Может ли прошлое быть не стабильным конструктом, а процессом?

PsychologiesПсихология

Помнить, чтобы забыть: что такое постпамять и зачем она нам

Яна Верзун

1000x562_0xoMcY8GUf_8055633171154376687.jpg
Кадр из фильма «Выбор Софи» (1982 год). Фото «Кинопоиск»

По мнению социологов, 80–100 лет — это период, когда вместе сосуществуют несколько поколений, обычно три или пять. Благодаря личным контактам они образуют общность жизненного опыта, воспоминаний и рассказанных историй. Память трех поколений является значимым горизонтом для личных воспоминаний, в какой-то мере выступая точками памяти. С этих воспоминаний, не прожитых, но услышанных, начинается формирование воспоминаний личных. Ключевое положение memory studies заключается в том, что прошлое является не стабильным конструктом, а процессом.

Постпамять и постпоколение

Эва Хоффман, писательница и редактор The New York Times, эмигрировала из послевоенной Польши в Канаду в 1949 году. В книге «После такого знания» она исследует механизмы формирования постпамяти в своей семье: «В нашей маленькой квартире царил хаос эмоций, возникших из воспоминаний моих родителей. Воспоминания о военном опыте продолжали прорываться вспышками образов, резкими, отрывистыми фразами, повторяющимися, прерывистыми рефренами. Прошлое прорывалось в звуках кошмаров, вздохах и болезнях, слезах и острых болях, которые были наследием сырого чердака и условий, которые терпели мои родители, когда прятались».

Будучи представительницей постпоколения, Эва Хоффман описывает не только конкретные переживания, переданные родителями второму поколению, но и способы присваивания травматического опыта других. Не переживая его лично, могут ли дети вписать этот опыт в свою психику и остаться лишь свидетелем?

Как не травмироваться, постоянно сталкиваясь с памятью о травме?

Для ответа на эти вопросы Хоффман предлагает провести черту, разделяющую постпоколение в целом и «второе поколение» в буквальном смысле. Понятие термину постпоколение дает культуролог и исследовательница Марианна Хирш. Это поколение:

  • выросло после крупных исторических событий (Вторая мировая война, Холокост, репрессии);
  • осознает травмы прошлого, но воспринимает их через призму дистанции и исторического осознания, не будучи непосредственными свидетелями этих событий;
  • — переосмысляет и реконструирует семейную память;
  • живет с памятью о прошлом, но воспринимает ее дистанцированно.

Постпамять — это позиция второго/третьего поколения, которые непосредственно не помнит опыт исторических катастроф, но случившиеся события все равно становятся воспоминанием.

1000x562_0xdpgsjmnX_2275963279323252001.jpg
Кадр из фильма «Выбор Софи» (1982 год). Фото «Кинопоиск»

Механизмы передачи

В книге «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста» Марианна Хирш пишет, что «постпамять описывает отношения, которые „поколение после“ выстраивает с личной, коллективной и культурной травмой тех, кто жил до них, — с теми переживаниями и опытом, что они „помнят“ только посредством историй, изображений и поступков, среди которых они выросли. Но этот опыт был передан им так глубоко и эмоционально, что казался определяющим их воспоминания. Таким образом связь постпамяти с прошлым в действительности опосредована не воспоминаниями, но работой воображения, проекцией и творчеством».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения «Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения

Модель двойного контроля в сексе: что это такое и как она влияет на близость

Psychologies
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга

Можем ли мы повлиять на поведение другого человека, и если да, то как?

Psychologies
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
В России можно создавать великие вина В России можно создавать великие вина

Вино — искусство, а искусство не может быть объективным

Bones
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
Тройная радость Тройная радость

Маша Миногарова, Аня Pokrov и Яна Пилецкая раскрывают души, планы и косметички

VOICE
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков

Свежевыжатые соки и смузи могут быть вредны для здоровья

ТехИнсайдер
Digital-этикет Digital-этикет

Как общаться экологично в цифровом мире? Ответы на самые острые вопросы

Psychologies
5 типов токсичного общения: что ответить собеседнику 5 типов токсичного общения: что ответить собеседнику

По каким признакам распознать коммуникацию, нарушающую личные границы?

Psychologies
Планы на межсезонье Планы на межсезонье

Куда отправятся россияне весной и сколько им на это придется потратить

Деньги
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Авторство жизни: как предпринимателю выйти из тоннеля и найти для себя новый смысл Авторство жизни: как предпринимателю выйти из тоннеля и найти для себя новый смысл

Как предпринимателям найти себя в новом мире: на что надеяться и что делать?

Forbes
Шеф и деньги Шеф и деньги

Современный шеф уже не может позволить себе оставаться только художником

Bones
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Гармоничное сочетание Гармоничное сочетание

Как создать гармоничное сочетание, которое уважает традиции разных кухонь?

Bones
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
Открыть в приложении