Родом из детства

Наталья Александровна, в одном из интервью вы отметили, что заинтересовались мастерством кукловождения после вашего дебюта в студии на Шаболовке, но сначала только наблюдали за другими артистами. Скажите, что оказалось неочевидно сложным в этом деле, когда вы сами уже стали управлять Ерошкой?
Мой дебют на Шаболовке состоялся в роли ведущей телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Шесть лет я рассказывала зрителям сказки на ночь, следом за которыми шел кукольный спектакль – мультфильмы в программе в то время еще не показывали. Режиссером была Наталья Викторовна Сокол, можно сказать, что именно она меня всему и научила. Пока артисты разыгрывали представление, я наблюдала. И Наталья Викторовна однажды сказала: «Ну что ты сидишь без дела, бери куклу, иди работай». Так первыми, кого я взяла в руки, были белочка, зайчик, мышонок – разные куклы, потому что постоянных героев в передаче еще не было. И вот как-то раз один из зайчиков должен был ехать на санках с горки и петь песенку, то есть я должна была его везти и одновременно петь. Это было сделать довольно трудно. Один раз я не попала в музыку, второй – неправильно произнесла слова, затем уронила санки, потом еще что-то приключилось. А режиссер все командовала: «Еще дубль!» В конце концов, я не выдержала напряжения и разрыдалась. Наталья Викторовна долго-долго совершенно спокойно молчала, дала мне отдохнуть, а потом заставила повторить все еще раз. Это была лучшая школа, которая научила меня самообладанию и выдержке. Сейчас с нами работает режиссер Наталья Ситкова, вот они с Сокол очень похожи. А я с тех самых пор знаю: как бы сложно ни было, если надо переснять заново, значит, надо. А Ерошка появился гораздо позже, вместе с Филей. Им я управляла уже рядом с ведущим Володей Ухиным. Никакого труда для меня это не составило после всех белочек и зайчиков.
Пробовали ли вы с другими актерами-кукловодами меняться персонажами? Если да, то кто – Филя, Каркуша или Хрюша – вам откликался больше и почему?
Скорее, это была необходимость. Например, когда кто-то из нас, артистов, уезжал на гастроли или болел. Приходилось мне заменять и Наташу Державину с Хрюшей, и Галину Марченко с Каркушей. Разве что Филю никогда не играла. Есть даже где-то старый выпуск, где я в живом плане играю маму, потом в эпизоде – Хрюшу, после него сразу – Каркушу, а затем еще и своего Степашку. И все это в одной передаче!
Вы отмечали, что Степашка «оказывает на вас магическое влияние». Что это значит?
В детстве я играла в драматическом кружке. Уже не помню, в какой роли выступала, но в качестве грима у меня был длинный такой нос и кудряшки. Так вот, когда я приделывала себе этот нос, он совершенно менял мое поведение. Я начинала жить этим героем. Со Степашкой нечто похожее. Как только я беру его в руки, становлюсь им, вместе мы – единое целое. И сколько бы лет я ни прожила, с ним я ни на год не постарела.

Вы говорили, что актриса Наталья Державина, создавшая Хрюшу, нередко примеряла на него истории своих детей. Какие ситуации из вашего детства или ваших детей вы примеряли на Степашку и раскрывали в эфире «Спокойной ночи, малыши!»?