Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

МонокльБизнес

«Мы совершили инженерный подвиг»

Российский производитель путевой техники для строительства и обслуживания железнодорожной инфраструктуры в сжатые сроки разработал и освоил выпуск пяти новых машин, на выходе еще три

Николай Ульянов

Сергей Малинов, генеральный директор Группы ПТК. Фото: Олег Сердечников

Группа ПТК — российский производитель путевой техники — приступила к изготовлению опытного образца установки по сварке рельсовых плетей РСМ-2000. Эта машина — часть комплекса по замене рельсовых плетей, который предполагается использовать при строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и ее дальнейшей эксплуатации.

Путевые машины — важная составляющая железнодорожного хозяйства, без которой невозможно нормальное функционирование стальных магистралей. Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, нового для России вида транспорта, — вызов для машиностроителей. Необходимо в сжатые сроки (запуск движения по ВСМ запланирован на 1 апреля 2028 года) не только построить саму магистраль и высокоскоростной подвижной состав, но и специальную технику для строительства и обслуживания ВСМ.

Ситуацию с созданием и производством путевых машин «Монокль» обсудил с Сергеем Малиновым, генеральным директором Группы ПТК, в состав которой входит специализирующийся на производстве путевой техники завод «Тулажелдормаш».

— В России сейчас реализуются крупные железнодорожные проекты. Идет расширение Восточного полигона. Мы наконец-то подошли к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Чтобы их строить, нужна специальная техника. Чтобы потом обслуживать, нужна специальная техника. Отсюда и вопрос: есть эта самая техника?

— Так как тренд на развитие РЖД и обновление путевого хозяйства многолетний, достаточно большой задел машиностроителями был сделан. В том числе нашим заводом «Тулажелдормаш». Поэтому — да, техника есть.

Если говорить о нас, то мы больше специализируемся на технике для капитального ремонта и строительства путей, но имеем ряд машин и для текущего содержания. Причем это техника инновационная. За последние пять лет мы полностью разработали и вывели на рынок пять новых машин. И в качестве прототипов использовали не только лучшие образцы западной техники, но и собственные технологические наработки, которые делают наши машины во многом уникальными, не имеющими мировых аналогов. И самое главное, именно с учетом специфики наших железных дорог, в первую очередь их отличает высокая производительность.

— И насколько повысилась производительность новых машин относительно старых? И насколько параметры этих машин лучше, чем иностранных аналогов?

— Возьмем, к примеру, наш флагман — ЩОМ-2000, он внесен в Книгу рекордов России как самая высокопроизводительная щебнеочистительная машина. Сейчас мы поставляем в РЖД ЩОМ-2500, который обеспечивает производительность 2500 кубометров в час, наш ближайший конкурент имеет производительность 1400, а иностранные аналоги максимум 1500 кубометров в час. Комплекс по смене рельсовых плетей РУ-700 превзошел свой американский прототип в полтора раза и показал производительность до 1000 метров в час. Ну а машина первичной выправки железнодорожного пути с технологией объемного уплотнения просто не имеет аналогов для сравнения.

— Поезда по ВСМ будут ходить со скоростью под 400 километров в час. И интервал между ними предполагается 15 минут. И это, как мне представляется, требует от путевой техники особых свойств. Та же снегоуборочная машина для путей ВСМ, наверное, должна иметь скорость выше, чем для обычных магистралей. Плюс ВСМ — это безбалластный путь, рельсы укладываются на железобетонное основание, а не на щебень, как при традиционном строительстве. Значит, и техника должна быть какая-то другая?

— Безусловно, это отдельная техника. И в первую очередь именно из-за особенностей технологии строительства ВСМ. Более половины протяженности высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург пройдет по эстакадам. Это означает, что не получится использовать традиционную технологию укладочных кранов и нужны другие решения.

Будет и меньше возможностей для обустройства технологических съездов, например. И технологические окна для выполнения любых видов работ, не только очистки снега, требуют высокой мобильности техники и высокой ее производительности.

Исходя из этих требований мы очень серьезно смотрим на эту возможность. Но даже понимая, что ВСМ в дальнейшем будет продлена до Казани и, возможно, дальше, мы все-таки предусматриваем, чтобы эта техника могла использоваться заказчиком и на путях общего пользования, а не только на высокоскоростных магистралях.

— Получается, создание техники только для ВСМ обойдется слишком дорого, так как много ее не нужно и это увеличит стоимость?

— Естественно. Сроки строительства очень сжатые, и для их соблюдения придется строить параллельно на нескольких участках, а значит, и машин нужно не одна и не две. А что потом? Машины должны работать. А так как техника сложная, дорогая, использование ее только на ВСМ будет невыгодно.

— И в какой стадии находится разработка машин для ВСМ?

— У нас уже все практически готово. Мы уже разработали технологии укладки и сварки рельсовых плетей с использованием наших машин и сейчас согласовываем их с РЖД. Это практически стандартные машины, которые сейчас работают на фронтах капитального ремонта и отрабатывают технологии. И если мы сможем убедить РЖД заказать эти машины, то к моменту начала этих работ при строительстве ВСМ мы модернизируем и поставим заказчику необходимое количество.

— И какие это будут машины?

— Прежде всего это комплекс по смене рельсовых плетей РУ700, модернизированный для работы на безбалластном пути, машина по обслуживанию скреплений МС-700 и комплекс рельсосварочный РСМ-2000.

— Машины нужны не только для строительства высокоскоростной магистрали, но и для ее эксплуатации. Их вы намерены разрабатывать и производить?

— Естественно. Но в отличие от путей общего пользования работы по ремонту и обслуживанию будут другие. Например, рельсы нужно будет менять только лет через десять-пятнадцать. Здесь нужны будут в первую очередь аварийно-восстановительные мотрисы и снегоочистительная техника. И здесь у нас есть что предложить РЖД.

— И с какой скоростью они будут ехать? Например, та же снегоуборочная машина?

— Требования по скорости движения и работы постоянно повышаются даже на обычных магистралях, и мы не стоим на месте. Мы разрабатываем собственные ходовые тележки и проводим модернизацию техники. И наша снегоочистительная машина СС-ПОМ для очистки снега с функцией пневматического обдува путей будет ездить по ВСМ со скоростью до 120 километров в час.

Конкурентов нет

— Что представляет собой парк машин, обслуживающий железнодорожные пути в России? В каком он состоянии?

— Это тысячи единиц техники, работающей в стране, если подробнее — свыше семи тысяч путевых машин для текущего содержания и капитального ремонта пути и более 43 тысяч вагонов специального подвижного состава.

И безусловно, значительная часть парка — более 60 процентов — требует обновления. Совместно с РЖД мы идем по этому пути — и мы, и наши коллеги из «Синары», из Трансмашхолдинга, из других компаний-производителей. Конечно, нам бы хотелось, чтобы это происходило другими темпами. Тем более что и мы, и наш заказчик — РЖД — понимаем, что современные машины позволяют оптимизировать процессы строительства и с точки зрения экономики, и с точки зрения людских ресурсов, и с точки зрения времени.

При Советском Союзе центром путевого машиностроения была Чехословакия, поэтому много чешской техники у нас осталось после распада единого пространства. В России многие заводы, выпускающие путевую технику, не пережили девяностые годы.

Возрождение железнодорожного машиностроения началось только в двухтысячные. Конечно, был период увлечения западной техникой, исходя из идеологии: давайте продадим нефть, газ и на вырученные деньги купим западную супертехнику. Переболели и этим. А потом случилось то, что случилось. Сначала стало дорого обслуживать и покупать эту технику, а потом стало и невозможно уже в силу санкционных ограничений.

Поэтому мы еще несколько лет назад, выстраивая свою стратегию, понимали, что такая огромная страна, как Россия, великая железнодорожная держава, неизбежно должна иметь собственные разработки и производство в области путевого машиностроения. Мы сознательно много лет назад, когда еще не прошло всеобщее увлечение западной техникой, начали вкладываться в НИОКР и направляли туда большие ресурсы всего холдинга. Создали одно из крупнейших сейчас конструкторских бюро. У нас 150 конструкторов в компании. Собирали по крупицам со всей страны и вкладывались в разработку машин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Я прививки не боюсь Я прививки не боюсь

Как уберечь от инфекции домашнего любимца

Лиза
Срубить и закопать: как американский стартап «хоронит» деревья ради спасения планеты Срубить и закопать: как американский стартап «хоронит» деревья ради спасения планеты

Зачем стартап Kodama Systems вырубает деревья?

Forbes
Сами виноваты Сами виноваты

Так начиналось одно из самых громких судебных дел Российской империи... Но нет!

Дилетант
Как взлетает мирный атом Как взлетает мирный атом

О новых возможностях мирного атома и критических технологиях безопасности

Монокль
Морские звезды Морские звезды

Польза морских ингредиентов для красоты

Лиза
Не только словом Не только словом

Как поддержать близкого человека в трудные времена и найти правильные слова

Лиза
Тип привязанности и секс: есть ли связь? Тип привязанности и секс: есть ли связь?

Отсутствие надежной привязанности напрямую влияют на отношения с сексом

Psychologies
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
Когда ломается личность: 7 самых популярных психических расстройств Когда ломается личность: 7 самых популярных психических расстройств

Что такое расстройство личности и какими бывают их виды

ТехИнсайдер
Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов

От чего зависит звучание нашего голоса и как можно эффективно его использовать

Psychologies
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Герман на холме Герман на холме

Поколениями немцы пытались представить, от кого Арминий мог освободить Германию

Дилетант
Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека

Формирование ушей у млекопитающих следует той же программе, что и у жабр рыб

ТехИнсайдер
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников 5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников

Пять фактов о домашнем насилии, которые важно знать каждому

Psychologies
До чего дошел прогресс До чего дошел прогресс

Главные тренды, которые стали знаковыми для развития науки и технологий в 2024

Ведомости
Время для себя: 5 объемных романов Время для себя: 5 объемных романов

Хана, Руссо, Медведев: 5 масштабных романов

СНОБ
Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века

Что повлечет за собой таяние береговых льдов в Арктике?

ТехИнсайдер
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода

Из-за каких причин жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город?

Forbes
Испытание машин Испытание машин

Долговая нагрузка предприятий выросла из-за высокой ключевой ставки

Ведомости
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
Логистический союз Логистический союз

В 2024 году Россия стала активнее торговать с бывшими советскими республиками

Ведомости
7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях 7 принципов женщин, живущих в счастливых отношениях

Главные принципы, которых придерживаются успешные в личной жизни женщины

Psychologies
Новая жизнь биткоина Новая жизнь биткоина

Почему государства проявляют все больше интереса к криптовалютам?

Монокль
Открыть в приложении