, в мире (и в России, кстати, тоже) набирает популярность осознанное отцовство. Так называют высокий уровень зрелости у мужчин, которые не только готовы к рождению детей, но и хотят быть включены в процесс их воспитания и развития. И основывается эта зрелость на трех банальных китах: материальном состоянии, психологической зрелости и уровне духовности.
Мир осознанных отцов
В России концепция осознанного отцовства не так развита, как в некоторых западных странах. Галина Васильева, психолог когнитивно-поведенческой терапии, объясняет это несколькими причинами. Главная — в российской государственной политике вопросы отцовства практически не затрагиваются, в то время как материнство находится в центре внимания. И только недавно начали появляться изменения в этой области. Да и в целом культура отцовства в нашей стране рассматривалась преимущественно через призму политических, религиозных и социальных институтов.
К тому же, по словам психолога, сегодня мужчины сталкиваются с внутренним конфликтом между традиционными представлениями о мужественности и современными гендерными ролями. Они часто ощущают противоречие между ожиданиями, связанными с маскулинностью, и ролью отца. Это приводит к тому, что «заботливая маскулинность» воспринимается как не совсем «мужественная», а это, в свою очередь, влияет на то, как мужчины ведут себя с детьми.
Зато в России радуют последние изменения, ведь концепция набирает все большую популярность. «Это заметно, если смотреть по детско-родительским консультациям: раньше ко мне на них приходили в основном матери, а сейчас все чаще оба родителя. Иногда случается, что именно отцы — инициаторы консультаций», — делится опытом психолог экзистенциального направления Ирина Млодик.
В целом Алексей Фирсов, председатель комитета по социологии РАСО, считает, что осознанное отцовство было и в Советском Союзе. Просто называли это проще — «хороший, любящий папа». «Мы как общество создаем тренды, когда находим им какое-то название. Но это не значит, что они отсутствовали до какого-то момента. Иными словами, мы не можем сказать, что сейчас период расцвета осознанного отцовства, а раньше оно было каким-то неосознанным. У этого тезиса нет социологической базы», — объясняет социолог. Но также он подчеркивает, что раз о заботливых отцах стали говорить, то и подобное отношение к своим детям со стороны мужчин проявляется ярче и чаще именно сейчас.