На двух софтах
Российские компании продолжают работать на смешанном софте. Эксперты объясняют это сложностью перехода с зарубежного ПО на отечественное и низким уровнем интегрированности российских решений в IT-среду

В IT-системах крупных российских компаний по-прежнему сохраняется большая доля иностранных решений, например 28% (т. е. почти треть) крупных российских компаний используют иностранные решения для управления проектами вроде американских Microsoft, Oracle и Jira от австралийской Atlassian (этот софт был особенно популярен у айтишников до ухода компании из РФ). Вообще никаких решений такого класса не внедрили около 25% российских компаний, самописные разработки используют 12% компаний. Такие данные приводит в своем исследовании компания – разработчик программного обеспечения Naumen. Исследование проводилось на основе 60 компаний крупного бизнеса, средняя выручка которых составила 360 млрд руб.
Несмотря на невысокую на первый взгляд востребованность, выручка российских разработчиков таких решений растет: в 2024 г. она поднялась до 4,4 млрд руб. при совокупном объеме сегмента в 6 млрд руб. В 2021 г. весь рынок подобных решений составлял 5,8 млрд руб., а иностранные разработки занимали 4,3 млрд руб., или около 74%.
Затем рынок заметно просел: в 2022 г. он составил 4,9 млрд руб., а в 2023 г. – 5,4 млрд руб. При этом российских решений было продано на 2,1 млрд и 3,3 млрд руб. соответственно.
Совокупный же CAGR российских решений за 2020–2024 гг. составил 46%, а доля рынка российских решений достигла 73%.
И нашим и вашим
Опрошенные «Ведомости. Инновациями и технологиями» эксперты в начале августа 2025 г. уточняли, что, несмотря на рост рынка отечественного ПО, заказчики пока не отказываются от иностранных решений и предпочитают использовать сразу оба: и работающий зарубежный продукт, и новый отечественный. 10–15% крупных компаний, которые импортозаместились, продолжают использовать иностранное ПО, так как оно в этом классе систем остается признанным стандартом, а кредит доверия отечественным решениям еще находится на стадии формирования, объяснял руководитель развития Naumen Project Ruler Игорь Путин.
Среди типов игроков, разрабатывающих решения для управления проектами на российском рынке, распространены монопродуктовые компании, для которых решение по управлению проектами является основным или единственным.
Среди таких аналитики Naumen называют компании Yougile, Kaiten и Advanta. На российском рынке решений для управления проектами в совокупном объеме 4,4 млрд руб. 2 млрд руб. занимают именно монопродуктовые компании с наибольшей долей рынка. На 2-м месте мультипродуктовые компании с объемом рынка 1,8 млрд руб., на третьем – бигтех-компании, с объемом рынка 600 млн руб., подсчитали в Naumen.