«В России ”Титаник“ утонул дважды»
На телеканале «Просвещение» возобновилась авторская программа Виктора Ерофеева «Апокриф». «Огонек» поговорил с писателем о том, как найти для нашего общества новые формы общения
Ваша программа занимается выработкой не столько смыслов, сколько определений: что такое глупость или сладкая жизнь… Как получилось, что в стране с тысячелетней историей нет согласия по поводу простейших понятий, не говоря уже о ценностях?..
— Это, наверное, один из самых серьезных вопросов русской истории. Общие ценности не сложились потому, что Россия не выбрала своего пути, она его всегда скорее имитировала. Она никогда не могла выйти на самостоятельную орбиту, и потому как с легкостью перенимала, так и утрачивала ценности. Но все-таки в XIX веке ценности отчасти выработались. Они артикулированы, например, в «Войне и мире», на примере семьи Ростовых. Но эти ценности грохнулись в 1917 году. Мы потеряли не только страну, но и ценностную культуру и не обрели ее до сих пор. Затем в течении 70 лет страна как-то приспособилась к коммунизму; ей было больно, она изворачивалась, но инстинкт выживания каким-то образом сработал. И под конец своего существования так или иначе это опять была страна со своими ценностями, что, собственно, я и описал в «Русской красавице». И затем все грохнулось — уже во второй раз.
Так мы оказались в парадоксальной ситуации, уникальной в мировой истории: у нас дважды за век «обнулилились» непохожие друг на друга ценности. У нас «Титаник» утонул как бы дважды. После 1991-го считалось, что новые ценности появятся сами собой — абсолютно помарксистски,— что экономика «сама выведет». Вообще, реформаторы 1990-х годов обладали поразительной глухотой по отношению к ценностным структурам. В итоге у нас самое разъединенное общество в мире, потому что каждый привык искать смысл лишь для самого себя — чтобы жениться, выйти замуж, родить детей. И поэтому у нас возникают проблемы даже на уровне коммуникации — чего нет в других странах. Представим себе мешочек, в который мы, как в детстве, складываем ценности. В этом мешочке у каждого россиянина есть шарик монархический, православный, шарик демократии, шарик великой русской культуры, есть шарик шпаны и хулиганства, тюрьмы, ГУЛАГа, истории и так далее. И у каждого набор шариков неравноценен набору шариков у другого. У одного в мешочке преобладают шарики силы, у другого — мещанские ценности, как у нас это называют… Когда люди вступают в общение, они пытаются «притереться», найти «мосты», чтобы хотя бы начать разговор, а потом, когдне получается, они либо устают, или пьянеют, или их в сон клонит. И при следующей встрече они все начинают заново. То есть абсолютная разъединенность. Утром прилив все смывает, что с вечера осталось. Голая поверхность.