Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Как известно, Homo sapiens – тропический вид, по своим физическим качествам приспособленный к теплому климату. Но благодаря своему уникальному мозгу человек смог расселиться за переделы изначального ареала дальше, чем любое другое млекопитающее. Причем случилось это задолго до того, как он создал цивилизацию, которая еще больше расширила его возможности, и даже задолго до того, как были освоены скотоводство и земледелие. Неолитической революцией еще и не пахло, а человек уже достиг полярных широт.
Самым древним из хорошо изученных ныне поселений за полярным кругом является открытая в 2001 году Янская стоянка. Как следует из названия, обнаружилась она на реке Яне (Якутия), в 120 км от устья, чуть севернее 71 градуса северной широты. Напоминаем, что широта северного полярного круга – 66°33′44″.
Поначалу радиоуглеродная датировка находок дала возраст 27–28,5 тыс. лет, что уже было сенсацией и рекордом. Однако позже была названа еще более древняя дата – 32,5 тыс. лет. Также Янская стоянка является одним из самых северных верхнепалеолитических памятников, исследованных археологами. В 2011 году нашли близкий по возрасту (27–27,6 тыс. лет) археологический комплекс еще севернее, на самом берегу моря Лаптевых, на северной оконечности полуострова Буор-Хая. Памятник не такой богатый, как на Яне, представляет собой скопление костей со следами обработки человеком. Тем не менее он однозначно свидетельствует о присутствии людей в этих широтах в раннем верхнем палеолите. Примечательно, что южнее находится область так называемой дюктайской культуры, но ее носители имеют мало общего с янцами. Таким образом, мы пока не можем детально проследить постепенное расселение человека в полярных широтах.
Если быть точным, Янская стоянка – это группа из нескольких примерно одинаковых по возрасту стоянок, разбросанных на одной из приречных террас в пределах 2,4 км. Разделить хронологически несколько циклов обитания пока не получается. Они наверняка имели место, но слишком близки по времени, в пределах погрешности.
Находка оказалась исключительно богатой, благодаря вечной мерзлоте, в которой прекрасно сохраняются кости и костяные изделия. Но человеческие останки были представлены всего лишь несколькими молочными зубами. Впрочем, зубов, которые принадлежали трем разным детям, было вполне достаточно, чтобы установить генетическое родство обитателей Янинской стоянки с древней северно-сибирской группой (Ancient North Siberians, ANS), чьи пути разошлись западными евразийцами примерно 38 тыс. лет назад.
Не было найдено и ничего, напоминающего долговременные жилые постройки, только очаги и жилые площадки, на которых могло устанавливаться что-то вроде шалашей или шатров, а также множество костей и артефактов. Полагают, мы имеем дело с летне-осенним сезонным лагерем, а зимнее становище находилось где-то в другом месте, возможно, достаточно далеко.