Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

МонокльНаука

Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

По новым расчетам ученых, при применении адаптационных мер к изменению климата на Российском Севере совокупный эффект для разных отраслей превысит 1 трлн рублей

Вячеслав Степовой

Одно из положительных следствий глобального потепления для России - увеличение продолжительности навигации по Северному морскому пути без ледового покрытия в результате быстрого сокращения площади арктических льдов. ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба Геологического института

Арктика тает так быстро, что ученые вынуждены постоянно перестраивать модели сокращения ее ледового покрова, но во всех сценариях вывод одинаков: через несколько десятилетий Северный Ледовитый океан в летний период полностью освободится ото льда. По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), при агрессивном потеплении это произойдет как минимум на один сезон до 2050 года, но к подобным прогнозам стоит относиться скептически: ранее часом икс разные научные группы называли и 2037 год, и даже 2028-й. По данным спутниковых наблюдений, которые ведутся с 1979 года, площадь морского льда уменьшается в среднем на 13% каждое десятилетие. В сентябре 2024 года, согласно исследованиям NASA и американского Национального центра данных по снегу и льду (NSIDC), ледяной покров арктических морей достиг 4,28 млн квадратных километров — это самый низкий показатель за всю историю наблюдений, примерно на 1,94 млн (на 45%) меньше среднего за последние 30 лет.

В новом исследовании ученые из Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН поставили вопрос о последствиях стремительного сокращения площади морского льда в Арктике, его влияние на судоходство и геополитическую обстановку. Для нашей страны, а площадь Арктической зоны составляет 28% ее территории, в этом контексте принципиальна обстановка вокруг Северного морского пути (СМП), который является важной внутренней логистической артерией, соединяющей северные территории с европейской частью России, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, и одновременно альтернативой Суэцкому каналу на пути из Европы в Азию. Чем быстрее Северный Ледовитый океан освободится ото льда, тем менее затратной станет перевозка грузов, так как необходимость строить технологически сложные контейнеровозы высокого ледового класса отпадет. Но геополитических рисков при этом возникнет больше.

«Начиная с 2020-х годов климатические модели указывают на формирование условий для безледной навигации за пределами российской исключительной экономической зоны, — отмечает один из авторов работы, директор Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН академик Владимир Семенов. — Продолжительность этого периода растет практически линейно и может превысить 2,5 месяца уже к середине века (сейчас продолжительность этого периода в календарном году колеблется в пределах от 0 до 35 суток. — “Монокль”). После 2050 года темпы увеличения периода открытой воды начинают различаться: при умеренном сценарии рост замедляется, а при агрессивном — продолжается и может достичь 3,5 месяца к 2075 году и до 5,5 к концу века».

Улучшение ледовой обстановки в Арктике делает возможным создание Северо-Западного морского пути (СЗП) через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки и Канадский Арктический архипелаг. Пока этот гипотетический маршрут не рассматривают как прямую альтернативу СМП, он, скорее, будет страховать в международной торговле перегрузку Панамского канала (как СМП — Суэцкого), но сама перспектива интенсивного судоходства в Арктике, по мнению ученых, должна закладываться в планы экономики региона.

У СМП, конечно, есть существенное преимущество перед СЗП: он уже обладает самой мощной в Арктическом регионе инфраструктурой и активно развивается. Общий бюджет Севморпути до 2035 года составляет 1,8 трлн рублей, тогда как перспективы Северо-Западного пока туманны. Тем не менее, как считают ученые, возможность создания СЗП — аргумент в пользу того, чтобы основную ставку в СМП сделать на внутреннюю логистику, а дополнительную — на международную. Структура сегодняшних грузоперевозок СМП также больше ориентирована на внутренние потребности: по итогам прошлого года был установлен очередной исторический рекорд — 37,9 млн тонн перевозок по этому маршруту, однако вес транзита международных грузов в них недотянул даже до 10%. Кстати, с улучшением ледовой обстановки фактический объем грузоперевозок СМП может превысить его целевые показатели — 150 млн тонн к 2030 году и 220 млн к 2035-му.

Обращают внимание ученые и на то, что таяние льдов Северного Ледовитого океана влечет за собой смещение комфортных климатических зон на север, а вслед за ним неизбежно начнет смещаться экономический и геополитический центр тяжести в нашем полушарии. В частности, с увеличением безледного окна за пределами исключительной экономической зоны (ИЭЗ) иностранные суда смогут без согласования с Россией не только возить грузы из Европы в Азию, но и ловить рыбу, проводить геологические изыскания и разворачивать любую экономическую деятельность. Вероятно, именно Арктика станет следующим регионом, вокруг которого в обозримом будущем развернутся главные геополитические баталии с участием ведущих держав.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как сделать полотенца снова мягкими и пушистыми: 4 действенных способа Как сделать полотенца снова мягкими и пушистыми: 4 действенных способа

Что делать, если полотенца со временем стали жесткими (точно не выбрасывать!)

ТехИнсайдер
Россия признала вино Россия признала вино

Как развивается в России производство винной продукции

Ведомости
10 типов людей, которые всех бесят 10 типов людей, которые всех бесят

Разбираем типажи людей, поведение которых вводит нас в недоумение

Psychologies
Еда до востребования Еда до востребования

Прежде всего стоит определиться, чем и как начинять банки

КАНТРИ Русская азбука
Битва промптов Битва промптов

Баттл «промпт-инженер против обычного человека с нейросетью»

ТехИнсайдер
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
Вошли в историю Вошли в историю

Читать литературные дневники интересно. Вести личные дневники — душеспасительно

Afternoon Seasons of life
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Разработана первая вакцина от птичьего гриппа для коров Разработана первая вакцина от птичьего гриппа для коров

Ученые разработали первую мРНК-вакцину от птичьего гриппа для коров

ТехИнсайдер
Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов

У капуцинов появилась традиция похищать и носить детенышей ревунов

N+1
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Против взлома есть приемы Против взлома есть приемы

Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Лиза
Метеоризм Метеоризм

Почему метеоризм возникает даже у здоровых людей?

Здоровье
LG Electronics: Поэтическое путешествие LG Electronics: Поэтическое путешествие

Президент компании LG в России и СНГ — о жизни в стихах

РБК
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Что делать, если отказали в ремонте авто по гарантии: как 2 водителя победили автосалон Что делать, если отказали в ремонте авто по гарантии: как 2 водителя победили автосалон

В автосервисе заявили, что поломка произошла по из-за вас? Не соглашайтесь сразу

ТехИнсайдер
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
На ремонте На ремонте

Почему обустройство квартиры все реже доверяют профессионалам

Деньги
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

Forbes
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам

В каких случаях ИИ навредит продукту, а в каких — поможет

Forbes
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Слон арктической породы Слон арктической породы

Уже через несколько лет биологи обещают показать первого живого мамонтенка

ТехИнсайдер
Ядерная война приведет к потере 80 процентов урожая кукурузы Ядерная война приведет к потере 80 процентов урожая кукурузы

Ядерная война уронит годовое производство кукурузы на планете на 80 процентов

N+1
Открыть в приложении