Кто Вы, княгиня Эльга?
С согласия автора предлагаем вниманию читателей отрывок из готовящейся к печати книги «Киев — Москва. Расхождение».
Первой христианкой на Руси стала Ольга, вдова киевского князя Игоря Рюриковича и регентша при малолетнем сыне Святославе до его совершеннолетия. По официальной и наиболее устоявшейся версии Ольга крестилась в Константинополе в 957 году. Вот отсюда и начнём.
В «Повести временных лет» сказано не только про это крещение. Но и про то, что родилась Ольга в Пскове. «Житие святой великой княгини Ольги» уточняет: в деревушке Выбуты под Псковом, и была незнатного варяжского рода.
Однако Вещий Олег, будучи уже вождём рождающегося государства с огромной территорией, растущим богатством и серьёзной вооружённой силой, не мог не думать о политически выгодном браке опекаемого Игоря. Это не более чем обычное и нормальное мышление политика.
А далее следует куда более обоснованная версия о происхождении Ольги как болгарской княжны.
В последней трети IX века хан Первого Болгарского царства (ханства, каганата) Борис, крестившись и сменив титул на «князь», крестил Болгарию. Веком-двумя ранее восточная граница Болгарии доходила до Днепра, включая место будущего Киева. Через Болгарию текла великая река Дунай.
По Дунаю и Рейну пролегал важнейший торговый путь, мощнее днепровского — из варяг в греки, и не только из варяг, но и из всей Северной Европы. Из Константинополя до Северногоморя — к Ютландии, Британии и Швеции. Уходили ими викинги на север и после грабежей византийского берега (можно было идти из Дуная на север и через Эльбу, и через Вислу — волоки существовали).
Учтём: население всей Европы в раннем Средневековье составляло примерно 30 миллионов человек. Плотность населения в Болгарии, не говоря о Руси, в IX веке очень мала. Формирующиеся государства востока Европы были очень рыхлыми, сетчатыми. После Великого Переселения Народов границы ещё не устоялись, в малолюдных местах были расплывчаты и неопределённы, продолжалась миграция. Кто берёт дань — тот месту и хозяин. Периферия державы — зона кормления центра. Эпоха княжьего рэкета. Контролировать данников с окраин — и защищать от соседних правителей конкурентов.
В 907 году Олег ходил через Болгарию на Царьград. (То была характерная славная победа: согласно русским источникам, все написаны много позднее событий, Олег победил, взял дань и прибил щит на ворота Царьграда в знак своей власти — византийские же источники, исправно фиксирующие все события своего времени, похода Олега не заметили вовсе. Бывает. Но в Болгарию ходил точно.)
Так вот, города Пскова, который писался в русских источниках как Плесков, тогда ещё не существовало. Что бесспорно затрудняет рождение в нём. Зато в Болгарии город Плесков был, причём столицей. Позднее он назывался Плиска.
Невеста из знатной семьи в столице соседнего и не вовсе чужого государства — подходящая пара для князя обширной державы с растущим богатством и опасным войском. А не вовсе чужой Киеву и Поднепровью Болгария была в силу истории тех мест как собственных, но более — поскольку варяги постоянно ходили по Дунаю, останавливались в городах и даже имели свои стоянки. А «веер викингов» ещё был в славе и внушал нежелание ссориться.