Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

МонокльБизнес

«Мы совершили инженерный подвиг»

Российский производитель путевой техники для строительства и обслуживания железнодорожной инфраструктуры в сжатые сроки разработал и освоил выпуск пяти новых машин, на выходе еще три

Николай Ульянов

Сергей Малинов, генеральный директор Группы ПТК. Фото: Олег Сердечников

Группа ПТК — российский производитель путевой техники — приступила к изготовлению опытного образца установки по сварке рельсовых плетей РСМ-2000. Эта машина — часть комплекса по замене рельсовых плетей, который предполагается использовать при строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и ее дальнейшей эксплуатации.

Путевые машины — важная составляющая железнодорожного хозяйства, без которой невозможно нормальное функционирование стальных магистралей. Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, нового для России вида транспорта, — вызов для машиностроителей. Необходимо в сжатые сроки (запуск движения по ВСМ запланирован на 1 апреля 2028 года) не только построить саму магистраль и высокоскоростной подвижной состав, но и специальную технику для строительства и обслуживания ВСМ.

Ситуацию с созданием и производством путевых машин «Монокль» обсудил с Сергеем Малиновым, генеральным директором Группы ПТК, в состав которой входит специализирующийся на производстве путевой техники завод «Тулажелдормаш».

— В России сейчас реализуются крупные железнодорожные проекты. Идет расширение Восточного полигона. Мы наконец-то подошли к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Чтобы их строить, нужна специальная техника. Чтобы потом обслуживать, нужна специальная техника. Отсюда и вопрос: есть эта самая техника?

— Так как тренд на развитие РЖД и обновление путевого хозяйства многолетний, достаточно большой задел машиностроителями был сделан. В том числе нашим заводом «Тулажелдормаш». Поэтому — да, техника есть.

Если говорить о нас, то мы больше специализируемся на технике для капитального ремонта и строительства путей, но имеем ряд машин и для текущего содержания. Причем это техника инновационная. За последние пять лет мы полностью разработали и вывели на рынок пять новых машин. И в качестве прототипов использовали не только лучшие образцы западной техники, но и собственные технологические наработки, которые делают наши машины во многом уникальными, не имеющими мировых аналогов. И самое главное, именно с учетом специфики наших железных дорог, в первую очередь их отличает высокая производительность.

— И насколько повысилась производительность новых машин относительно старых? И насколько параметры этих машин лучше, чем иностранных аналогов?

— Возьмем, к примеру, наш флагман — ЩОМ-2000, он внесен в Книгу рекордов России как самая высокопроизводительная щебнеочистительная машина. Сейчас мы поставляем в РЖД ЩОМ-2500, который обеспечивает производительность 2500 кубометров в час, наш ближайший конкурент имеет производительность 1400, а иностранные аналоги максимум 1500 кубометров в час. Комплекс по смене рельсовых плетей РУ-700 превзошел свой американский прототип в полтора раза и показал производительность до 1000 метров в час. Ну а машина первичной выправки железнодорожного пути с технологией объемного уплотнения просто не имеет аналогов для сравнения.

— Поезда по ВСМ будут ходить со скоростью под 400 километров в час. И интервал между ними предполагается 15 минут. И это, как мне представляется, требует от путевой техники особых свойств. Та же снегоуборочная машина для путей ВСМ, наверное, должна иметь скорость выше, чем для обычных магистралей. Плюс ВСМ — это безбалластный путь, рельсы укладываются на железобетонное основание, а не на щебень, как при традиционном строительстве. Значит, и техника должна быть какая-то другая?

— Безусловно, это отдельная техника. И в первую очередь именно из-за особенностей технологии строительства ВСМ. Более половины протяженности высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург пройдет по эстакадам. Это означает, что не получится использовать традиционную технологию укладочных кранов и нужны другие решения.

Будет и меньше возможностей для обустройства технологических съездов, например. И технологические окна для выполнения любых видов работ, не только очистки снега, требуют высокой мобильности техники и высокой ее производительности.

Исходя из этих требований мы очень серьезно смотрим на эту возможность. Но даже понимая, что ВСМ в дальнейшем будет продлена до Казани и, возможно, дальше, мы все-таки предусматриваем, чтобы эта техника могла использоваться заказчиком и на путях общего пользования, а не только на высокоскоростных магистралях.

— Получается, создание техники только для ВСМ обойдется слишком дорого, так как много ее не нужно и это увеличит стоимость?

— Естественно. Сроки строительства очень сжатые, и для их соблюдения придется строить параллельно на нескольких участках, а значит, и машин нужно не одна и не две. А что потом? Машины должны работать. А так как техника сложная, дорогая, использование ее только на ВСМ будет невыгодно.

— И в какой стадии находится разработка машин для ВСМ?

— У нас уже все практически готово. Мы уже разработали технологии укладки и сварки рельсовых плетей с использованием наших машин и сейчас согласовываем их с РЖД. Это практически стандартные машины, которые сейчас работают на фронтах капитального ремонта и отрабатывают технологии. И если мы сможем убедить РЖД заказать эти машины, то к моменту начала этих работ при строительстве ВСМ мы модернизируем и поставим заказчику необходимое количество.

— И какие это будут машины?

— Прежде всего это комплекс по смене рельсовых плетей РУ700, модернизированный для работы на безбалластном пути, машина по обслуживанию скреплений МС-700 и комплекс рельсосварочный РСМ-2000.

— Машины нужны не только для строительства высокоскоростной магистрали, но и для ее эксплуатации. Их вы намерены разрабатывать и производить?

— Естественно. Но в отличие от путей общего пользования работы по ремонту и обслуживанию будут другие. Например, рельсы нужно будет менять только лет через десять-пятнадцать. Здесь нужны будут в первую очередь аварийно-восстановительные мотрисы и снегоочистительная техника. И здесь у нас есть что предложить РЖД.

— И с какой скоростью они будут ехать? Например, та же снегоуборочная машина?

— Требования по скорости движения и работы постоянно повышаются даже на обычных магистралях, и мы не стоим на месте. Мы разрабатываем собственные ходовые тележки и проводим модернизацию техники. И наша снегоочистительная машина СС-ПОМ для очистки снега с функцией пневматического обдува путей будет ездить по ВСМ со скоростью до 120 километров в час.

Конкурентов нет

— Что представляет собой парк машин, обслуживающий железнодорожные пути в России? В каком он состоянии?

— Это тысячи единиц техники, работающей в стране, если подробнее — свыше семи тысяч путевых машин для текущего содержания и капитального ремонта пути и более 43 тысяч вагонов специального подвижного состава.

И безусловно, значительная часть парка — более 60 процентов — требует обновления. Совместно с РЖД мы идем по этому пути — и мы, и наши коллеги из «Синары», из Трансмашхолдинга, из других компаний-производителей. Конечно, нам бы хотелось, чтобы это происходило другими темпами. Тем более что и мы, и наш заказчик — РЖД — понимаем, что современные машины позволяют оптимизировать процессы строительства и с точки зрения экономики, и с точки зрения людских ресурсов, и с точки зрения времени.

При Советском Союзе центром путевого машиностроения была Чехословакия, поэтому много чешской техники у нас осталось после распада единого пространства. В России многие заводы, выпускающие путевую технику, не пережили девяностые годы.

Возрождение железнодорожного машиностроения началось только в двухтысячные. Конечно, был период увлечения западной техникой, исходя из идеологии: давайте продадим нефть, газ и на вырученные деньги купим западную супертехнику. Переболели и этим. А потом случилось то, что случилось. Сначала стало дорого обслуживать и покупать эту технику, а потом стало и невозможно уже в силу санкционных ограничений.

Поэтому мы еще несколько лет назад, выстраивая свою стратегию, понимали, что такая огромная страна, как Россия, великая железнодорожная держава, неизбежно должна иметь собственные разработки и производство в области путевого машиностроения. Мы сознательно много лет назад, когда еще не прошло всеобщее увлечение западной техникой, начали вкладываться в НИОКР и направляли туда большие ресурсы всего холдинга. Создали одно из крупнейших сейчас конструкторских бюро. У нас 150 конструкторов в компании. Собирали по крупицам со всей страны и вкладывались в разработку машин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гудбай, Чимерика! Гудбай, Чимерика!

Как технологическая блокада Китая со стороны США отразится на мировой экономике

Монокль
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
Кто такие токсичные родители и как с ними правильно общаться Кто такие токсичные родители и как с ними правильно общаться

Что значит быть токсичными родителями и как взаимодействовать с такими близкими

РБК
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
18 известных актеров, о чьей смерти в 2024 году вы не подозревали 18 известных актеров, о чьей смерти в 2024 году вы не подозревали

Эти всем известные и даже знаменитые актеры умерли в 2024 году

Maxim
Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техника
Исследование: какие напитки заставляют вас ходить в туалет чаще Исследование: какие напитки заставляют вас ходить в туалет чаще

Рейтинг из девяти напитков, которые заставят вас бежать в туалет

ТехИнсайдер
«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
11 лучших фильмов про блокаду Ленинграда 11 лучших фильмов про блокаду Ленинграда

Фильмы о том, как прервали самую страшную осаду в истории войн

Maxim
Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Писатель Алексей Олейников — об историческом детективе и антропологии

СНОБ
«Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью «Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью

Последние 10 лет жизнь Виктории Ключниковой была наполнена тяжелыми вызовами

Psychologies
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными

Эскалатор, пинг-понг, фрисби — слова, которые раньше были названиями брендов

ТехИнсайдер
«Сидим с бобром за столом»: в чем смысл песни и почему она так завирусилась «Сидим с бобром за столом»: в чем смысл песни и почему она так завирусилась

Почему трек «Сидим с бобром за столом» стал вирусным: разбор психолога

Psychologies
Сами виноваты Сами виноваты

Так начиналось одно из самых громких судебных дел Российской империи... Но нет!

Дилетант
Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию

Как технологии ИИ ежедневно помогают бьюти-мастерам в работе?

Inc.
Легкое дыхание Легкое дыхание

Почему обычная простуда может перейти в бронхит или даже пневмонию

Лиза
Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы

Какова же средняя продолжительность жизни собак разных пород?

ТехИнсайдер
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Бэтмен, машинист и американский психопат: 10 фильмов с Кристианом Бэйлом Бэтмен, машинист и американский психопат: 10 фильмов с Кристианом Бэйлом

Вспоминаем десять лучших фильмов с участием Кристиана Бэйла

Правила жизни
Красная и белая Красная и белая

Как выбрать качественную консервированную фасоль

Лиза
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Право на волос Право на волос

Итак, давайте признаем: волосы для нас важны

Afternoon Seasons of life
5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее 5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее

Ряд привычек может пагубно сказаться на состоянии нашего организма

Psychologies
Гений места Гений места

Кто придумал создать музей-квартиру барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова

Собака.ru
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера

Как понять, что с незнакомого номера звонит злоумышленник?

ТехИнсайдер
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Открыть в приложении