Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

ForbesКультура

Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Руководительницы крупных художественных институций и музеев, создательницы частных коллекций и экспериментальных мастерских — женщины играли важную роль в русском искусстве, и не только как художницы. Forbes Woman вспоминает тех, без кого не было бы значимых произведений, выставок, целых художественных направлений и индустрий

Людмила Лунина

Михаил Нестеров. Портрет Веры Мухиной. 1940 год. (Фото Legion-Media)

Женщины в русском искусстве, вопреки стереотипам, не ограничивались ролями безмолвных натурщиц, объектов страсти или соратниц на вторых ролях. Отвоевав в XIX веке свое право быть профессиональными художницами, менее чем через 100 лет они стали возглавлять многие направления художественного производства.

Первыми профессиональными художницами в России были иностранки. Самая успешная из них — портретистка Элизабет Виже-Лебрен, многократно писавшая во Франции Марию-Антуанетту, а в Санкт-Петербурге создавшая более 50 портретов придворных. Этому мастерству обучались и многие русские аристократки, и дочери художников, рисовавшие, что называется, по наследству. Но в отличие от Виже-Лебрен или другой художницы, англичанки Ангелики Кауфман, для них творчество не было источником средств существования.

Первые профессиональные русские художницы появились в середине XIX века после того, как в конце 1830-х при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. В 1842 году были основаны женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. Женщин начали принимать в Академию художеств как вольнослушательниц. В 1873 году академия отказалась от гендерного разделения учеников: сначала ученицам разрешили посещать мужские классы, а с 1893 года женщины и мужчины начали поступать и учиться на равных. С этой профессии для женщин было снято табу, и созвездие художниц, образовавшееся в России в конце XIX века, — прямой результат гендерного равноправия в обучении.

Ольга Розанова. Автопортрет, 1912 год. (Фото Legion-Media)

Добившись права на профессиональную реализацию, женщины в художественной индустрии, от великой княгини Марии Павловны, заправлявшей в Академии художеств, до Елены Поленовой с Елизаветой Мамонтовой, тут же заявили о себе как о талантливых руководительницах. А Мария Тенишева создавала в своих имениях художественные мастерские, продукция которых была не только высочайшего уровня (ее, например, показывал Сергей Дягилев на выставке русского искусства в Венеции в 1907 году), но и приносила неплохой доход.

Усилиями женщин-руководительниц формировался культурный ландшафт страны. После революции 1917 года в государственных органах на благо нового общества трудились «амазонки авангарда»: в роли советских чиновниц предста ли и Ольга Розанова, и Любовь Попова, и Александра Экстер, и Вера Мухина. Такие феноменальные карьеры, как полу вековое директорство Ирины Антоновой в ГМИИ им. А. С. Пушкина, или спорное руководство Министерством культуры СССР Екатериной Фурцевой, возникали потому, что профессиональная среда была полна женщин — пусть менее заметных и менее известных, но не менее значимых. Forbes Woman собрал истории выдающихся женщин, чей вклад в отечественное искусство остается недооцененным, но неоспоримо важным.

Княгиня Мария Тенишева (1858–1928): создательница мастерских

Незаконнорожденная Мария фон Дезен (фамилия отчима), по слухам, была дочерью Александра II. Всю жизнь она испытывала острую жажду любви и свободы: рано вышла замуж, родила дочь, но, разочаровавшись в муже, уехала в Париж изучать вокальное искусство. Помимо певческого дара, Мария была одарена художественным талантом и долго разрывалась между пением и живописью. Они оказали значительное влияние на ее дальнейшую жизнь.

В возрасте 36 лет она вышла замуж во второй раз — за богатого русского промышленника, увлеченного ученого и талантливого музыканта князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Этот союз открыл перед ней новые возможности. Княгиня Тенишева стала одной из крупнейших меценаток России: открыла художественную школу в Санкт- Петербурге (1895–1903), пригласив в качестве руководителя академика Илью Репина, создала несколько детских образовательных учреждений в Брянском уезде Орловской губернии и в Смоленской губернии, где находились обширные имения супругов, финансировала археологические раскопки. Она собрала обширную коллекцию акварелей и часть ее подарила Русскому музею. В 1898 году Тенишева выступила соучредителем журнала «Мир искусства». На протяжении многих лет оказывала финансовую поддержку проектам Сергея Дягилева. Всегда была готова протянуть руку помощи нуждающимся в средствах художникам (ее помощью неоднократно пользовался Лев Бакст). Одной из первых Тенишева оценила неповторимый и загадочный талант Михаила Врубеля. «С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества чело век, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили», — писала княгиня в мемуарах «Впечатления моей жизни», выпущенных во Франции в 1933 году.

Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896 год.·Шкатулка Алексея Зиновьева, созданная в мастерских Тенишевой в 1890-х. (Фото Legion-Media)

Главным делом жизни Марии Тенишевой стал центр народных ремесел в Талашкине, где она преодолевала разобщенность творческих людей, возрождала и развивала традиционную русскую культуру. В качестве наставников по ее приглашению в Талашкине работали Николай Рерих, Михаил Врубель, Сергей Малютин (в 1890 году вместе с токарем Василием Зведочкиным они создали первую матрешку).

«В моей деятельности нет ничего «женского», все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной», — говорила о себе Мария Тенишева. Художники обожали писать эту высокую статную женщину с гордо посаженной головой: 10 ее портретов создал Репин. Есть портреты авторства Коровина, Врубеля, Серова, скульпторов Антокольского и Трубецкого. Всех победил Валентин Серов. Именно его работу Тенишева особенно любила и ценила.

Ее звездный час пробил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ее муж был назначен комиссаром русского раздела, а она стала художественным консультантом проекта. Готовясь к событию, супруги провели в Париже три года, отбирая экспонаты и разрабатывая художественную концепцию. Тенишева привлекла к работе Константина Коровина, который создал для русского павильона 30 монументальных полотен, за что был удостоен ордена Почетного легиона. Павильон кустарных промыслов, где была представлена в том числе и продукция знаменитых талашкинских мастерских, получил на выставке Гран-при. Во время выставки Мария Клавдиевна организовала торжественный прием на 250 персон, где гостям, помимо прочего, дарили уникальные и изысканные меню, от руки оформленные ведущими русскими художниками.

В 1907 году Мария устроила в Лувре впечатляющий показ своей гигантской коллекции русского народного и церковного искусства, насчитывавшей порядка 6000 экспонатов. За четыре месяца выставку посетили 78 000 зрителей. Тенишевой поступали предложения о продаже коллекции, но она, движимая патриотическими чувствами, отказалась и вернула все вещи в Россию. В 1909 году Тенишева открыла в Смоленске музей «Русская старина», где экспонировались собранные ею сокровища. Из 10 000 работ, подаренных княгиней городу, до наших дней дошли лишь 4000. Сейчас предпринимаются усилия музей возродить.

Мария Тенишева предвидела надвигающиеся потрясения и в 1905 году уехала в эмиграцию, избежав ужасов революции и разграбления любимого ею Талашкина. Последнее десятилетие ее жизни прошло во Франции, где она не переставала заниматься творчеством, увлеклась эмальерным искусством и, подводя итоги, написала книгу «Впечатления моей жизни».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
«Запрет абортов повышает риск суицидов»: почему так опасно лишать женщин права выбора «Запрет абортов повышает риск суицидов»: почему так опасно лишать женщин права выбора

Как запрет абортов вредит женщинам?

Psychologies
Вино в кино: 11 фильмов на все времена Вино в кино: 11 фильмов на все времена

Фильмы, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
«Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь «Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь

С чем связан неожиданный glow-up после уход от партнера?

Psychologies
«Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы «Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы

Действительно ли с помощью карт можно предсказывать будущее?

Psychologies
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
«Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок «Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок

Как избежать наказания за утечку персональных данных клиентов?

Inc.
Инвестиции без страха Инвестиции без страха

Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект

Монокль
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Единство против мошенников Единство против мошенников

Бороться с мошенниками в одиночку нельзя – нужно объединять усилия

Ведомости
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Почему некоторые таблетки лучше не запивать молоком Почему некоторые таблетки лучше не запивать молоком

Пять лекарств, которые не следует смешивать с молочными продуктами

ТехИнсайдер
Место под солнцем Место под солнцем

Жилые комплексы с автомобильными именами

Автопилот
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Три героя Три героя

Ода троечникам и их образу мышления

Men Today
Друг сердечный Друг сердечный

Что мы можем сделать, чтобы сердце исправно служило нам всю жизнь?

Лиза
Движение вверх Движение вверх

Краткая история лифтов

Men Today
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков

Свежевыжатые соки и смузи могут быть вредны для здоровья

ТехИнсайдер
Насколько вы интернет-зависимы? Насколько вы интернет-зависимы?

Узнайте себя лучше и разберитесь, насколько вы зависите от виртуального мира

Psychologies
Села батарейка: как дефициты отражаются на нашем организме Села батарейка: как дефициты отражаются на нашем организме

Чувствуете себя вечно усталым? Добро пожаловать в мир скрытых дефицитов

Правила жизни
Открыть в приложении