Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом»

Я благодарна судьбе за то, что подарила мне встречу с этим удивительным поколением. Они были красивыми до конца своих дней, кого ни возьми.

Записала Марина Порк

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

«Свое понимание искусства»

Не представляю, насколько успешно сложилась бы моя актерская судьба, не поступи я в Школу-студию МХАТ — одно из самых престижных учебных заведений, готовивших актеров. Ее создателем был Владимир Иванович Немирович-Данченко, который вместе с Константином Сергеевичем Станиславским основал Московский Художественный театр.

В театральном музее имени Бахрушина сохранилась стенограмма совещания руководства МХАТа от 21 марта 1943 года, на котором Немирович-Данченко произнес следующие слова: «Я пригласил всех, чтобы поговорить о школе. Мне кажется, можно немедленно приступить к ее созданию. У меня выросло конкретное понятие: «Школа-студия-театр» или «Студия-школа-театр»... В художественном отношении Школа-студия должна быть автономна. Да, она должна знать, что такое искусство Художественного театра, но это не значит, что должна всецело ему подчиняться. В начале, может быть, и будет увлечение, а постепенно с ростом студийцев пусть вырабатывается свое понимание искусства».

Константин Станиславский, 1937 год. Фото: из архива Музея МХАТ

Владимир Иванович умер 25 апреля 1943 года. А 26 апреля Совнарком принял решение основать Школу-студию МХАТ. По Москве расклеили объявления о наборе студентов. Единственным факультетом был тогда актерский. Это сегодня Школа-студия, помимо актеров, готовит художников театра и театральных менеджеров, которые востребованы в своих профессиях, поскольку диплом этого учебного заведения престижен. А тогда, в разгар Великой Отечественной войны, желающих учиться актерской профессии нашлось более тысячи человек. Собеседования проводили актеры и режиссеры МХАТа. В первом туре участвовали 300 абитуриентов. А в итоге на первом курсе учились всего 27 человек.

Преподавание велось по системе Станиславского. Школа была, что называется, кузницей кадров прежде всего для МХАТа, ее главным намерением стало вливать в труппу свежую актерскую кровь. И это получалось. Дипломный спектакль первого выпуска «Мещане» надолго обосновался в репертуаре Художественного театра. Первый случай, когда студенческая работа стала афишной. Театральные критики особо отмечали актерскую игру Луизы Кошуковой, Анатолия Вербицкого, Евгении Ханаевой, Маргариты Анастасьевой.

Первым ректором Школы-студии стал Василий Григорьевич Сахновский, театральный режиссер, энциклопедически образованный человек. Он учился на философском факультете Фрайбургского университета, окончил историко-филологический факультет Московского университета, написал множество статей о театре, литературе, которые публиковались в журналах. Он считал, что студенты должны не только обучаться актерскому мастерству, но и развиваться, получать знания об общей культуре, театре. Он приглашал на встречи со студентами Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, Бориса Пастернака, Анну Ахматову, Илью Эренбурга...

Сахновского не стало в 1945 году. Школу-студию возглавил Вениамин Захарович Радомысленский, который сыграл огромную роль в моей жизни.

«Главное, чтобы мечта осуществилась»

Актрисой я мечтала стать с детства. Отец работал в постановочной части в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки. Я росла за кулисами, мои школьные годы проходили в театре. Восхищалась Олегом Борисовым, замечательным Юрием Лавровым — отцом Кирилла Лаврова. Театром тогда руководил Константин Павлович Хохлов, некогда служивший во МХАТе, а затем Михаил Федорович Романов. Там же работала жена Романова Мария Стрелкова, запомнившаяся зрителям по роли горе-певицы Леночки, поглощавшей сырые яйца, чтобы зазвучал голос, из кинокомедии «Веселые ребята». Конечно, окончив школу, я решила поступать в Киевский театральный институт.

Через какое-то время туда в качестве председателя экзаменационной комиссии приехал ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский. Решилась к нему подойти, признаться, что хотела бы попробовать свои силы и поступить в Школу-студию. Радомысленский был краток: «Приезжай!» Программу готовила с удивительным артистом из театра Леси Украинки Дмитрием Васильевичем Франько. Подошла к нему, попросила о помощи. Он согласился. Спросила, сколько это мне будет стоить. «Нисколько, главное, чтобы мечта осуществилась». И занимался со мной во время спектаклей, когда был свободен от своих сцен.

В Москву поехала, никому ничего не сказав. Пришла к Вениамину Захаровичу. Он отвел к мастерам, добиравшим курс, — Виктору Карловичу Монюкову и Кире Николаевне Головко. Монюков окинул меня взглядом: «Как ты собираешься здесь жить? Кто-то будет тебе помогать? Стипендия у нас маленькая». Понимала, что вряд ли, но горячо заверила: будет. «Что ты подготовила?» Я перечислила всю свою программу. Монюков попросил прочитать «Нунчу» из «Сказок об Италии» на украинском языке. Так я была принята.

Виктор Карлович — выпускник того самого первого легендарного курса Школы-студии. Во время войны он служил в штабе ПВО при Западном фронте, откуда был отозван, когда поступил в Школу-студию. Его диплом подписали Книппер-Чехова и Василий Иванович Качалов.

Василий Качалов (в центре) со студентами и преподавателями Школы-студии МХАТ, 40-е годы. Фото: из архива Г. Киндиновой

Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием. Виктор Карлович не только занимался с нами актерским мастерством, много рассказывал о профессии, но и готовил нас к непростой реальной жизни в театре. Он растил не только актеров, но и личностей, индивидуальностей. После летних каникул обязательно собирал весь курс, мы усаживались полукругом, и каждый по очереди рассказывал, как провел время, чем занимался. Таким образом мы по-человечески открывали для себя друг друга. А это важно, ведь нам предстояло вместе играть, демонстрировать на сцене свой внутренний мир, это так необходимо для успешной работы над ролью.

Часто Виктор Карлович приглашал на встречи с нами интересных людей. По сей день помню, как сын Василия Качалова Вадим Шверубович рассказывал, что пережил в плену. Монюков дружил с Семеном Гейченко, директором Пушкинского музея-заповедника в Михайловском, каждый год бывал у него в гостях в Пушкиногорье и рассказывал нам об этих поездках. В другой раз Владимир Заманский читал нам главы из романа «Доктор Живаго», что было по тем временам смело. К нам на курс приходили Владимир Солоухин, Святослав Рихтер, Александр Галич.

Кира Николаевна Головко и Виктор Карлович никогда не разговаривали менторским тоном, обращались с нами как с равными. Они были нашими старшими товарищами, почти друзьями, часто приглашали нас в гости, кормили, поили, опекали. Во время наших посиделок мы говорили обо всем, пели, спорили, даже выпивали. Поэтому все очень подружились. Счастливое было время! Уже окончив Школу-студию, мы продолжали каждый год собираться, делились друг с другом новостями, впечатлениями. Так воспитал нас Виктор Карлович.

Кира Головко, конец 60-х годов. Фото: из архива Г. Киндиновой

А я еще и встретила в Школе-студии свою любовь. Однокурсник Женя Киндинов стал моим мужем, с которым мы вместе больше полувека.

В свое время Виктор Карлович тоже женился на однокурснице Татьяне Гулевич. Она оказалась скромным человеком, что не помешало ей стать замечательной актрисой. Когда поступала, страшно смутилась от вопроса экзаменаторов: «Кого бы вы хотели сыграть в чеховских «Трех сестрах»?» Решила почему-то, что ей предлагают роль в спектакле, который шел на сцене МХАТа. Начала горячо отказываться: мол, еще не готова, сейчас сможет только вынести на сцену поднос со словами «Кушать подано». Комиссия рассмеялась и была покорена. После Школы-студии Виктор Карлович сразу получил приглашение преподавать, а Татьяну Ильиничну не взяли в труппу МХАТа. Она служила в Центральном детском театре, играла Софью в «Горе от ума», Царь-Девицу в «Коньке-горбунке», Николь в «Мещанине во дворянстве». А уйдя из театра, преподавала сценическую речь в Школе-студии, мастерство актера в Московском хореографическом училище Большого театра, где ее по сей день вспоминают известные ученики Нина Ананиашвили, Андрис и Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе. Русская речь была ее страстью, она составила удивительный «Словарь забытых и малоупотребляемых слов русского языка».

В браке с Гулевич у Виктора Карловича родилась дочь Наталья Монюкова, она стала журналистом, писала о моде, преподавала в МГУ. Во второй раз Татьяна Ильинична вышла замуж за народного художника, сценографа, члена-корреспондента Академии художеств Александра Васильева. Всем известен их сын, театральный художник, историк моды, коллекционер и телеведущий Александр Васильев.

Мхатовская Грета Гарбо

По окончании Школы-студии нас с Женей взяли в труппу МХАТа. Мы пришли в 1967 году, когда там служили многие актеры легендарного первого выпуска. Почти сразу я обратила внимание на красивую женщину — когда она входила в помещение, все словно становилось ярче, освещалось ее внутренним светом. Это была Луиза Александровна Кошукова.

Галина и Евгений Киндиновы, 60-е годы. Фото: из архива Г. Киндиновой

А на самом деле она была не Луиза, а Елизавета. Так же как ее родная сестра Марта звалась по паспорту Марфой. Марта тоже служила во МХАТе, пела в оперном составе, тогда в спектаклях звучали живые голоса. Елизавета и Марфа назвали себя Луизой и Мартой, поскольку это казалось им более театральным.

Луиза родилась в селе Дубровное Тюменской области. Мама Степанида Даниловна растила их с сестрой одна, муж ушел из семьи. Рассказывала, как вставала в четыре утра, носила ведра, грела воду, чтобы искупать детей, готовила еду, еще и ходила на работу. Гостеприимство Степаниды Даниловны было безграничным: никто и никогда не уходил из их дома голодным, всех усаживали за стол, так было всегда.

Луиза Кошукова с сестрой Мартой Кошуковой, 2005 год. Фото: из архива Г. Киндиновой

Старшеклассницей Луиза приехала к родственникам в Свердловск и, гуляя по городу, обратила внимание на объявление: идут прослушивания в Школу-студию МХАТ. До получения школьного аттестата оставался год, но она пошла показываться. Читала стихи, была такая томная, медлительная, немного манерная, а еще и красивая, что впечатлило комиссию, состоявшую из мхатовских артистов. Они оказались прозорливыми, девочка им понравилась и была принята в Школу-студию, а школу оканчивала экстерном. Проучившись четыре года, Луиза получила приглашение в труппу МХАТа. Сразу ввелась в спектакли, стала играть. Труппа — организм сложный, люди там разные. По театру поползли слухи, что у Луизы есть высокий покровитель. Но это не соответствовало действительности. Просто, когда Луиза приходила куда-то, заполняла собой все пространство. Уникальное качество — она умела легко и быстро покорять сердца.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека

Пагубное воздействие частиц нанопластика еще больше усиливается

ТехИнсайдер
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Прокатят по деньгам Прокатят по деньгам

Как развивается и от чего зависит цена на сталь в России

Ведомости
Надежда Бабкина. Ягодка опять Надежда Бабкина. Ягодка опять

Надя Бабкина не всегда была в чести, иной раз ощущала себя ненужным элементом

Коллекция. Караван историй
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Евгений Князев: Евгений Князев:

Евгений Князев всегда недоволен собой

Караван историй
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Александр Куприн: «Надо любить жизнь, но надо и покоряться ей» Александр Куприн: «Надо любить жизнь, но надо и покоряться ей»

Почему писатель Александр Куприн эмигрировал и почему вернулся?

Караван историй
Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести

Почему борцов за сохранение природы настораживает мода на экотуризм?

Forbes
Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым

Как работает насос между вселенными и как Азимов изобрел его

ТехИнсайдер
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Пикник на лужайке Пикник на лужайке

Как подготовиться к застолью на природе — все в удобной памятке

КАНТРИ Русская азбука
Яковлевы Яковлевы

Юрий Яковлев оставил после себя не только роли, но и актёрскую династию

Караван историй
Пятиминутный путеводитель по хулиганам Пятиминутный путеводитель по хулиганам

Все о хулиганах: от поэтов Серебряного века до футбольных фанатов «Ливерпуля»

Правила жизни
Красиво «замедлиться» Красиво «замедлиться»

Аскетичный и медитативный интерьер для отдыха с архитектурными решениями

SALON-Interior
Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем

5 комиксов о природе, смыслах и самопознании

Правила жизни
Билет туда-обратно Билет туда-обратно

1200 км без дозаправки — гибридный кроссовер Exlantix ET удивляет

Автопилот
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Давай, до свидания! Давай, до свидания!

Как действовать на даче ближе к зиме?

КАНТРИ Русская азбука
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует

Можно ли вылечить аллергию на кошек? Теперь — да

ТехИнсайдер
Открыть в приложении