Нужны нестандартные меры по координации усилий автопроизводителей

МонокльHi-Tech

Один для всех и все для одного

Минпромторг предлагает выдавать субсидии на запуск в России новых производств автокомплектующих. Дело хорошее, но гомеопатическими мерами хронически слабую отрасль поднять не получится. Нужны нестандартные меры по координации усилий автопроизводителей в части развития и унификации производства компонентов

Сергей Кудияров

Гидроблоки ABS в цехе первого в России завода по производству антиблокировочных систем НПП «Итэлма»

Министерство промышленности и торговли внесло в правительство проект постановления, согласно которому производители автомобилей и спецтехники смогут получать субсидию на организацию в России новых производств комплектующих и материалов на площадках ушедших с российского рынка иностранных инвесторов.

«В связи с уходом иностранных компаний с российского автомобильного рынка наиболее остро стоит задача загрузки простаивающих производственных мощностей, а также насыщения российского рынка автомобилями российского производства», — пояснил мотивы предлагаемого решения глава ведомства Денис Мантуров.

В случае принятия постановления мера поддержки начнет действовать уже с 2024 года. Субсидию смогут получить зарегистрированные в России организации на погашение льготных займов, привлеченных в Фонде развития промышленности (ФРП), и только в случае успешной реализации проекта. Сами займы выдаются под 1% годовых.

Предложение не лишнее: привлечение кредитных ресурсов сейчас в России весьма дорого, ключевая ставка ЦБ уже достигла 15% и не исключен ее дальнейший рост.

В то же время средства на развитие нужны: насыщение рынка автокомплектующими стало необходимым условием выживания отечественной автомобильной отрасли, да и достаточно комфортной жизни автомобилистов тоже.

Вот только отрасль уже дошла до столь бедственного состояния, что чисто рыночных мер вроде субсидирования инвестиционных проектов уже недостаточно. Действовать придется решительно и непопулярно.

В отверточной ловушке

Автопром в России еще не так давно позиционировался как пример истории успеха и образец для подражания. Все флаги в гости были к нам, и не с готовой продукцией, а с размещением заводов непосредственно в России.

На практике автопроизводство все больше сводилось к сборке автомобилей из компонентов, поступающих извне. В рамках освоения новых западных брендов и «осовременивания» брендов отечественных замещались даже те позиции, которые исторически, с советских лет, в нашей стране существовали.

По данным Минпромторга, средний уровень локализации производства автомобилей в России накануне СВО составлял 45%, при этом локализация автокомпонентов для них не превышала 20% (уровень локализации рассчитывался по добавленной стоимости).

Масштаб бедствия сильно различался в зависимости от конкретной компании и выпускаемой модели. По данным самих компаний, в последнем довоенном 2021 году уровень локализации отечественных автосборочных производств варьировал от совсем скромных 25% у BMW, Hyundai и Kia, сходивших с конвейера калининградского «Автотора», 30% у владивостокских Mazda и Toyota из Шушар под Санкт-Петербургом до 60% у подмосковных Mercedes и 66–68% у моделей на сборочных заводах Renault в Москве и Тольятти (см. таблицу).

Даже в доску у отечественного и «полувоенного» КамАЗа накануне специальной военной операции доля импортных компонентов, по данным его отчетности, достигала 35%.

В группе ГАЗ в 2021 году отмечали: «Сегодня ни один автомобиль в России, даже самый локализованный, нельзя произвести без импортных компонентов. А некоторых критически важных систем — тормозных, рулевых, компонентов трансмиссии — в России просто нет, компетенции утеряны».

Зависимость российского автопрома от импорта, ранее проявлявшаяся в высокой доле импорта на рынке готовых автомобилей, в 2010-е перешла на уровень автомобильных компонентов и промежуточных товаров. Локализовано было производство лишь наименее технологичных компонентов (стекло, детали интерьера и т. д.) либо эта локализация была неглубокой.

Это поставило отрасль в зависимость от внешних факторов: как от валютного курса (ведь платить за импорт нужно не в рублях), так и от политической воли стран и компаний-поставщиков.

В результате на пике (в 2013 году) объем производства легковых автомобилей в России превышал 1,9 млн единиц, сборочные мощности под ожидания дальнейшего роста были доведены до 3,5 млн автомобилей в год. Но обвал рубля с 2014 года привел к тому, что реальные объемы выпуска болтались в интервале 1,2–1,5 млн легковых авто в год. А политически мотивированное бегство ряда западных компаний из России сбросило объем выпуска легковых автомобилей в стране до 450 тыс. единиц в 2022 году — троекратное падение к уровню предыдущего года и минимальный уровень за всю постсоветскую историю (см. график 1). Выпуск грузовых автомобилей, столь нужных фронту и тылу в условиях СВО, по итогам 2022 года сократился на четверть, до 140 тыс. единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х

Самые необычные игровые консоли

CHIP
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов

Как люди пользуются персонифицированными чат-ботами?

Inc.
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Пасха пришла! Пасха пришла!

Как правильно украсить дом и стол к главному христианскому празднику

Лиза
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира

Canton Tower – самый высокий гиперболоид мира

ТехИнсайдер
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Легко прочитать, как именно надо ухаживать за цветком, но почему именно так?

Наука и жизнь
Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец

Черные дыры могут быть не такими губительными для жизни, как предполагалось

Inc.
Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять» Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять»

О биологическом возрасте и секретах долгожителей

Здоровье
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Рома Peeks Рома Peeks

Рома Peeks рисует порцию кидкорных ковров и раскрывает этимологию фамилии

Собака.ru
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Открыть в приложении