Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизниРепортаж

«Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов сейчас, без сомнения, самый востребованный российский актер. Главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову удалось поймать его между съемками и обсудить работу над образом Пушкина и то, почему Александр Сергеевич – наше все.

Трифон Бебутов: Юр, я тут подумал: мы с тобой познакомились пять лет назад – в 2019 году, у меня дома.

Юрий Борисов: Помню.

Трифон: Это были, по-моему, последние месяцы какой-то нормальности. Потом начался ковид и все остальное. А еще 2019-й – ты сейчас поймешь, почему я об этом говорю, – это старт трендов, связанных с тиктоком, с рилсами. Именно тогда короткий видеоконтент начал завоевывать массы. Расскажи, как у тебя меняется (и меняется ли вообще) отношение к большим форматам, к кино? Ты рилсы смотришь?

Юрий: Ну не то чтобы мне есть где их смотреть: у меня нет аккаунтов в соцсетях. Не могу сказать, что что-то особо меняется. Я немножко в другом ритме живу и другим делом занимаюсь – кино, сериалами. Но я знаю, что есть люди, которые знают меня, например, только по рилсам. Мне порой люди говорят: «Я фильмы твои не смотрел, зато видел рилсы, все ты правильно делаешь!»

Трифон: За последние годы действительно потребление кино и вообще контента сильно изменилось. Если не ошибаюсь, в том же 2019-м на «Нетфликсе» вышел фильм «Ирландец», снятый Скорсезе. Эта картина идет три с лишним часа. И в разных странах зрители, не сговариваясь…

Юрий: …сказали, что очень длинно.

Трифон: Не просто сказали, что очень длинно, они нарезали его на сериал. Был даже такой марафон: кто лучше подберет тайм-код, на каком моменте можно закончить просмотр, чтобы продолжить его завтра. Такая вот история – просмотр трехчасового фильма разбит на несколько дней.

Насколько ты как человек внутри индустрии воспринимаешь изменения в потреблении информации аудиторией? Понятно, что ты не режиссер монтажа, ты артист, но тем не менее. И как на твою карьеру влияет то, что знания о тебе приходят через соцсети и какие-то короткие фрагментарные эпизоды?

Юрий: У меня ничего не меняется в этом смысле, потому что я как раз за другую часть кино отвечаю – за то, чтобы дать создателям материал для дальнейшего монтажа. Будь я режиссером, мне, конечно, было бы необходимо в этом разбираться, чтобы чувствовать пульс времени. Но я занимаюсь жизнью персонажа за кадром, и в моей голове этот персонаж существует всю его жизнь: когда он у меня рождается, про него можно сделать сериал в десять сезонов, а можно – в пять минут.

Трифон: Главная тема нашей встречи – «Пророк». Расскажи о том, как тебе это предложение поступило и о чем ты в этот момент подумал. Может быть, я ошибаюсь, но вроде не самые характерные для тебя роль и эпоха – и по настроению, и по темпераменту. Как ты воспринял этот сценарий и это предложение?

Юрий: Это было, конечно, очень неожиданно и странно. Мы встретились с Петей Ануровым. Он сказал, что у него есть идея сделать фильм о жизни Пушкина и что он хочет, чтобы я его сыграл. На тот момент кроме идеи ничего не было. Это год 2019-й. На все ушло несколько лет. Это был такой мучительный процесс, потому что жизнь шла, за это время контекст менялся. Когда Петя предложил мне роль, я решил, что да, это интересно: мне есть что сказать здесь, потому что любое кино – это повод для меня что-то исследовать в себе, в мире.

Трифон: Ты говоришь, что на момент этого предложения тебе было понятно, о чем рассказывать. Как именно ты себе сформулировал эту историю и свое участие в ней?

Юрий: Понимаешь, я много раз ее переформулировал. Мне кажется, Пушкин – это невероятная личность, наполненная разными противоречиями и идеями, которые его обуревали, начиная от идей свободы и изменения мира в начале жизни, заканчивая принципами долга и верности отчизне. Ведь он очень по-хорошему верил в то, что нужно служить…

Трифон: …отечеству.

Юрий: …отечеству, да.

Трифон: Да, свободолюбие – с одной стороны, и стремление служить отечеству – с другой. Вообще, фигура Пушкина остается всегда современной, начиная с того, что он создал язык, на котором мы продолжаем говорить, писать, читать (я имею в виду стилистически), заканчивая его биографией. Такое ощущение, что судьба поэта, большого художника, мыслителя – она сквозная вообще для всех эпох. Возвращаясь к фильму: когда я его смотрел, то увидел в биографии Пушкина завуалированную биографию многих наших современников.

Юрий: Ну, потому что он был сыном и плодом той земли, на которой родился, вырос и прожил всю свою жизнь, никогда никуда не уезжая. Он очень честно чувствовал, говорил и писал обо всем, из-за чего имел огромное количество проблем. Иногда он понимал, что последует за его словами, а порой совершенно не думал об этом, будучи очень импульсивным человеком. Для меня его творчество было абсолютно честным, поэтому все последующие писатели, поэты и художники так или иначе чувствуют его в себе. Он был первым, кто задумался: «А почему об этом говорить можно, а об этом нельзя? Почему так можно, а так нельзя? Я чувствую так и не могу по-другому», – он и не мог по-другому, он же не знал, что был гением. Он был просто Сашкой.

Трифон: А он мыслил себя просто Сашкой?

Юрий: Конечно! Нет, у него, конечно, не такое самоощущение, как у нас, было. В чем-то оно было масштабнее и в хорошем смысле пафоснее. Ощущение жизни, долга, чести, достоинства было все-таки немного иным. Но при этом те люди, как мы, ели, писали, занимались сексом и т. д. Конечно, он просто вставал по утрам, скучал, шел куда-то, что-то делал и не думал о том, гений он или не гений. Да даже если бы и думал – а что толку? Тебе эти мысли не помогут прожить жизнь.

Трифон: Скорее усложнят.

Юрий: Тебе просто нужно жить, как-то зарабатывать, строить свою бытовую жизнь, духовную, справляться со своими демонами и т. д. Поэтому, я думаю, он жил как мог – а мы все наблюдаем. А так как любой человек – искра бога, как я считаю, то чем честнее он живет, тем больше мы эту искру видим. Я, на самом деле, вижу, что каждый человек – гений. Не может быть так, что кому-то больше дается, а кому-то меньше, я в это не верю. Мне кажется, что у кого-то по тем или иным причинам, часто даже не зависящим от самой личности, эта гениальность больше раскрывается в силу обстоятельств, а у кого-то меньше. Кто-то гений в одном, а кто-то – совершенно в другом. И, будучи гением совершенно в другом, иногда, к сожалению, человек всю жизнь занимается абсолютно не тем просто потому, что у него так уже сложилось.

Трифон: Ты говоришь, что с момента запуска проект несколько раз трансформировался: менялся контекст, творческие решения и т. д. Как ты воспринимаешь этот фильм сегодня, когда он уже стал законченным произведением? Что тебе в нем особенно нравится, что тебя удивило и обрадовало, когда ты увидел финальный продукт?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Предметный разговор Предметный разговор

Искусствовед Софья Симакова рассказывает о феномене коллекционного дизайна

Правила жизни
Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн

Рассказ о девушке, сбежавшей от насилия, и мистическом проклятии прошлого

VOICE
Героиня в кадре Героиня в кадре

Стася Милославская живет свою лучшую жизнь

VOICE
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Охота на алгоритм Охота на алгоритм

Способна ли машина заменить человека в самых важных ему областях деятельности

Правила жизни
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Морской путь Морской путь

Что собой представляют круизные лайнеры последнего поколения

Robb Report
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Старший Скаут России Старший Скаут России

В СССР Олега Пантюхова упоминали в приключенческой литературе для пионеров

Дилетант
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака

Есть ли вещества, которые могут содействовать здоровой адгезии при лечении рака?

Наука и жизнь
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
От факелов до светодиодов: история эволюции светильников От факелов до светодиодов: история эволюции светильников

История эволюции светильников от древних времен до нашей эпохи

ТехИнсайдер
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
10 уважаемых машин года 10 уважаемых машин года

Автомобили-именинники, чья жизнь определенно удалась

Men Today
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Мошенники осваивают самозапрет Мошенники осваивают самозапрет

Как граждане злоупотребляют самозапретом на выдачу кредитов

Ведомости
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним» Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним»

Как простой медведь из дремучего Перу оказался на обложках Esquire и Time Out

СНОБ
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Сложно, но можно Сложно, но можно

Четыре шага по решению любой проблемы

Новый очаг
Открыть в приложении