Рога и гобелены
В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Первой в своей истории подобной экспозицией, по‑французски она называется «Louvre Couture. Objets d’art, objets de mode», музей явно намеревался зайти на поле, где уже находится Музей Метрополитен с его ежегодным балом Института костюма и большой вставкой моды. Получилось ли у него это — и что вообще вышло из такой амбициозной затеи? В ответах на эти вопросы становится лучше понятна природа моды. И четче вырисовываются перспективы ее уверенного вторжения в пространство больших художественных музеев, которое сейчас происходит.
Сопоставление, конечно, напрашивается. Особенно учитывая тот факт, что в марте во время Парижской недели prêt-à-porte Лувр собирается провести Le Grand Dîner du Louvre («Большой луврский ужин»), который уже назвали парижским ответом MET Gala. Рискнем предположить, что сравнение это связано прежде всего с выдающейся метовской выставкой «Heavenly Bodies: Fashion And The Catholic Imagination» («Небесные тела: Мода и католическое воображение»), которую делал в 2018-м главный куратор Института костюма Эндрю Болтон. Она стала поворотной в истории фэшн-выставок, моду впустили в пространство большого музея и показали, как она может взаимодействовать с искусством в нем.

В отличие от многих других выставок Института костюма MET, «Небесные тела» были развернуты не только в отдельном Anna Wintour Costume Center, а по всему музею — в основном здании, The Met Fifth Avenue, в средневековых залах крыла Роберта Лемана, а также в The Met Cloisters в районе Вашингтон-Хайтс, где расположена средневековая коллекция Рокфеллеров. Это производило грандиозное впечатление. И потому, что было отчаянно красиво, и еще вот по какой причине: манекены не просто были поставлены среди музейных экспонатов, они были буквально внедрены в коллекцию МET и находились с ней в содержательном взаимодействии. В средневековой часовне стояла невеста в знаменитом свадебном наряде Баленсиаги 1967 года, посреди зала с надгробиями были распростерты девы в платьях Жана Поля Готье, над готическим порталом парил ангел в прозрачном струящемся одеянии Тьерри Мюглера. И цели у всего этого были вовсе