«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

МонокльАвто

Ползучая локализация

Российский автопроизводитель «Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации своей продукции. Правда, на обочине модернизации остается принадлежащий компании и безнадежно устаревший российский автомобиль УАЗ

Алексей Грамматчиков

За последние два года «Соллерс» вывел на рынок три новые модели, а в следующем году ожидается начало продаж еще 13. Фото: Алексей Грамматчиков

«Кем быть и как быть?» — такой перефразированный гамлетовский вопрос встал перед российским автопроизводителем «Соллерс» два года назад после ухода из компании партнеров из недружественных стран. С этого начал свое выступление председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов на недавнем масштабном мероприятии Sollers Product Day в Москве. В ходе мероприятия компания отчиталась о своих результатах и представила стратегию дальнейшего развития.

По словам руководства «Соллерса», компания успешно выруливает из кризиса: за прошедшие два года объем ее производства вырос почти на 60%, на рынок выведены три новые модели, а в 2025 году начнутся продажи уже 13 новых автомобилей. Но главное, предприятие активно углубляет локализацию производства: по новым моделям она уже достигает 75% за счет наращивания выпуска собственных автокомпонентов и развития инженерных компетенций. Правда, «Соллерсу» пока не хватает ресурсов и перспектив для того, чтобы начать кардинальную модернизацию российского автомобиля УАЗ.

Металлургические корни

История создания компании «Соллерс» уходит в 2001 год, когда металлургический гигант «Северсталь» Алексея Мордашова получил контроль над такими крупными активами советского автопрома, как Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и Заволжский моторный завод (ЗМЗ). В 2002 году эти активы были выделены в холдинг «Северсталь-авто», который постепенно начал обрастать новыми предприятиями. В том числе в него попали завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах (ранее он принадлежал КамАЗу, там выпускалась известная советская машинка «Ока»), а также часть цехов Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ) в Татарстане (бывший Камский тракторный завод, КамТЗ).

В 2007 году «Северсталь» вышла из автомобильного бизнеса, контрольный пакет «Северсталь-авто» получил генеральный директор компании Вадим Швецов, и в 2008 году в результате ребрендинга холдинг получает название «Соллерс» (переводится с латинского как «искусный, изобретательный»). Летом 2022 года Вадим Швецов вышел из бизнеса, продав контрольный пакет топменеджменту автоконцерна.

Изначально «Соллерс» делал ставку на сотрудничество с западными автопроизводителями. Так, в 2011 году компания создала совместное предприятие с Ford, которое выпускало автомобили американской марки на производственных мощностях в Елабуге и Набережных Челнах. Позже, в 2012-м, «Соллерс» запустил СП по выпуску автомобилей Mazda во Владивостоке. Эпизодически компания собирала автомобили марок Fiat, SsangYong, Toyota.

Но после начала санкций и ухода западных партнеров «Соллерс» оказался в сложном положении. Как и другие предприятия российского автопрома, компания приняла решение начать сотрудничество с автопроизводителями из Китая. Но на особых условиях.

Право на локализацию

Сейчас руководство «Соллерса» вспоминает, что западные компании выдвигали жесткие условия соблюдения технических характеристик продукции, которая выпускалась под иностранными марками. Для того чтобы внести в автомобиль необходимые российским пользователям конструктивные изменения, требовались долгие согласования. Бывало, что представители западных компаний и вовсе не соглашались с предложениями российской стороны адаптировать ту или иную модель для эксплуатации в российских условиях.

Но сейчас ситуация другая. «Соллерс» выпускает автомобили уже под своей маркой, беря за основу продукцию китайских производителей. А с ними заключены более мягкие лицензионные соглашения: российская компания может самостоятельно модернизировать выпускаемую продукцию. Выпуская автомобили под своим брендом, «Соллерс» несет ответственность за все внесенные конструктивные изменения. И одновременно получает выгоды от совершенствования продуктовой линейки.

В новой экономической реальности «Соллерс» наладил выпуск трех новых моделей. Вместо Ford Transit в Елабуге на конвейер встала модель Sollers Atlant (микроавтобус или модификация цельнометаллического фургона грузоподъемностью 2,5–4 тонны), за основу которого взята китайская модель JAC Sunray. В Ульяновске же запущено производство бескапотного компактного грузовика для внутригородских перевозок Sollers Argo (грузоподъемность 2,5–3,5 тонны), донором для которого стал китайский автомобиль JAC N25/N35. На предприятии во Владивостоке с осени 2023 года выпускается среднеразмерный рамный пикап Sollers ST6, представляющий собой перелицованный JAC T6.

Новая продукция пользуется спросом: с трибуны Sollers Product Day было объявлено, что за последние два года «Соллерс» сумел увеличить производство почти на 60%. Если в 2022 году его объем составлял 35,8 тыс. автомобилей, то по итогам текущего года он прогнозируется на уровне 55 тыс. Получатся, что компания уже выезжает на докризисные производственные показатели 2018–2021 годов (см. график 1). Выравниваются и финансовые показатели: по официальным данным, чистая прибыль группы «Соллерс» по МСФО за 2023 год составила 4,9 млрд рублей, выручка — 82,3 млрд рублей, валовая прибыль превысила 15,6 млрд рублей, операционная прибыль приблизилась к 6,9 млрд рублей, рентабельность по операционной прибыли составила 8,4%.

И большим достижением своей деятельности за последние два года «Соллерс» считает углубленную локализацию новых моделей. На Sollers Product Day было заявлено, что, например, суммарная доля локализуемых компонентов в модели Atlant уже достигла 75%.

Реиндустриализация компонентов

Вместе с самими автомобильными конвейерами «Соллерсу» в свое время достался ряд важных активов, связанных с производством автокомпонентов. Прежде всего это Заволжский моторный завод, который был основан в Нижегородской области еще в середине 1950-х и за свою историю выпустил более 15 млн автомобильных двигателей не только для автомобилей УАЗ, но и для легендарных советских «Волг» (модели ГАЗ-21, ГАЗ24) и знаменитых грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также для пазиков — автобусов Павловского автобусного завода.

Помимо этого у «Соллерса» есть предприятия, которые изначально входили в периметр поставщиков УАЗа (например, «УАЗ-Автокомпонент»). Имеются и автокомпонентные мощности, доставшиеся в наследство от сотрудничества с иностранцами (например, бывший завод двигателей Ford в Елабуге). Эти мощности сейчас подвергаются так называемой реиндустриализации, в ходе которой «Соллерс» энергично развивает большой набор элементов конструкции для своего нового модельного ряда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Льготы катятся с трудом Льготы катятся с трудом

Сервисы заказа такси заявили о трудностях со льготами для пассажиров с детьми

Ведомости
Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители

«Эффект аудитории» укоренился в социальной эволюции человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Рынок жилья охлаждается, но неохотно Рынок жилья охлаждается, но неохотно

Квартирный рынок входит в этап развития, связанный с отменой льготной ипотеки

Монокль
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
Иммунитет и вакцинация: роль вакцин в профилактике инфекционных заболеваний Иммунитет и вакцинация: роль вакцин в профилактике инфекционных заболеваний

Как работают вакцины?

ТехИнсайдер
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела

Чухе Ким о голоде, эмиграции и любви к русской культуре

СНОБ
«Нейросети — это современная алхимия» «Нейросети — это современная алхимия»

Философ Михаил Куртов о связи нейросетевого искусства с сюрреализмом

Weekend
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Жаден и придирчив: как распознать мелочного мужчину — тревожные звоночки в отношениях Жаден и придирчив: как распознать мелочного мужчину — тревожные звоночки в отношениях

Разбираем основные признаки мелочного поведения

VOICE
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера

Сегодня все еще есть игры, в которые можно сыграть вдвоем на одном компьютере

CHIP
Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире

Как использовать знания об аудитории, чтобы набирать подписчиков?

Inc.
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же

Почему пловцы так редко дышат во время заплыва?

ТехИнсайдер
Живем один джаз Живем один джаз

7 вопросов, из которых Игорь Бутман сложил свою джазовую композицию

Men Today
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
«Были моменты, когда я теряла веру» «Были моменты, когда я теряла веру»

Агата Муцениеце: какой мамой, сестрой, дочерью и внучкой она хотела бы быть

Psychologies
Только не сегодня Только не сегодня

10 главных причин, почему его больше к тебе не тянет

Лиза
Самый сок Самый сок

Почему кроссовер Jaecoo J7 Supreme-V — технический деликатес

Автопилот
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
Открыть в приложении