«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

МонокльАвто

Ползучая локализация

Российский автопроизводитель «Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации своей продукции. Правда, на обочине модернизации остается принадлежащий компании и безнадежно устаревший российский автомобиль УАЗ

Алексей Грамматчиков

За последние два года «Соллерс» вывел на рынок три новые модели, а в следующем году ожидается начало продаж еще 13. Фото: Алексей Грамматчиков

«Кем быть и как быть?» — такой перефразированный гамлетовский вопрос встал перед российским автопроизводителем «Соллерс» два года назад после ухода из компании партнеров из недружественных стран. С этого начал свое выступление председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов на недавнем масштабном мероприятии Sollers Product Day в Москве. В ходе мероприятия компания отчиталась о своих результатах и представила стратегию дальнейшего развития.

По словам руководства «Соллерса», компания успешно выруливает из кризиса: за прошедшие два года объем ее производства вырос почти на 60%, на рынок выведены три новые модели, а в 2025 году начнутся продажи уже 13 новых автомобилей. Но главное, предприятие активно углубляет локализацию производства: по новым моделям она уже достигает 75% за счет наращивания выпуска собственных автокомпонентов и развития инженерных компетенций. Правда, «Соллерсу» пока не хватает ресурсов и перспектив для того, чтобы начать кардинальную модернизацию российского автомобиля УАЗ.

Металлургические корни

История создания компании «Соллерс» уходит в 2001 год, когда металлургический гигант «Северсталь» Алексея Мордашова получил контроль над такими крупными активами советского автопрома, как Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и Заволжский моторный завод (ЗМЗ). В 2002 году эти активы были выделены в холдинг «Северсталь-авто», который постепенно начал обрастать новыми предприятиями. В том числе в него попали завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах (ранее он принадлежал КамАЗу, там выпускалась известная советская машинка «Ока»), а также часть цехов Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ) в Татарстане (бывший Камский тракторный завод, КамТЗ).

В 2007 году «Северсталь» вышла из автомобильного бизнеса, контрольный пакет «Северсталь-авто» получил генеральный директор компании Вадим Швецов, и в 2008 году в результате ребрендинга холдинг получает название «Соллерс» (переводится с латинского как «искусный, изобретательный»). Летом 2022 года Вадим Швецов вышел из бизнеса, продав контрольный пакет топменеджменту автоконцерна.

Изначально «Соллерс» делал ставку на сотрудничество с западными автопроизводителями. Так, в 2011 году компания создала совместное предприятие с Ford, которое выпускало автомобили американской марки на производственных мощностях в Елабуге и Набережных Челнах. Позже, в 2012-м, «Соллерс» запустил СП по выпуску автомобилей Mazda во Владивостоке. Эпизодически компания собирала автомобили марок Fiat, SsangYong, Toyota.

Но после начала санкций и ухода западных партнеров «Соллерс» оказался в сложном положении. Как и другие предприятия российского автопрома, компания приняла решение начать сотрудничество с автопроизводителями из Китая. Но на особых условиях.

Право на локализацию

Сейчас руководство «Соллерса» вспоминает, что западные компании выдвигали жесткие условия соблюдения технических характеристик продукции, которая выпускалась под иностранными марками. Для того чтобы внести в автомобиль необходимые российским пользователям конструктивные изменения, требовались долгие согласования. Бывало, что представители западных компаний и вовсе не соглашались с предложениями российской стороны адаптировать ту или иную модель для эксплуатации в российских условиях.

Но сейчас ситуация другая. «Соллерс» выпускает автомобили уже под своей маркой, беря за основу продукцию китайских производителей. А с ними заключены более мягкие лицензионные соглашения: российская компания может самостоятельно модернизировать выпускаемую продукцию. Выпуская автомобили под своим брендом, «Соллерс» несет ответственность за все внесенные конструктивные изменения. И одновременно получает выгоды от совершенствования продуктовой линейки.

В новой экономической реальности «Соллерс» наладил выпуск трех новых моделей. Вместо Ford Transit в Елабуге на конвейер встала модель Sollers Atlant (микроавтобус или модификация цельнометаллического фургона грузоподъемностью 2,5–4 тонны), за основу которого взята китайская модель JAC Sunray. В Ульяновске же запущено производство бескапотного компактного грузовика для внутригородских перевозок Sollers Argo (грузоподъемность 2,5–3,5 тонны), донором для которого стал китайский автомобиль JAC N25/N35. На предприятии во Владивостоке с осени 2023 года выпускается среднеразмерный рамный пикап Sollers ST6, представляющий собой перелицованный JAC T6.

Новая продукция пользуется спросом: с трибуны Sollers Product Day было объявлено, что за последние два года «Соллерс» сумел увеличить производство почти на 60%. Если в 2022 году его объем составлял 35,8 тыс. автомобилей, то по итогам текущего года он прогнозируется на уровне 55 тыс. Получатся, что компания уже выезжает на докризисные производственные показатели 2018–2021 годов (см. график 1). Выравниваются и финансовые показатели: по официальным данным, чистая прибыль группы «Соллерс» по МСФО за 2023 год составила 4,9 млрд рублей, выручка — 82,3 млрд рублей, валовая прибыль превысила 15,6 млрд рублей, операционная прибыль приблизилась к 6,9 млрд рублей, рентабельность по операционной прибыли составила 8,4%.

И большим достижением своей деятельности за последние два года «Соллерс» считает углубленную локализацию новых моделей. На Sollers Product Day было заявлено, что, например, суммарная доля локализуемых компонентов в модели Atlant уже достигла 75%.

Реиндустриализация компонентов

Вместе с самими автомобильными конвейерами «Соллерсу» в свое время достался ряд важных активов, связанных с производством автокомпонентов. Прежде всего это Заволжский моторный завод, который был основан в Нижегородской области еще в середине 1950-х и за свою историю выпустил более 15 млн автомобильных двигателей не только для автомобилей УАЗ, но и для легендарных советских «Волг» (модели ГАЗ-21, ГАЗ24) и знаменитых грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также для пазиков — автобусов Павловского автобусного завода.

Помимо этого у «Соллерса» есть предприятия, которые изначально входили в периметр поставщиков УАЗа (например, «УАЗ-Автокомпонент»). Имеются и автокомпонентные мощности, доставшиеся в наследство от сотрудничества с иностранцами (например, бывший завод двигателей Ford в Елабуге). Эти мощности сейчас подвергаются так называемой реиндустриализации, в ходе которой «Соллерс» энергично развивает большой набор элементов конструкции для своего нового модельного ряда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спорт на автомате Спорт на автомате

Eurobot: как проходит европейский турнир по робототехнике

ТехИнсайдер
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
Мезозойская морская революция: борись или умри Мезозойская морская революция: борись или умри

Каким было грандиозное событие, вызвавшее перестройку всех морских экосистем?

Наука и техника
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Почему врач-косметолог может отказать в процедуре: 5 важных причин Почему врач-косметолог может отказать в процедуре: 5 важных причин

Причины, по которым высококлассный косметолог может отказать в приеме

VOICE
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Маркетплейс для мобильных и спонтанных Маркетплейс для мобильных и спонтанных

О том, как платформа автопутешествий создает у туристов новые потребности

Монокль
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
Владение немецким Владение немецким

Насколько кроссоверы Jetta VS5 и VS7 из Китая фольксвагеновские по восприятию?

Автопилот
Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире

Как использовать знания об аудитории, чтобы набирать подписчиков?

Inc.
Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами

Пластический хирург — обо всех нюансах операции по увеличению груди

ТехИнсайдер
Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать

Что сейчас модно и как бизнес может этим воспользоваться?

Inc.
9 причин, по которым ногти становятся желтыми, и что делать в каждом случае 9 причин, по которым ногти становятся желтыми, и что делать в каждом случае

Вычислить причину, по которой ногти стали желтыми, не так-то просто

VOICE
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Зачарованная страна Зачарованная страна

В сердце Турции есть место, где ты почувствуешь себя будто на другой планете

Лиза
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Все аварии и катастрофы самолетов Sukhoi Superjet 100 Все аварии и катастрофы самолетов Sukhoi Superjet 100

Российский ближнемагистральник «Сухой» — не самый безопасный самолет в мире

Maxim
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
«Быть битмейкером — это не круто» «Быть битмейкером — это не круто»

Wallem, певец и автор песен, поделился наблюдениями за музыкальными трендами

ЖАРА Magazine
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
Беги, мой хороший Беги, мой хороший

Пронзительная история проживания горя после потери любимой собаки

VOICE
Открыть в приложении