О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – силаИстория

Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

Анна Кречетова

31 января отмечалось 160 лет со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865—1929) – крупнейшего московского фабриканта и купца, мануфактур-советника, организатора и директора Театрального музея, одного из создателей и руководителей Русского театрального общества, попечителя многочисленных комитетов содействия культуре и помощи нуждающимся. Семья Бахрушиных была хорошо известна как среди предпринимателей, так и среди благотворителей и меценатов. Путем жесткой экономии и с помощью создания почти безотходного производства Бахрушиным удалось сколотить огромное состояние на торговле кожевенными и суконными изделиями. Начинали они как прасолы, родом были из Зарайска, откуда в 1821 году и приехали в Москву. Что наиболее удивляет в истории их рода – Бахрушины всегда помнили, что сами происходили из простого звания и не только не презирали бедный люд, но, напротив, помогали ему, много расходуя на благотворительность. О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни – Театрального музея – наш сегодняшний разговор.

Начало

Алексей Александрович Бахрушин происходил из рода знаменитых промышленников и меценатов, который к началу XX века вошел в пятерку богатейших московских купеческих семей наряду с Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Найденовыми.

Как отмечают исследователи, Бахрушины не только участвовали в московской благотворительности, но в большой мере закладывали эту традицию.

В 1882 году братья Петр, Александр и Василий Бахрушины передали более 400 тысяч рублей на учреждение больницы для страдающих неизлечимыми болезнями. Больница была построена в 1887 году на Сокольническом поле. Вскоре в Сокольниках вырос целый городок, где, в частности, были родильный приют, бесплатный детский приют, ремесленная школа и многое другое. Кроме того, Бахрушины строили так называемые «вдовьи дома» – на нынешней Площади Искусств, а также на Софийской набережной (дом 26). Здесь располагались однокомнатные отдельные квартиры, в рабочих комнатах находились в бесплатном пользовании швейные машинки, были две школы – начальная и ремесленная, детский сад, столовая.

Вместе с тем, как и многие богатые люди того времени, Бахрушины были увлеченными коллекционерами. Так, Алексей Петрович Бахрушин (1853— 1905) завещал в 1901 году Историческому музею 25 тысяч экземпляров уникальной коллекции книг, изделий из бронзы, миниатюр, картин.

С другой стороны, по воспоминаниям современников, семья в быту жила вполне скромно. Как пишет С. Т. Коненков, эти купцы и меценаты не просто обходились без излишеств, но более того – имея миллионы рублей дохода, продолжали экономить и считали каждую копейку. Так, рассказывает Коненков, в 1911 году Алексей Александрович на его глазах торговался из‑за 10 копеек с «ванькой» и пошел пешком по весенней слякоти, поскольку извозчик так и не сбавил цену.

Бахрушины отнюдь не походили на известные типажи А. Н. Островского – напротив, образованию, культуре в этой семье уделялось первостепенное значение. Сегодня в архивах сохраняются описи коллекций Алексея Бахрушина, в частности, письма литераторов, которые он бережно собирал. При просмотре этих документов нельзя не отметить понимание коллекционером важности и ценности художественного творчества. Достаточно сказать, что в его ценнейшем собрании хранились письма Я. К. Грота, В. Г. Короленко, К. Д. Кавелина, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, П. Д. Боборыкина…

А. А. Бахрушин

Исследователи отмечают, что важным фактором, сформировавшим интерес А. А. Бахрушина к коллекционированию, было сближение его с двоюродным братом, Алексеем Петровичем. А. П. Бахрушин, в частности, дружил с И. Е. Забелиным, основателем Исторического музея. Дружил он и с В. В. Стасовым, который поощрял его коллекционирование, а также знакомил с литераторами и художниками, которым Алексей Петрович бескорыстно помогал, иногда в буквальном смысле возвращая их к жизни.

Дом А. А. Бахрушина, конец XIX – начало XX века

Театральный музей

С личностью и биографией Алексея Александровича нам помогает знакомиться Светлана Викторовна Семиколенова – заведующая одним из наиболее значимых филиалов Бахрушинского музейного комплекса – московским домом‑музеем А. Н. Островского.

Как рассказывает Светлана Викторовна, безусловно, «главным делом жизни А. А. Бахрушина» стало «создание Театрального музея»: «"Коллекция поражала своим количеством, своими размерами и своим разнообразием, – вспоминал А. И. Южин‑Сумбатов. – …все это уже было накоплено и под­готовлено многолетним ежедневным трудом Алексея Александровича задолго до открытия музея"1. Уже в 1892 году Бахрушин представил свою коллекцию в Вене на международной Музыкальной и театральной выставке. 29 октября 1894, – рассказывает Светлана Викторовна, – собиратель впервые показал свою уникальную театрально‑литературно‑музыкальную коллекцию друзьям, театральной общественности. Этот день считается официальной датой открытия музея».

1. «Воспоминания. Записки. Статьи. Письма» – М‑Л., «Искусство». 1941. С. 508

Сад дома на Лужнецкой улице. Фото 1900-х годов

Давайте обратимся к некоторым экспонатам Музея. Поскольку он сразу был задуман как учреждение просветительское, значительное место здесь занимают предметы, связанные с изучением истории театра.

В Музее хранится, например, дворянская грамота, пожалованная братьям Волковым, портрет Ф. Г. Волкова – копия с оригинала А. П. Лосенко. Авторская (предположительно) копия с портрета И. П. Аргунова Прасковьи Ковалевой‑Жемчуговой. Портрет Е. С. Семеновой кисти Карла Брюллова, портрет В. А. Каратыгина работы В. А. Тропинина. Афиши с фотографиями Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Здесь же – автограф Галины Улановой, где она рассказывает о работе над ролью Марии в «Бахчисарайском фонтане». В Музее хранится портрет С. И. Мамонтова кисти И. Е. Репина, эскизы оперных декораций кисти В. Д. Поленова, В. М. Васнецова и М. А. Врубеля. Фотографии Ф. И. Шаляпина и его костюм Мефистофеля в «Фаусте» на сцене Мариинского театра (художник А. Я. Головин), а также эскиз костюма Мефистофеля для Мамонтовской частной оперы работы В. Д. Поленова. Один из уникальных экспонатов Музея – Золотой диск, подаренный Шаляпину на 60‑летие английской фирмой «His Master's voice». В частично воссозданном рабочем кабинете Алексея Александровича – слепок с ноги Марии Тальони, афиши Введенского народного дома и русских балетных сезонов Дягилева (последние, в частности, с изображением Т.П. Карсавиной), портрет М. А. Ермоловой и траурная лента с венка, поднесенного от артистов со словами «Другу театра».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Что происходит с организмом, если долго хранить девственность Что происходит с организмом, если долго хранить девственность

Вредно ли для организма долго жить с девственностью или нет?

Psychologies
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Маск, я вас знаю Маск, я вас знаю

Что связывает Илона Маска с Россией, кроме космической гонки

GQ
Бежим на маркетплейс, чтобы закрыть потребность в любви: о чем говорят эмоциональные покупки Бежим на маркетплейс, чтобы закрыть потребность в любви: о чем говорят эмоциональные покупки

Почему нам так нравится покупать «воображаемые продукты»?

Psychologies
На пути к цветочному суверенитету На пути к цветочному суверенитету

«Горкунов» взял на себя миссию импортозамещения на рынке выращивания цветов

Монокль
«Хочется мечтать по-крупному» «Хочется мечтать по-крупному»

В чем секрет двойного успеха Эмина? Каков он вне публичного пространства?

OK!
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Жертвы уверенного земледелия Жертвы уверенного земледелия

Когда я привела мужа в сад, который мы купили, он присвистнул

Afternoon Seasons of life
Нос к носу Нос к носу

Дочка и папа. Актриса и художник. Двойное интервью Сергея и Маши Цигаль

Afternoon Seasons of life
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало

Экономические аспекты введения торговых пошлин США

Монокль
Я никому ничего не должен? Я никому ничего не должен?

Может ли прощение освободить нас от прожитой боли?

Psychologies
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Запаслись опционом Запаслись опционом

Мирные инициативы России и США: возвращение иностранного бизнеса в нашу страну

Ведомости
Работа без мышей Работа без мышей

Почему в России упал спрос на цифровые навыки?

Ведомости
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Лардо Лардо

Лардо: сало может быть настоящим деликатесом

Bones
Открыть в приложении