Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

ForbesКультура

Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Руководительницы крупных художественных институций и музеев, создательницы частных коллекций и экспериментальных мастерских — женщины играли важную роль в русском искусстве, и не только как художницы. Forbes Woman вспоминает тех, без кого не было бы значимых произведений, выставок, целых художественных направлений и индустрий

Людмила Лунина

Михаил Нестеров. Портрет Веры Мухиной. 1940 год. (Фото Legion-Media)

Женщины в русском искусстве, вопреки стереотипам, не ограничивались ролями безмолвных натурщиц, объектов страсти или соратниц на вторых ролях. Отвоевав в XIX веке свое право быть профессиональными художницами, менее чем через 100 лет они стали возглавлять многие направления художественного производства.

Первыми профессиональными художницами в России были иностранки. Самая успешная из них — портретистка Элизабет Виже-Лебрен, многократно писавшая во Франции Марию-Антуанетту, а в Санкт-Петербурге создавшая более 50 портретов придворных. Этому мастерству обучались и многие русские аристократки, и дочери художников, рисовавшие, что называется, по наследству. Но в отличие от Виже-Лебрен или другой художницы, англичанки Ангелики Кауфман, для них творчество не было источником средств существования.

Первые профессиональные русские художницы появились в середине XIX века после того, как в конце 1830-х при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. В 1842 году были основаны женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. Женщин начали принимать в Академию художеств как вольнослушательниц. В 1873 году академия отказалась от гендерного разделения учеников: сначала ученицам разрешили посещать мужские классы, а с 1893 года женщины и мужчины начали поступать и учиться на равных. С этой профессии для женщин было снято табу, и созвездие художниц, образовавшееся в России в конце XIX века, — прямой результат гендерного равноправия в обучении.

Ольга Розанова. Автопортрет, 1912 год. (Фото Legion-Media)

Добившись права на профессиональную реализацию, женщины в художественной индустрии, от великой княгини Марии Павловны, заправлявшей в Академии художеств, до Елены Поленовой с Елизаветой Мамонтовой, тут же заявили о себе как о талантливых руководительницах. А Мария Тенишева создавала в своих имениях художественные мастерские, продукция которых была не только высочайшего уровня (ее, например, показывал Сергей Дягилев на выставке русского искусства в Венеции в 1907 году), но и приносила неплохой доход.

Усилиями женщин-руководительниц формировался культурный ландшафт страны. После революции 1917 года в государственных органах на благо нового общества трудились «амазонки авангарда»: в роли советских чиновниц предста ли и Ольга Розанова, и Любовь Попова, и Александра Экстер, и Вера Мухина. Такие феноменальные карьеры, как полу вековое директорство Ирины Антоновой в ГМИИ им. А. С. Пушкина, или спорное руководство Министерством культуры СССР Екатериной Фурцевой, возникали потому, что профессиональная среда была полна женщин — пусть менее заметных и менее известных, но не менее значимых. Forbes Woman собрал истории выдающихся женщин, чей вклад в отечественное искусство остается недооцененным, но неоспоримо важным.

Княгиня Мария Тенишева (1858–1928): создательница мастерских

Незаконнорожденная Мария фон Дезен (фамилия отчима), по слухам, была дочерью Александра II. Всю жизнь она испытывала острую жажду любви и свободы: рано вышла замуж, родила дочь, но, разочаровавшись в муже, уехала в Париж изучать вокальное искусство. Помимо певческого дара, Мария была одарена художественным талантом и долго разрывалась между пением и живописью. Они оказали значительное влияние на ее дальнейшую жизнь.

В возрасте 36 лет она вышла замуж во второй раз — за богатого русского промышленника, увлеченного ученого и талантливого музыканта князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Этот союз открыл перед ней новые возможности. Княгиня Тенишева стала одной из крупнейших меценаток России: открыла художественную школу в Санкт- Петербурге (1895–1903), пригласив в качестве руководителя академика Илью Репина, создала несколько детских образовательных учреждений в Брянском уезде Орловской губернии и в Смоленской губернии, где находились обширные имения супругов, финансировала археологические раскопки. Она собрала обширную коллекцию акварелей и часть ее подарила Русскому музею. В 1898 году Тенишева выступила соучредителем журнала «Мир искусства». На протяжении многих лет оказывала финансовую поддержку проектам Сергея Дягилева. Всегда была готова протянуть руку помощи нуждающимся в средствах художникам (ее помощью неоднократно пользовался Лев Бакст). Одной из первых Тенишева оценила неповторимый и загадочный талант Михаила Врубеля. «С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества чело век, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили», — писала княгиня в мемуарах «Впечатления моей жизни», выпущенных во Франции в 1933 году.

Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896 год.·Шкатулка Алексея Зиновьева, созданная в мастерских Тенишевой в 1890-х. (Фото Legion-Media)

Главным делом жизни Марии Тенишевой стал центр народных ремесел в Талашкине, где она преодолевала разобщенность творческих людей, возрождала и развивала традиционную русскую культуру. В качестве наставников по ее приглашению в Талашкине работали Николай Рерих, Михаил Врубель, Сергей Малютин (в 1890 году вместе с токарем Василием Зведочкиным они создали первую матрешку).

«В моей деятельности нет ничего «женского», все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной», — говорила о себе Мария Тенишева. Художники обожали писать эту высокую статную женщину с гордо посаженной головой: 10 ее портретов создал Репин. Есть портреты авторства Коровина, Врубеля, Серова, скульпторов Антокольского и Трубецкого. Всех победил Валентин Серов. Именно его работу Тенишева особенно любила и ценила.

Ее звездный час пробил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ее муж был назначен комиссаром русского раздела, а она стала художественным консультантом проекта. Готовясь к событию, супруги провели в Париже три года, отбирая экспонаты и разрабатывая художественную концепцию. Тенишева привлекла к работе Константина Коровина, который создал для русского павильона 30 монументальных полотен, за что был удостоен ордена Почетного легиона. Павильон кустарных промыслов, где была представлена в том числе и продукция знаменитых талашкинских мастерских, получил на выставке Гран-при. Во время выставки Мария Клавдиевна организовала торжественный прием на 250 персон, где гостям, помимо прочего, дарили уникальные и изысканные меню, от руки оформленные ведущими русскими художниками.

В 1907 году Мария устроила в Лувре впечатляющий показ своей гигантской коллекции русского народного и церковного искусства, насчитывавшей порядка 6000 экспонатов. За четыре месяца выставку посетили 78 000 зрителей. Тенишевой поступали предложения о продаже коллекции, но она, движимая патриотическими чувствами, отказалась и вернула все вещи в Россию. В 1909 году Тенишева открыла в Смоленске музей «Русская старина», где экспонировались собранные ею сокровища. Из 10 000 работ, подаренных княгиней городу, до наших дней дошли лишь 4000. Сейчас предпринимаются усилия музей возродить.

Мария Тенишева предвидела надвигающиеся потрясения и в 1905 году уехала в эмиграцию, избежав ужасов революции и разграбления любимого ею Талашкина. Последнее десятилетие ее жизни прошло во Франции, где она не переставала заниматься творчеством, увлеклась эмальерным искусством и, подводя итоги, написала книгу «Впечатления моей жизни».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый Шелковый Путь Новый Шелковый Путь

Настоящее и будущее этого мира

kiozk originals
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского

Что означает тамга, обнаруженная во Владимире на Золотых воротах

N+1
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Почему некоторые таблетки лучше не запивать молоком Почему некоторые таблетки лучше не запивать молоком

Пять лекарств, которые не следует смешивать с молочными продуктами

ТехИнсайдер
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Анна Слоникова Анна Слоникова

Анна Слоникова переодела главного редактора нашего сердца в архивы Old Celine

Собака.ru
Люди земли Люди земли

Эти четыре истории про благодарность природе за то, что она вошла в их жизнь

Afternoon Seasons of life
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
Долгам ЦБ не писан Долгам ЦБ не писан

2024 год стал рекордным для рынка облигаций

Деньги
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой! Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой!

Замечали ли вы, что в аэропортах люди ведут себя иначе?

ТехИнсайдер
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры» Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире и мнения экспертов

РБК
Не для нашего умиления: зачем кошкам нужны подушечки на лапах Не для нашего умиления: зачем кошкам нужны подушечки на лапах

В чем истинное предназначение мягких и нежных кошачьих подушечек?

ТехИнсайдер
На темной стороне На темной стороне

Как мы становимся обидчиками? Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Символ любви Символ любви

Как продлить жизнь букету в вазе

Лиза
Эскалация роста Эскалация роста

Аналитики оценили влияние деэскалации на российские акции

Ведомости
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
И не говори… И не говори…

Несколько фраз, которые могут испортить свидание с мужчиной

Лиза
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Открыть в приложении