Сколько стоили импортные фильмы России

ДеньгиИстория

Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Текст: Алексей Алексеев

В конце апреля в столице прошел 47-й Московский международный кинофестиваль, в основном конкурсе которого участвовали представители Испании, Италии, Турции, Южной Кореи, Аргентины, Индии и России. «Деньги» решили напомнить, что отечественный кинозритель впервые получил возможность выбора между российским и зарубежным фильмом в далеком 1908 году. В советское время проблема выбора встала не только перед зрителями, но и перед кинопрокатчиками. Им нужно было постоянно решать, какие фильмы показывать — идеологически правильные, но малоинтересные широким массам, или идеологически чуждые, но зрелищные и кассовые.

Государь император и французское кино

Рассказ о зарубежном кино в России следует начинать с французского кинематографа. Французы пришли на российский кинорынок первыми, получив высочайшее одобрение российского императора. Компания изобретателей аппарата «Синематограф» братьев Люмьер получила разрешение на съемку коронационных торжеств по случаю восшествия на престол императора Николая II. Коронация прошла 14 мая 1896 года (по старому стилю). Первый в России киносеанс состоялся даже раньше — 4 мая в саду «Аквариум» в Санкт-Петербурге. 6 мая несколько короткометражек, в том числе легендарную ленту «Прибытие поезда», показали в Москве.

Вслед за Люмьерами на российский рынок пришли и другие французские кинофирмы — «Бр. Пате» (Pathe Freres) и «Гомон» (Gaumont). Первоначально они демонстрировали снятые во Франции картины, затем стали снимать фильмы в России. Шарль Омон стал основателем российского кинопроката.

До 1908 года отечественный зритель мог смотреть только французское кино, своего просто не существовало. Но затем появились российские кинокомпании, крупнейшей из которых было акционерное общество «А. А. Ханжонков и Ко», а московское отделение «Бр. Пате» открыло в Москве собственную киностудию, на которой снимались картины преимущественно на российскую тематику. Товарищество «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» создавало и выпускало в прокат фильмы «Русской золотой серии» (экранизацию произведений классиков русской литературы), одновременно с этим занималось прокатом немецких фильмов.

Несмотря на интерес публики к картинам о Петре Первом, обороне Севастополя, Отечественной войне 1812 года и экранизациям романов Льва Толстого, прокат импортных фильмов тоже мог быть успешным. В 1916 году Александр Ханжонков заплатил 100 тыс. руб. за 20 копий итальянского боевика «Кабирия». Он предложил владельцам московских кинотеатров показывать фильм у себя за процентные отчисления. Получив отказ, Ханжонков устроил монопольный показ в своем кинотеатре на Триумфальной площади в Москве. Несмотря на удвоенную цену билетов, на сеансах был постоянный аншлаг. Владельцы других кинотеатров пошли на попятную, согласившись на условия Ханжонкова.

Цены на билеты в кино в дореволюционные годы сильно зависели от разряда кинотеатров, времени сеанса, места в зрительном зале. Билет на детский дневной сеанс в провинциальном кинотеатре мог стоить 10 коп. Билет на премьеру в четырехместную ложу кинотеатра первого разряда — 4 руб., а в отдельных случаях — 8–10 руб. и больше.

После начала Первой мировой войны ситуация на кинорынке изменилась. В воюющей Франции сильно снизились объемы кинопроизводства, ввоз немецких фильмов в Россию был запрещен (их ввозили через нейтральные страны и показывали под видом датских или шведских).

НЭП, немецкое и американское кино

В начале 1920-х годов ситуация на отечественном кинорынке напоминала 1908 год. В кинотеатрах шли практически только иностранные фильмы. Закупка фильмов за рубежом была высокоприбыльной: на вложенный рубль можно было получить 20–30 руб. Фильмы ввозились контрабандой.

Разрушенную революциями и войнами киноотрасль помог восстановить НЭП. Начали возникать государственные кинопредприятия, действующие на коммерческой основе: «Севзапкино», «Кино-Москва», «Русь», «Кино-Север» и «Пролеткино».

13 июня 1924 года Совнарком РСФСР принял постановление «Об организации кинодела в РСФСР». Было учреждено «акционерное общество по производству и прокату в РСФСР кинофильм» (в том же году наряду со словом женского рода «фильма» начало входить в употребление слово «фильм»). Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» (в обиходе «Совкино») просуществовало до 1930 года.

«Совкино» получило серьезные налоговые льготы, а также право на импорт, производство и монопольное право проката советских и зарубежных кинофильмов. Приобретать фильмы за рубежом могли все организации, но валютные операции требовалось проводить через «Совкино». За счет преимущественного положения ему удалось подмять под себя всех конкурентов — как в кинопроизводстве, так и в прокате.

До 1926–1927 годов производство советских фильмов было убыточным, но «Совкино» получало прибыль за счет проката заграничных кинокартин.

На Первом Всесоюзном партийном совещании по кинематографии, прошедшем в марте 1928 года, звучали следующие цифры статистики.

За иностранный фильм платили в среднем $2–3 тыс. (примерно соответствует современным $36–48 тыс.). Дополнительно оплачивалась стоимость копий. В итоге картина обходилась примерно в 15 тыс. руб. (в международных расчетах применялся курс $1=1,94 руб.).

Советское кино обходилось гораздо дороже. Средняя стоимость оригинала кинофильма составляла 75 тыс. руб., копии — 350–400 руб. В среднем с каждой картины снималось 42 копии. Полная цена, соответственно, могла превышать 90 тыс. руб.

Согласно официальному отчету «Совкино», фильмы советского производства в прокате давали 11,805 млн руб. валового дохода, при этом не приносили никакой прибыли. Прокат заграничных фильмов принес 18,686 млн руб. За вычетом расходов на содержание аппарата «Совкино» и денег, потраченных на покупку зарубежных картин, прибыль «Совкино» в 1927 году составила около 16 млн руб.

В первой половине 1920-х годов советский зритель смотрел преимущественно немецкие фильмы. Их ввоз восстановился после признания Советской России Веймарской республикой в 1922 году. 80% закупаемых РСФСР зарубежных фильмов составляли фильмы германского производства.

Вот как выглядел, например, репертуар московских кинотеатров в апреле 1924 года. «1-й Госкино» (бывший «Художественный») и «2-й Госкино» (бывший «Модерн»), «Кино-Арс» и «Уран» — показ первым экраном ленты «Шахтер Томас» Карла Груне, «титана кинорежиссуры», судя по рекламе того времени. В кино в помещении Камерного театра на Тверском бульваре — «Анна Болейн» Эрнста Любича. В кино 1-й студии М.Х.А.Т. демонстрировалась «Индийская гробница» Джоэ Мая — «грандиозная мировая лента, чудо современной кинотехники».

Советские фильмы не только стоили дороже импортных, они еще и меньше нравились советскому зрителю. На совещании 1928 года один из докладчиков рассказал о том, как «Совкино» просили не выпускать в прокат в Москве «порнографическую, бездарную, исключительно на пошлости основанную» картину «Ее каприз», так как она может помешать показу советской картины «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. «Совкино» не вняло просьбе. Картина «Bitzzug der Liebe» с Осси Освальда в главной роли вышла в прокат, зрители пошли на нее, а не на ленту, снятую Эйзенштейном к десятилетию революции.

В середине 1920-х в советских кинотеатрах стали появляться американские фильмы, постепенно вытесняя с экранов немецкую продукцию. В 1926 году Москву в рамках европейского турне посетили две суперзвезды Голливуда — Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. На площади Белорусско-Балтийского вокзала их ждали 35 тыс. поклонников. Издательства печатали книги с биографией Мэри и открытки с ее портретами и кадрами из фильмов. Режиссер Сергей Комаров снял сатирический фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» (съемки обошлись в 80 тыс. руб.).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Who is mister Reagan? Who is mister Reagan?

Рональда Рейгана часто называют самым улыбчивым президентом США за всю историю

Дилетант
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Секреты обустройства вместительной гардеробной

Лиза
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке» Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке»

Почему саркосому шаровидную называют «молодильным яблоком»?

ТехИнсайдер
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
Плати меньше Плати меньше

10 законных способов сэкономить на оплате коммунальных услуг

Лиза
Новое чувство космоса Новое чувство космоса

Теперь телескопы могут отслеживать колебания пространства-времени

ТехИнсайдер
У Ричарда Османа выходит книга «Мы раскрываем убийства». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Ричарда Османа выходит книга «Мы раскрываем убийства». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Отрывок из книги «Мы раскрываем убийства» Ричарда Османа

Maxim
Ливановы Ливановы

Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историй
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Разборки из-за жаб Разборки из-за жаб

К чему может привести путешествие с лягушкой в кармане и при чем здесь Трамп?

Правила жизни
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Солнечный друг Солнечный друг

Как защититься от вредного влияния солнца и сделать его своим другом

Добрые советы
Прокатят по деньгам Прокатят по деньгам

Как развивается и от чего зависит цена на сталь в России

Ведомости
Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым

Как работает насос между вселенными и как Азимов изобрел его

ТехИнсайдер
Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Что важно знать об ЭКО: факты против мифов

Лиза
Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль

По случаю открытия 78-го смотра — десятка лучших фильмов в истории Канн

Правила жизни
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека

Пагубное воздействие частиц нанопластика еще больше усиливается

ТехИнсайдер
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Открыть в приложении