Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

МонокльНаука

Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

По новым расчетам ученых, при применении адаптационных мер к изменению климата на Российском Севере совокупный эффект для разных отраслей превысит 1 трлн рублей

Вячеслав Степовой

Одно из положительных следствий глобального потепления для России - увеличение продолжительности навигации по Северному морскому пути без ледового покрытия в результате быстрого сокращения площади арктических льдов. ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба Геологического института

Арктика тает так быстро, что ученые вынуждены постоянно перестраивать модели сокращения ее ледового покрова, но во всех сценариях вывод одинаков: через несколько десятилетий Северный Ледовитый океан в летний период полностью освободится ото льда. По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), при агрессивном потеплении это произойдет как минимум на один сезон до 2050 года, но к подобным прогнозам стоит относиться скептически: ранее часом икс разные научные группы называли и 2037 год, и даже 2028-й. По данным спутниковых наблюдений, которые ведутся с 1979 года, площадь морского льда уменьшается в среднем на 13% каждое десятилетие. В сентябре 2024 года, согласно исследованиям NASA и американского Национального центра данных по снегу и льду (NSIDC), ледяной покров арктических морей достиг 4,28 млн квадратных километров — это самый низкий показатель за всю историю наблюдений, примерно на 1,94 млн (на 45%) меньше среднего за последние 30 лет.

В новом исследовании ученые из Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН поставили вопрос о последствиях стремительного сокращения площади морского льда в Арктике, его влияние на судоходство и геополитическую обстановку. Для нашей страны, а площадь Арктической зоны составляет 28% ее территории, в этом контексте принципиальна обстановка вокруг Северного морского пути (СМП), который является важной внутренней логистической артерией, соединяющей северные территории с европейской частью России, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, и одновременно альтернативой Суэцкому каналу на пути из Европы в Азию. Чем быстрее Северный Ледовитый океан освободится ото льда, тем менее затратной станет перевозка грузов, так как необходимость строить технологически сложные контейнеровозы высокого ледового класса отпадет. Но геополитических рисков при этом возникнет больше.

«Начиная с 2020-х годов климатические модели указывают на формирование условий для безледной навигации за пределами российской исключительной экономической зоны, — отмечает один из авторов работы, директор Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН академик Владимир Семенов. — Продолжительность этого периода растет практически линейно и может превысить 2,5 месяца уже к середине века (сейчас продолжительность этого периода в календарном году колеблется в пределах от 0 до 35 суток. — “Монокль”). После 2050 года темпы увеличения периода открытой воды начинают различаться: при умеренном сценарии рост замедляется, а при агрессивном — продолжается и может достичь 3,5 месяца к 2075 году и до 5,5 к концу века».

Улучшение ледовой обстановки в Арктике делает возможным создание Северо-Западного морского пути (СЗП) через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки и Канадский Арктический архипелаг. Пока этот гипотетический маршрут не рассматривают как прямую альтернативу СМП, он, скорее, будет страховать в международной торговле перегрузку Панамского канала (как СМП — Суэцкого), но сама перспектива интенсивного судоходства в Арктике, по мнению ученых, должна закладываться в планы экономики региона.

У СМП, конечно, есть существенное преимущество перед СЗП: он уже обладает самой мощной в Арктическом регионе инфраструктурой и активно развивается. Общий бюджет Севморпути до 2035 года составляет 1,8 трлн рублей, тогда как перспективы Северо-Западного пока туманны. Тем не менее, как считают ученые, возможность создания СЗП — аргумент в пользу того, чтобы основную ставку в СМП сделать на внутреннюю логистику, а дополнительную — на международную. Структура сегодняшних грузоперевозок СМП также больше ориентирована на внутренние потребности: по итогам прошлого года был установлен очередной исторический рекорд — 37,9 млн тонн перевозок по этому маршруту, однако вес транзита международных грузов в них недотянул даже до 10%. Кстати, с улучшением ледовой обстановки фактический объем грузоперевозок СМП может превысить его целевые показатели — 150 млн тонн к 2030 году и 220 млн к 2035-му.

Обращают внимание ученые и на то, что таяние льдов Северного Ледовитого океана влечет за собой смещение комфортных климатических зон на север, а вслед за ним неизбежно начнет смещаться экономический и геополитический центр тяжести в нашем полушарии. В частности, с увеличением безледного окна за пределами исключительной экономической зоны (ИЭЗ) иностранные суда смогут без согласования с Россией не только возить грузы из Европы в Азию, но и ловить рыбу, проводить геологические изыскания и разворачивать любую экономическую деятельность. Вероятно, именно Арктика станет следующим регионом, вокруг которого в обозримом будущем развернутся главные геополитические баталии с участием ведущих держав.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Сталинский конструктор: почему в московском метро появился новый памятник Сталинский конструктор: почему в московском метро появился новый памятник

Спорная фигура: почему вокруг нового барельефа Сталина столько мнений?

Forbes
Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT» Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT»

Рубен Ениколопов: сможет ли Россия в одиночку совершить технологический рывок

РБК
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
Представь, что... Представь, что...

Почему стоит довериться роботу и спланировать путешествие с помощью Chat GPT

Новый очаг
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Прибыль от долгов Прибыль от долгов

Чем интересны локальные валютные облигации

Деньги
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Отдых с сюрпризом Отдых с сюрпризом

Пять наиболее распространенных схем обмана, которые могут испортить твой отпуск

Лиза
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ

Как защищаться от клещей, и что делать, если паразит все-таки укусил

Forbes
Когда в автомобиле пригодится плед: 10 неочевидных ситуаций Когда в автомобиле пригодится плед: 10 неочевидных ситуаций

Советы по использованию пледа в автопоездке

ТехИнсайдер
Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
«Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу «Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу

Как Америке катарцы подарили самолет.

Maxim
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Проблемы по календарю Проблемы по календарю

Как справиться с предменструальным синдромом и какие у него симптомы

Лиза
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии

Почему немецкая версия Vogue стала самым дорогостоящим провалом Конде Наст?

Forbes
«Рим одаривает щедро» «Рим одаривает щедро»

Почему и как художник превращается в писателя?

Weekend
Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ

Как на самом деле развивается ИИ в России?

Forbes
Тайна самых древних галактик остается неразрешимой Тайна самых древних галактик остается неразрешимой

Джеймс Уэбб он столкнулся с тайной, которую не удается разрешить до сих пор

ТехИнсайдер
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
От полицейских собак до «умных» хирургов От полицейских собак до «умных» хирургов

Как устроена мировая робототехника и какие модели стали хитами отрасли

РБК
Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости

Как бизнесмены теряют деньги на аренде из-за банальных ошибок

Inc.
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу» Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу»

Гендиректор МТС Web Services Павел Воронин — об автоматизации и нейросетях

РБК
Открыть в приложении