Может ли прошлое быть не стабильным конструктом, а процессом?

PsychologiesПсихология

Помнить, чтобы забыть: что такое постпамять и зачем она нам

Яна Верзун

1000x562_0xoMcY8GUf_8055633171154376687.jpg
Кадр из фильма «Выбор Софи» (1982 год). Фото «Кинопоиск»

По мнению социологов, 80–100 лет — это период, когда вместе сосуществуют несколько поколений, обычно три или пять. Благодаря личным контактам они образуют общность жизненного опыта, воспоминаний и рассказанных историй. Память трех поколений является значимым горизонтом для личных воспоминаний, в какой-то мере выступая точками памяти. С этих воспоминаний, не прожитых, но услышанных, начинается формирование воспоминаний личных. Ключевое положение memory studies заключается в том, что прошлое является не стабильным конструктом, а процессом.

Постпамять и постпоколение

Эва Хоффман, писательница и редактор The New York Times, эмигрировала из послевоенной Польши в Канаду в 1949 году. В книге «После такого знания» она исследует механизмы формирования постпамяти в своей семье: «В нашей маленькой квартире царил хаос эмоций, возникших из воспоминаний моих родителей. Воспоминания о военном опыте продолжали прорываться вспышками образов, резкими, отрывистыми фразами, повторяющимися, прерывистыми рефренами. Прошлое прорывалось в звуках кошмаров, вздохах и болезнях, слезах и острых болях, которые были наследием сырого чердака и условий, которые терпели мои родители, когда прятались».

Будучи представительницей постпоколения, Эва Хоффман описывает не только конкретные переживания, переданные родителями второму поколению, но и способы присваивания травматического опыта других. Не переживая его лично, могут ли дети вписать этот опыт в свою психику и остаться лишь свидетелем?

Как не травмироваться, постоянно сталкиваясь с памятью о травме?

Для ответа на эти вопросы Хоффман предлагает провести черту, разделяющую постпоколение в целом и «второе поколение» в буквальном смысле. Понятие термину постпоколение дает культуролог и исследовательница Марианна Хирш. Это поколение:

  • выросло после крупных исторических событий (Вторая мировая война, Холокост, репрессии);
  • осознает травмы прошлого, но воспринимает их через призму дистанции и исторического осознания, не будучи непосредственными свидетелями этих событий;
  • — переосмысляет и реконструирует семейную память;
  • живет с памятью о прошлом, но воспринимает ее дистанцированно.

Постпамять — это позиция второго/третьего поколения, которые непосредственно не помнит опыт исторических катастроф, но случившиеся события все равно становятся воспоминанием.

1000x562_0xdpgsjmnX_2275963279323252001.jpg
Кадр из фильма «Выбор Софи» (1982 год). Фото «Кинопоиск»

Механизмы передачи

В книге «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста» Марианна Хирш пишет, что «постпамять описывает отношения, которые „поколение после“ выстраивает с личной, коллективной и культурной травмой тех, кто жил до них, — с теми переживаниями и опытом, что они „помнят“ только посредством историй, изображений и поступков, среди которых они выросли. Но этот опыт был передан им так глубоко и эмоционально, что казался определяющим их воспоминания. Таким образом связь постпамяти с прошлым в действительности опосредована не воспоминаниями, но работой воображения, проекцией и творчеством».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении