«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

МонокльАвто

Ползучая локализация

Российский автопроизводитель «Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации своей продукции. Правда, на обочине модернизации остается принадлежащий компании и безнадежно устаревший российский автомобиль УАЗ

Алексей Грамматчиков

За последние два года «Соллерс» вывел на рынок три новые модели, а в следующем году ожидается начало продаж еще 13. Фото: Алексей Грамматчиков

«Кем быть и как быть?» — такой перефразированный гамлетовский вопрос встал перед российским автопроизводителем «Соллерс» два года назад после ухода из компании партнеров из недружественных стран. С этого начал свое выступление председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов на недавнем масштабном мероприятии Sollers Product Day в Москве. В ходе мероприятия компания отчиталась о своих результатах и представила стратегию дальнейшего развития.

По словам руководства «Соллерса», компания успешно выруливает из кризиса: за прошедшие два года объем ее производства вырос почти на 60%, на рынок выведены три новые модели, а в 2025 году начнутся продажи уже 13 новых автомобилей. Но главное, предприятие активно углубляет локализацию производства: по новым моделям она уже достигает 75% за счет наращивания выпуска собственных автокомпонентов и развития инженерных компетенций. Правда, «Соллерсу» пока не хватает ресурсов и перспектив для того, чтобы начать кардинальную модернизацию российского автомобиля УАЗ.

Металлургические корни

История создания компании «Соллерс» уходит в 2001 год, когда металлургический гигант «Северсталь» Алексея Мордашова получил контроль над такими крупными активами советского автопрома, как Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и Заволжский моторный завод (ЗМЗ). В 2002 году эти активы были выделены в холдинг «Северсталь-авто», который постепенно начал обрастать новыми предприятиями. В том числе в него попали завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах (ранее он принадлежал КамАЗу, там выпускалась известная советская машинка «Ока»), а также часть цехов Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ) в Татарстане (бывший Камский тракторный завод, КамТЗ).

В 2007 году «Северсталь» вышла из автомобильного бизнеса, контрольный пакет «Северсталь-авто» получил генеральный директор компании Вадим Швецов, и в 2008 году в результате ребрендинга холдинг получает название «Соллерс» (переводится с латинского как «искусный, изобретательный»). Летом 2022 года Вадим Швецов вышел из бизнеса, продав контрольный пакет топменеджменту автоконцерна.

Изначально «Соллерс» делал ставку на сотрудничество с западными автопроизводителями. Так, в 2011 году компания создала совместное предприятие с Ford, которое выпускало автомобили американской марки на производственных мощностях в Елабуге и Набережных Челнах. Позже, в 2012-м, «Соллерс» запустил СП по выпуску автомобилей Mazda во Владивостоке. Эпизодически компания собирала автомобили марок Fiat, SsangYong, Toyota.

Но после начала санкций и ухода западных партнеров «Соллерс» оказался в сложном положении. Как и другие предприятия российского автопрома, компания приняла решение начать сотрудничество с автопроизводителями из Китая. Но на особых условиях.

Право на локализацию

Сейчас руководство «Соллерса» вспоминает, что западные компании выдвигали жесткие условия соблюдения технических характеристик продукции, которая выпускалась под иностранными марками. Для того чтобы внести в автомобиль необходимые российским пользователям конструктивные изменения, требовались долгие согласования. Бывало, что представители западных компаний и вовсе не соглашались с предложениями российской стороны адаптировать ту или иную модель для эксплуатации в российских условиях.

Но сейчас ситуация другая. «Соллерс» выпускает автомобили уже под своей маркой, беря за основу продукцию китайских производителей. А с ними заключены более мягкие лицензионные соглашения: российская компания может самостоятельно модернизировать выпускаемую продукцию. Выпуская автомобили под своим брендом, «Соллерс» несет ответственность за все внесенные конструктивные изменения. И одновременно получает выгоды от совершенствования продуктовой линейки.

В новой экономической реальности «Соллерс» наладил выпуск трех новых моделей. Вместо Ford Transit в Елабуге на конвейер встала модель Sollers Atlant (микроавтобус или модификация цельнометаллического фургона грузоподъемностью 2,5–4 тонны), за основу которого взята китайская модель JAC Sunray. В Ульяновске же запущено производство бескапотного компактного грузовика для внутригородских перевозок Sollers Argo (грузоподъемность 2,5–3,5 тонны), донором для которого стал китайский автомобиль JAC N25/N35. На предприятии во Владивостоке с осени 2023 года выпускается среднеразмерный рамный пикап Sollers ST6, представляющий собой перелицованный JAC T6.

Новая продукция пользуется спросом: с трибуны Sollers Product Day было объявлено, что за последние два года «Соллерс» сумел увеличить производство почти на 60%. Если в 2022 году его объем составлял 35,8 тыс. автомобилей, то по итогам текущего года он прогнозируется на уровне 55 тыс. Получатся, что компания уже выезжает на докризисные производственные показатели 2018–2021 годов (см. график 1). Выравниваются и финансовые показатели: по официальным данным, чистая прибыль группы «Соллерс» по МСФО за 2023 год составила 4,9 млрд рублей, выручка — 82,3 млрд рублей, валовая прибыль превысила 15,6 млрд рублей, операционная прибыль приблизилась к 6,9 млрд рублей, рентабельность по операционной прибыли составила 8,4%.

И большим достижением своей деятельности за последние два года «Соллерс» считает углубленную локализацию новых моделей. На Sollers Product Day было заявлено, что, например, суммарная доля локализуемых компонентов в модели Atlant уже достигла 75%.

Реиндустриализация компонентов

Вместе с самими автомобильными конвейерами «Соллерсу» в свое время достался ряд важных активов, связанных с производством автокомпонентов. Прежде всего это Заволжский моторный завод, который был основан в Нижегородской области еще в середине 1950-х и за свою историю выпустил более 15 млн автомобильных двигателей не только для автомобилей УАЗ, но и для легендарных советских «Волг» (модели ГАЗ-21, ГАЗ24) и знаменитых грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также для пазиков — автобусов Павловского автобусного завода.

Помимо этого у «Соллерса» есть предприятия, которые изначально входили в периметр поставщиков УАЗа (например, «УАЗ-Автокомпонент»). Имеются и автокомпонентные мощности, доставшиеся в наследство от сотрудничества с иностранцами (например, бывший завод двигателей Ford в Елабуге). Эти мощности сейчас подвергаются так называемой реиндустриализации, в ходе которой «Соллерс» энергично развивает большой набор элементов конструкции для своего нового модельного ряда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне теперь никто не звонит» «Мне теперь никто не звонит»

Советская власть очень жёстко боролась со всяким инакомыслием

Дилетант
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Сто цветов китайского автопрома Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

Эксперт
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков

Почему отечественные компании не смогли занять освободившееся место в парфюмерии

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет

Как нейросети могут помочь врачам в их работе?

Inc.
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
Область контрастов Область контрастов

5 причин прокатиться в Вологодскую область

Лиза
Чистота Чистота

Почему современная одержимость гигиеной может принести больше вреда, чем пользы

kiozk originals
Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых! Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых!

В чем секрет привлекательности музыки из молодости?

ТехИнсайдер
Робоголубь с настоящими перьями в крыльях и хвосте научился летать по-птичьи Робоголубь с настоящими перьями в крыльях и хвосте научился летать по-птичьи

Робоголубь управляет полетом за счет изменения формы крыльев и поворотов хвоста

N+1
Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Особенности азиатского рынка, его тренды и возможности

Inc.
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
«Принудительные танцы — вид харассмента»: правила этикета на корпоративах «Принудительные танцы — вид харассмента»: правила этикета на корпоративах

Как с элегантностью и честью пережить новогодние корпоративы

РБК
Подари себе кайф Подари себе кайф

Пошаговый план, как правильно подготовиться к нагрузкам и отдохнуть после них

ЖАРА Magazine
Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела

Чухе Ким о голоде, эмиграции и любви к русской культуре

СНОБ
«Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история «Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история

Почему не стоит испытывать чувство вины за свои решения и как что-то поменять

Psychologies
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
«Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране «Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране

Отрывок из книги психолога Сании Биккиной «Перемещенные»

Forbes
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
Перемены к лучшему: как провести реформы в компании безболезненно для сотрудников Перемены к лучшему: как провести реформы в компании безболезненно для сотрудников

Как мягко интегрировать новые технологии в работу компании?

Inc.
Открыть в приложении