Это мы не проходили
Почему высшее образование становится бессмысленным, но учиться приходится всю жизнь
О стабильности и спокойствии, обещанных нам когда-то при выполнении определенных условий на разных этапах в жизни, можно забыть навсегда. Полученная профессия, наработанные связи, достигнутые договоренности больше не гарантируют ни уверенности в завтрашнем дне, ни четких перспектив на сегодняшний вечер.
В мире, охваченном тремором непредсказуемости, многое когда-то незыблемое становится бессмысленным. Диплом о высшем образовании едва ли назовешь сегодня путевкой в жизни, а модель “школа — вуз — работа — счастливая старость” рабочей. Как минимум до этой старости надо еще дотянуть. Уж тем более до счастливой.
В ВУЗ не дуют
С каждым годом студентов в России становится меньше: по данным мониторинга Высшей школы экономики (ВШЭ), за последние 15 лет их количество снизилось почти на 60% — с 7 миллионов человек в 2006 году до 4 миллионов в 2022 году. В том же исследовании говорится, что сегодня на 1000 россиян в возрасте от 25 до 64 лет приходится 304 человека с высшим образованием. На всю страну это чуть больше 26 миллионов, то есть пятая часть населения. А если верить последней переписи, то из тех россиян, что официально трудоустроены, окончила вузы только треть. А что же остальные? Они явно что-то знают.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что учащиеся старших классов школ стали больше обращаться в сторону среднего профобразования и терять интерес к некоторым вузовским программам. Особенно трансформация заметна в таких сферах, как экономика, IT, менеджмент и политтехнологии. По сути вчерашнему школьнику нет смысла киснуть на парах, когда можно устроиться в компанию, в которой блокчейн, Big Data, цифровая экономика и экосистема — не какая-то абракадабра из современной антиутопии, а виды конкретной деятельности.
“Вузам нужно налаживать тесное взаимодействие с работодателями, помогать им в профессиональном развитии сотрудников, которые достигли определенных успехов и нуждаются в повышении уровня образования, чтобы расти в компании дальше”, — отмечает Абанкина.
Отстающие от запросов рынка учебные планы, медленный переход от стандартизации к персонализации и примеры успешных самоучек от дизайнера Артемия Лебедева до визионера Илона Маска (а вместе с ними Билла Гейтса, Стива Джобса и Марка Цукерберга) все отчетливее дают нам понимание: высшее образование сегодня — это всего лишь социальный договор лояльности общества. Лекала, по которым десятилетиями кроили жизнь миллионы людей, чтобы найти хорошую работу. Теперь же сформировалась иная модель: на работу надо не устраиваться, а устраивать ее самому. Учеба же — не повинность, а добровольный выбор. “Ни одна система образования в мире не сможет постоянно поддерживать нужный работодателям skill set — определенный набор навыков сотрудников, который важнее, чем полученные ими знания”, — говорит генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков, отмечая важность умения учиться всегда и всему, а также стремление сократить разрыв между своими возможностями и постоянно возникающими новыми потребностями рынка.
Поскольку престижный университет перестал быть символом благополучного будущего, самое время вспомнить концепцию lifelong learning (в простонародье “век живи — век учись”), которую еще в 1972 году предложил бывший премьер-министр и министр образования Франции Эдгар Фор с трибуны ЮНЕСКО. Тогда эта идея была настолько революционной, что ей нужно было отлежаться полвека, чтобы стать по-настоящему актуальной. Современное ее прочтение подразумевает, что сейчас только такая система и будет работать.
Skill ’em all
Для того, чтобы стать тем самым сыном маминой подруги, которого будут приводить в пример во всех родительских чатах, теперь необходимы не только знания, опыт и двушка в ипотеке, но и умение моментально реагировать на изменения в мире и в своей профессии: уметь самостоятельно добывать информацию, заниматься самообразованием, а то и вовсе переучиваться.
По данным опроса Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Не только из-за отсутствия опыта, но и нужных вакансий. Как следует из исследования Российского технологического университета (МИРЭА), каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.