На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

По оценке Международного энергетического агентства, к 2030 году электромобили могут занять до 30% мирового автопарка. Чтобы индустрия продолжала расти, не обойтись без инвестиций в инфраструктуру. Нужно наращивать зарядные мощности — и не только за счет увеличения количества станций, но и с помощью прорывных технологий. О том, как беспроводные и роботизированные системы, умные дорожные покрытия и высокоскоростная зарядка способны изменить рынок, размышляет генеральный директор сети электрозарядных станций для электромобилей Artis Владислав Мазов.
В России электромобили появляются на дорогах все чаще — на начало 2025 года зарегистрировано 59 600 таких авто. А вот инфраструктура в своем развитии отстает: сейчас на одну станцию приходится до 15 машин — это в несколько раз больше, чем в Европе и США. При этом даже на быстрых станциях пополнение заряда может занимать до часа. Дополнительная трудность — нагрузка на электросети: массовое подключение автомобилей приводит к скачкам потребления, особенно в часы пик. Чтобы решить эти проблемы, в мире тестируют новые технологии.
Сверхбыстрая зарядка
Чем меньше времени уходит на зарядку, тем выше готовность водителей пересаживаться на электротягу. Это одна из ключевых предпосылок для роста рынка: когда «дозаправка» занимает считаные минуты, электротранспорт становится по-настоящему удобным для повседневного использования. Обеспечить такую скорость способны устройства мощностью от 800 кВт и новые аккумуляторные технологии.
В мире уже появляются подобные решения. Недавно BYD представила зарядную систему мощностью 1000 кВт — за пять минут она обеспечивает электромобилю запас хода до 400 км. Такой результат стал возможен и благодаря новым аккумуляторам, устойчивым к высоким токам и перегреву. К слову об этом: Tesla продолжает развертывание Supercharger V4 мощностью 350 кВт и возможностью зарядить Model S или Model X до 80% за 15 минут. Это уже заметный прогресс по сравнению с предыдущими поколениями.
Однако за впечатляющими цифрами стоит сложная инженерная реальность. Устройства такого уровня требуют глубокой модернизации энергетической инфраструктуры из-за значительной нагрузки на электросети, а значит, их нужно усиливать, строить новые подстанции и прорабатывать стабильность электроснабжения.
Российские сети сейчас в среднем рассчитаны на зарядки в 50–150 кВт. Сверхбыстрые ЭЗС логично размещать на трассах, рядом с ТЦ и в спальных районах, но как раз там чаще всего не хватает ресурсов без масштабных работ со стороны профильных компаний. Однако решение в перспективе все же есть. Например, можно заранее учитывать эти потребности при строительстве новых крупных объектов, платных дорог и микрорайонов. Помимо инвестиций, массовое внедрение потребует и государственной поддержки — как на уровне стимулирующих программ, так с точки зрения законодательного регулирования.