Как Америке катарцы подарили самолет.

MaximHi-Tech

«Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу

Как Америке катарцы подарили самолет.

Автор текста: Валерий Чусов

5000x3598_0xqYyOvMQc_9220555644857237482.jpg
Презентация Боинга 747, крупнейшего в мире реактивного лайнера, в аэропорту Пейн Филд, Вашингтон, 30 сентября 1968 года. Источник: Getty Images

Правительство эмирата Катар решило подарить президенту США самолет. Подарок стоимостью около 400 миллионов долларов выглядит чрезвычайно щедрым. Оппозиция Трампу называет это взяткой, сторонники говорят, что нарушений законов нет. Оставим американцам разбираться с политической и юридической стороной вопроса и посмотрим на историческую и техническую.

«Королева небес»

Boeing 747-8 — модель третьего поколения знаменитых 747-х. В 1969 году 747 стал первым широкофюзеляжным самолетом и самым популярным. К концу 80-х он устарел, и Boeing существенно его модифицировал — так в 1988 году появилась модель 747-400, очень существенно отличающаяся от первого поколения, хотя и похожая на него внешне.

5000x3333_0xv6YUf4KQ_0189805562374104475.jpg
Самолет Lufthansa Boeing 747-400 в аэропорту Шанхая Пудун в Китае. Источник: Markus Mainka

А в XXI веке «королева небес» (Queen of the Skies — прозвище 747, потому что в английском языке самолет женского рода) снова обновилась: в 2010 году взлетел Boeing 747-8. Формой он похож на предшественников, но по конструкции почти полностью новый. Он стал длиннее, и по этому параметру поставил рекорд среди серийных авиалайнеров: 76,25 метра — больше, чем A380 (72,73 м) и прежний рекордсмен Airbus A340-600 (73,36 м).

5000x3235_0x9UCD1Kpn_6726921442049883986.jpg
Самолеты Boeing 747-8 собираются на заводе компании 8 февраля 2009 года в Пейн-Филд в Эверетте, штат Вашингтон. Источник: Getty Images

Последнее поколение 747 не очень заинтересовало авиакомпании: для перевозки пассажиров они предпочитали самолеты с двумя двигателями. Поэтому 101 из 148 сделанных 747-8 — грузовой. А из 48 пассажирских не менее 10 были заказаны именно в варианте для VVIP. Огромные размеры позволяют сделать из них практически летающие дворцы, а дальность полета более 15 тысяч километров сопоставима с самыми дальнобойными бизнес-джетами.

5000x3333_0xFC4AuYz6_2838845884786782621.jpg
Грузовой самолет Qatar Airways Cargo Boeing 747-8 °F. Источник: Getty Images

Еще более просторный Airbus A380 можно сделать, наверное, более роскошным (и Airbus предлагал это, в том числе и США), но единственный заказ из Саудовской Аравии, сделанный в 2007 году, был отменен в 2015 году. Наверное, это показалось слишком роскошным даже саудитам.

Зачем Трампу Boeing от Катара?

Можно удивиться, что президент США получает самолет американского производства от иностранцев. Разве администрация не может заказать себе такой новый прямо на заводе?

Не просто может — это уже сделано! Контракт на два новых самолета на базе 747-8 был заключен еще в январе 2016 года, при Бараке Обаме. И самолеты эти давно уже готовы: в президентские VC-25B решили переделать две машины, которые начинали строить по заказу российской авиакомпании «Трансаэро». Общая стоимость контракта составила примерно 4 миллиарда долларов. Процесс установки оборудования начался в 2020 году и все еще идет.

4449x2901_0xhOS81PUS_9232666776333723243.jpg
Президент Дональд Трамп садится на борт Air Force One 12 мая 2025 года на совместной базе Эндрюс, штат Мэриленд. Президент Трамп едет в Саудовскую Аравию, которая станет первой остановкой его четырехдневного визита на Ближний Восток и первой международной поездкой за его второй срок. Источник: Getty Images

Что на них ставят, мы знаем только в общих чертах: это и системы защиты от возможной атаки или на случай атомного взрыва, и разнообразные средства связи, и просто оборудование для обеспечения комфорта. И что-то там пошло не так: готовность все время переносят. Изначально самолеты должны были закончить в 2024 году, сейчас уже официально пообещали доделать в 2027-м. При этом многие источники говорят, что раньше 2029 года поставки ждать не стоит. Так что есть риск, что Дональд Трамп опять не сможет полетать на VC-25B, поскольку 20 января 2029 года его второй срок закончится.

Пока ему приходится летать на президентских VC-25A, эксплуатация которых началась 35 лет назад. Их заказали еще при президенте Рейгане и сделали на базе актуального в то время Boeing 747-200. Работы по дооборудованию в «летающий Белый дом» и тогда заняли больше времени, чем ожидалось, так что к работе они приступили в 1990 году вместо 1987, как планировалось. Но Трамп ждать не привык и после очередных переговоров с Boeing стал искать хотя бы временную замену. Ну и нашел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вся надежда на русскую пчелу Вся надежда на русскую пчелу

Роспотребнадзор запретил ввоз пчел из Узбекистана, Казахстана и Киргизии

Наука
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты

Как сориентироваться в многообразии уколов красоты?

Правила жизни
Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец

Черные дыры могут быть не такими губительными для жизни, как предполагалось

Inc.
Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций

Как языковые модели помогают малым ресторанам конкурировать

Forbes
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Не жизнь, а кино Не жизнь, а кино

Путешествуем по России с героями популярной киносаги «Последний богатырь»

Лиза
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Строго по графику Строго по графику

Чтобы вырастить всё в лучшем виде, многие садоводы опираются на лунный календарь

КАНТРИ Русская азбука
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
«Яды: между жизнью и смертью» «Яды: между жизнью и смертью»

Как появился первый пероральный антикоагулянт

N+1
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Любовь под пальмами Любовь под пальмами

Как отдохнуть, набраться сил и укрепить отношения в совместном отпуске

Добрые советы
Стать девушке солдатом на войне… Стать девушке солдатом на войне…

Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – сила
Встреча в лифте Встреча в лифте

О движении навстречу друг другу и о движении от себя-ребенка к себе-родителю

Afternoon Seasons of life
Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой

Чем отличаются женщины общины хэнё от кореянок, живущими на материке

ТехИнсайдер
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Давай, до свидания! Давай, до свидания!

Как действовать на даче ближе к зиме?

КАНТРИ Русская азбука
Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
А вокруг тишина А вокруг тишина

Как превратить путешествие в одиночку в успешную сессию самокоучинга

Новый очаг
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Как молоко из символа здоровья стало предметом споров

Forbes
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Автопророки Автопророки

На Шанхайском автосалоне производители попробовали заглянуть в будущее

ТехИнсайдер
Открыть в приложении