Китайские кинематографисты: Российский кинорынок для нас очень важен
В конце 2024 г. в российский прокат вышел шпионский триллер-головоломка «Декодер. Игра гения» китайского режиссера Чэнь Сычена. Картина основана на бестселлере писателя Май Цзя «Расшифровка» и рассказывает о талантливом математике из Поднебесной, который в 1940-х гг. находит ключ к сложному шифру и в результате оказывается втянут в политические интриги. Историческая картина совмещает элементы драмы и фантастики, боевика и детектива. Отчасти фильм перекликается с «Игрой в имитацию» Мортена Тильдума, в которой Бенедикт Камбербэтч сыграл математика Алана Тьюринга, взламывающего код немецкой шифровальной машины Enigma. Но помимо логической составляющей, в «Декодер. Игра гения» также добавлен фантастический флер: здесь важную роль играют сны главного героя, за счет чего проект напоминает «Начало» Кристофера Нолана.
В Москве фильм «Декодер. Игра гения» представляли его создатели. Среди них – продюсер картины Джинг Ху (известна по фильмам «Восемь сотен», «Мистер Шесть», «Нить жизни»), а также прокатчик – директор по международной дистрибуции As One Production Диан Сонг. Ранее Сонг выступил продюсером картины «Исчезнувшая в звездах», которая вошла в топ-10 мирового бокс-офиса 2023 г., собрав $488 млн.
В интервью «Ведомостям» китайские кинематографисты рассказали о том, почему Голливуд теряет свои позиции в Поднебесной, какие фильмы сейчас интересны зрителям этой страны, а также поделились своим видением перспектив копродукции в кинопроизводстве между Россией и Китаем.
«Не стоит забывать о богатом культурном наследии России»
– Диан, перед тем как перейдем к обсуждению фильма «Декодер. Игра гения», можете ли рассказать про историю создания «Исчезнувшей в звездах»? В основе сценария этого фильма советская кинолента «Ловушка для одинокого мужчины». Как вы узнали об этой истории, чем она показалась вам интересной? И есть ли на примете другие российские картины или сценарии для адаптации?
Диан Сонг: В нашей компании As One Production работает около 10 штатных писателей, они вместе с режиссерами, с которыми мы сотрудничаем, каждый день просматривают большое количество зарубежных фильмов в поисках стоящего материала. Так мы обнаружили «Ловушку для одинокого мужчины» и поняли, что ее было бы интересно адаптировать для китайской аудитории. Прежде всего, нам сразу понравилась фабула: у мужчины исчезает жена, комиссар полиции начинает расследование, но местный кюре опережает его и приводит к персонажу якобы его жену. Однако главный герой уверен, что это самозванка, ведь он никогда прежде не видел ее. Такая история интригует и заставляет задавать вопросы. Поэтому мы локализировали сценарий, сделав его более понятным для современного зрителя Поднебесной, и не прогадали.
Что касается будущих проектов, мы готовы и дальше снимать ремейки российских фильмов. Но также не стоит забывать о богатом культурном наследии России – классической литературе, искусстве. Причем эпоха, о которой пойдет речь, не играет существенной роли. Главное для нас – история, убедительный сюжет. Все это может стать достойной основой для следующих картин китайских режиссеров. Пока не могу назвать конкретные имена, но наша компания продолжает активно изучать доступный российский материал.
– Вы уже работали с режиссером «Декодера. Игра гения» Чэнь Сыченом над фильмом «Исчезнувшая в звездах». Как приняли решение о продолжении сотрудничества? И что в целом является ключевым критерием при инвестировании в тот или иной кинопроект?
Джинг Ху: Решение об инвестициях определяет главным образом тот состав команды, который будет работать над проектом, – кто режиссер, какой актерский ансамбль у фильма, поскольку именно на артистов аудитория обращает внимание в первую очередь. Режиссер «Декодера. Игра гения» – Чэнь Сычен, снявший, помимо «Исчезнувшей в звездах», такие невероятно популярные в Китае фильмы, как «Пекинская история любви», франшиза «Детектив из Чайнатауна», «Мой народ, моя родина», «Панда из космоса». Мы понимали, что, поручив ему этот проект, можно быть уверенными, что фильм в руках профессионала, а значит, будет качественно снят, иметь успех в прокате и сможет претендовать на кинонаграды.
Также при выборе нового проекта важен его сюжет – необходимо, чтобы в фильме затрагивались универсальные темы, понятные зрителям в любой точке мира. Новаторство визуального языка и актуальность повествования также играют роль.