Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историйЗнаменитости

Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Наталья Николайчик

Здесь и далее. Фото: пресс-служба Н. Сафронова

«Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней. Я работоспособный: мало сплю, много езжу, много пишу по всему миру. В совокупности все это со временем, конечно, дает свой определенный результат. И это более оправданная и долговечная история. Хоть я и шел тернистыми долгими дорогами к нынешней известности, но все, что делал и делаю, надеюсь, станет частью мировой истории живописи».

— Никас, сегодня вы — самый известный современный художник России. Недавно вы встретились с Папой Римским Франциском, и это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Неужели русское искусство не запрещено? Можете рассказать об этой встрече?

— Встреча с Папой Римским Франциском действительно была необычной. Что называется, Божий промысел. Насколько я знаю, русским художникам Папы еще никогда не назначали личной аудиенции. Вообще художники — нечастые гости в Ватикане. В 1977 году тогдашний глава Римско-католической церкви принял Сальвадора Дали. Для Дали это была большая честь, и он подарил Папе свою картину, которая сегодня находится, так же, как и уже две мои, в коллекции Ватикана. Об этом интересном факте я узнал уже после аудиенции у понтифика, кстати.

Несмотря на свое недомогание, Папа Римский Франциск не отменил встречу со мной, что для меня было приятно. Мы пообщались минут сорок. Мой сын Лука, пианист, присутствовал со мной и рассчитывал исполнить несколько произведений русской классики, но из-за нестабильного здоровья Папа принял нас в своей официальной резиденции — в Доме Святой Марфы, где рояля, к сожалению, не было. В беседе было приятно услышать, что понтифик любит русскую культуру, знает Чайковского, Достоевского и Толстого.

Никас Сафронов на личной аудиенции у Папы Римского Франциска, 2025 год

В качестве подарка я преподнес портрет Папы Римского на фоне Ватикана, окруженного летающими голубями. Но особенно важным подарком оказалась картина «Базилика Сан-Хосе-де-Флорес. Буэнос-Айрес» — изображение храма, где глава Римско-католической церкви начинал свой основной духовный путь. Особенно тепло было принято им то, что картина провела более полугода на станции МКС, которая за это время сделала 3000 витков вокруг земного шара. Полотно даже побывало в открытом космосе. Брал на борт его самый известный современный космонавт нашей страны, герой России Олег Артемьев.

И я получил благословение сделать выставку в Ватикане. Надеюсь, что она состоится уже в этом году. Во время встречи понтифик сказал, что через духовность и культуру нужно объединять все народы мира. Может, поэтому он так горячо приветствовал организацию моей выставки в Ватикане и Европе. Вообще, странная тенденция, которая, на мой взгляд, сейчас начинает меняться, — запрет всего русского. Глупо и непрактично. Как мы можем жить без Вивальди, Данте, Мопассана или Дюма, Вагнера и Моцарта, без Толстого, Достоевского или Чайковского? Все мировое искусство, вплоть до египетского и искусства Древнего Рима, принадлежит всему человечеству.

— Это, конечно, впечатляет. И вообще ваша карьера невероятно успешно развивается. Работы находятся в личных коллекциях звезд и мировых лидеров. Многие годы выставки проходят в музеях России и мира. Насколько я знаю, совсем скоро одна из них должна открыться в Женеве. Как же так получилось, что сегодня вы стали одним из самых известных деятелей культуры России? Возможно, у вас какой-то гениальный пиарщик? Какие суперсилы вас двигают?

— Я бы не стал так заострять. Есть потрясающий и очень востребованный Александр Рукавишников, мой друг. Есть мой друг и начальник, если можно так сказать, по Академии художеств Зураб Церетели. Его-то имя намного чаще звучит, чем мое. Есть Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Анна Нетребко — могу перечислить много известных людей, которые являются гордостью нашей страны и мировой культуры.

В моем случае гениальный пиарщик — это время. Во-первых, я начал свою творческую деятельность очень давно. В конце восьмидесятых меня снял Листьев во «Взгляде», потом был «ВИD», затем «Штерн» и «Шпигель» (Stern — журнал тиражом 740 тыс. экземпляров; Der Spiegel — еженедельный журнал тиражом 1,1 млн экземпляров, оба издаются в Германии. — Прим. ред.), потом я писал звезд, которые к нам приезжали, — их портреты заказывали мне организаторы гастролей... Это годы, десятилетия, многочисленные выставки — десятки, сотни. Огромное количество интервью, которые я давал, рассказывая о своем творчестве. Преподавание, мастер-классы, благотворительность... Наверное, если так подумать, мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней. Я работоспособный: мало сплю, много езжу, много пишу по всему миру. В совокупности все это со временем, конечно, дает свой определенный результат. И это более оправданная и долговечная история. Хоть я и шел тернистыми долгими дорогами к нынешней известности, но все, что делал и делаю, надеюсь, станет частью мировой истории живописи.

А еще мне повезло — я попал в свое время. Это счастье — оказаться в России в переломный момент. Хотя и до него у меня тоже было все хорошо. В 80-х годах я уже выставлялся в Италии и Англии, мои картины продавались, у меня были клиенты, которые заказывали портреты.

— Немногие имели возможность выезжать.

— Да. И здесь тоже везение. В 1984 году я женился на француженке. Мы прожили 20 дней и потом не могли развестись два года. Но зато я начал ездить за границу. Прежде меня не выпускали, так как я служил в ракетных войсках, а там какой-то уровень секретности. И после случайной женитьбы на иностранке этот барьер был разрушен.

— То есть женитьба была для вас выгодной?

— Получается, да. Но, поверьте, выгоднее было не разводиться. У нее папа был долларовым мультимиллионером и говорил: «Ты безумно талантлив! Я сделаю из тебя второго Дали!» Если бы смирился с тем, что буду жить с девушкой, которая мне не подходит, я действительно получил бы тот самый мегапиар на самом раннем этапе своего творческого пути, причем на высочайшем уровне.

Но я все равно очень многое приобрел тогда. За границей изучал старых мастеров. Ездил по музеям, показывал документы, что я художник, переведенные на английский и итальянский. И мне, как и некоторым другим таким же бедолагам, разрешали копировать Веласкеса, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Моне в Италии, Испании, Голландии, Франции. Это была хорошая школа.

Потом я накопившиеся холсты использовал в серии «Люди-животные», где вместо голов писал портреты кошек и собак моей сестры, а позже и в сериях «Люди — герои нашего времени» и «Река времени», где вписывал в эти средневековые костюмы лица своих друзей, знакомых и просто известных актеров. Писал в технике Гойи, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо морду кота, лицо Ди Каприо или Гафта.

— Как вам пришла в голову эта идея?

— С котами вот какая история была. У меня скопились огромные рулоны копий старых картин. Мне было жалко их выбрасывать. А в начале 90-х годов сестра Татьяна стала собирать бездомных кошек в Ульяновске. Я помогал своим родным, и ей в том числе. Татьяне требовалось больше всего денег. Пенсию она еще не получала, не работала, была не замужем. И один мой друг сказал мне: «У тебя есть возможность помогать, ну и помоги. Ты не будешь перетруждаться». Посмотрев на эту историю с сестрой со стороны — она же делает доброе дело, спасает животных, — я стал рисовать ее кошек: в копии великих мастеров вставлять их мордочки. Причем портреты делал в той же технике, как если бы их писал сам Рембрандт или Веласкес и другие. Эта серия стала очень популярной...

Творческий человек должен быть сумасброден. Он должен иметь...

— Смелость?

— Глупость и наглость. Для меня, например, первая встреча с президентом СССР Горбачевым такой была. Он приехал ко мне на Малую Грузинскую, я его писал, и мы с ним очень просто общались. Кто-то скажет, что это детскость, наивность, невозможность оценить свой масштаб и масштаб человека, который рядом с тобой.

Помню, у меня открылась выставка в 1995 году у Церетели в Академии художеств. И зашел один знаковый персонаж. Все бросились его встречать, и я, как хозяин этой выставки, должен был сделать так тоже. Но вместо этого увидел Геннадия Юхтина, который играл в моем любимом фильме детства «Акваланги на дне». И я бросился к нему: «Юхтин! Юхтин пришел!» Это казалось мне намного важнее прихода любой знаменитости.

— Как же с таким подходом у вас сформировался звездный круг? У многих, наоборот, ощущение, что вы целенаправленно решили держаться поближе к тем, у кого известность и деньги.

— Не совсем для меня понятный вопрос. Я знаком с огромным количеством людей: с кем-то приятельствую, кого-то писал, кто-то ко мне хорошо относился или относится. А вот дружу близко с очень ограниченным кругом, и это неважно, известный человек или неизвестный. Мне важно, чтобы это было для меня комфортно — проводить мое личное время с теми, с кем интересно и приятно.

Но есть также понятие контактов как интереса для моего творчества и имиджа. Конечно, я осознаю, что, если уж попал на концерт Мадонны, хорошо было бы с ней встретиться и выразить свое уважение. Или Джек Николсон, Тина Тернер... Это же мировые звезды, кто бы не захотел с ними пообщаться, особенно если есть возможность?! Когда приезжали мировые звезды, мне как уже известному в тот момент художнику организаторы зачастую заказывали их портреты. Но иногда финансовый вопрос не стоял, я делал просто подарок, понимая, что для меня это так же интересно и полезно.

— Когда вас стали узнавать? Что стало переломным моментом?

— Еще раз отмечу, что я не создавал вокруг себя ауру известности, я просто жил и работал. Когда стал медийным, остался так же доступен, легок, делал то, что и раньше, и общался с тем же кругом, ни от кого не отстранялся. Но если появлялась возможность познакомиться с мировой звездой, я этим шансом пользовался. Глупо отказываться, когда организаторы говорят: «Мы приведем к тебе в мастерскую Тину Тернер». Или Дайану Росс. Конечно, ты готовишься, берешь материалы, фото и видео просматриваешь, делаешь какие-то наброски, чтобы при личной встрече уже работать быстрее. Есть в этом и театральные нотки — ты рисуешь, она видит, ей это нравится и так далее. Даришь маленькую работу, чудную картину, потом через пару дней она после концерта приезжает к тебе в дом или вы встречаетесь в каком-то заведении, где может быть пресса, телевидение (с этими личностями всегда так), ты вручаешь работу, об этом говорят.

Справедливости ради, надеюсь, что работы все были достойные, потому что никогда никем не были осмеяны. И более того, люди, которые их получали, показывали картины друзьям, вешали на знаковые места в своем доме и с удовольствием рассказывали обо мне как о художнике.

— Да, иначе закончилось бы очень быстро. Пара встреч со звездами — и до свидания.

— Конечно. Но актеры, которые приезжали, становились моими знакомыми, даже друзьями. Они давали свои адреса, писали отзывы, делали какие-то преференции.

Вот пример. Когда в 1999 году на Московский международный кинофестиваль приехал Ален Делон, меня с ним свел продюсер Саша Олейников, мы пообщались, нас поснимали. Конечно, то, что тебя снимают, играет на имидж, особенно когда знают, кто ты. Я Алену Делону в процессе общения сказал, что хочу подарить ему картину с изображением Москвы. На следующий день мы встретились в кафе, я ее передал — и в этот же день он должен был улетать. Вечером, когда он проходил таможню, ему сказали: «Знаете, у нас Никас Сафронов — известный человек, мы не можем пропустить картину, нужно оформить разрешение через Министерство культуры». Делон очень огорчился, но провожающие сказали ему: «Ален, вы же через месяц приедете на спектакль, который мы с вами делаем... Мы все оформим, и вы спокойно заберете картину Никаса». Они прислали мне данные Делона, я оформил в Министерстве культуры разрешение на вывоз картины и передал им. Был уверен, что все нормально. Но нет. Ален вскоре сообщил, что не может приехать из-за важных съемок, и просил отдать мою картину. Эти ребята страшно обиделись, так как продали билеты, вложились в рекламу. Картину мою Делону они не передали. Я узнал об этом через несколько лет. Один из известных наших каналов поехал во Францию, они брали интервью у Алена Делона. И я его увидел. Там был примерно такой диалог:

— Кого вы знаете из России?

— Президента России. Лебедя Сашу, жалко его, погиб, хороший был человек. А еще Никаса Сафронова, чью картину мне не отдали. И я очень об этом жалею.

Если бы это была плохая картина, он бы даже не зафиксировал, но она ему так понравилась, что он хотел ее иметь!..

Знаете, когда меня упрекают, что я стремлюсь к известным или к власть имущим, почему-то не задумываются, что часто именно они делают первый шаг к нашему общению. Я написал около 60 президентов и всегда говорю завистникам: «Ребята, пожалуйста, и вы тоже пишите!» Но когда у мировых лидеров был выбор — художник из любой страны за любые деньги, они почему-то зачастую останавливали его на мне. И я заработал то, что сегодня имею.

— Мне кажется, вы как раз были модным. Я помню, вся Москва была завешана билбордами с вашими работами.

— Да, это было в середине девяностых, и я ни за один не заплатил. Это была такая, можно сказать, взаимовыгодная коллаборация с той компанией.

Было вот как. Ко мне пришли люди и сказали:

— Никас, есть возможность повесить ваши картины на баннер.

Я подумал, что это хорошая история, такой рекламы еще не было — до этого искусство не выставлялось на билбордах, и сказал:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Дерево, полное макарон Дерево, полное макарон

Эти деревья с плодами, похожими на макаронины, неизменно вызывают интерес

Наука и жизнь
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
«Моцарт видит меня именно таким, какой я есть на самом деле» «Моцарт видит меня именно таким, какой я есть на самом деле»

Музыкант Алексей Воробьёв и его корги Моцарт

OK!
Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы

Население Восточного Магриба сохраняло преемственность от охотников-собирателей

N+1
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Как война меняет людей и брак — в 15 цитатах из романа «Балканская трилогия» Как война меняет людей и брак — в 15 цитатах из романа «Балканская трилогия»

О чем роман «Балканская трилогия» и почему он так хорошо показывает войну

Psychologies
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка

Лайфхаки, которые помогут ускорить процесс дозревания авокадо

ТехИнсайдер
Славный парень Робин Гуд Славный парень Робин Гуд

В Шервудском лесу среди вековых дубов живёт благородный разбойник Робин Гуд

Дилетант
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Эффектные факты Эффектные факты

Кроссовер Jetour Dashing — бьющий на эффект

Автопилот
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Чистые помыслы Чистые помыслы

Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y Magazine
Сам бы ел Сам бы ел

Как вести себя, если у ребенка внезапно испортились отношения с едой?

Лиза
Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра» Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра»

У нас очень много общего в мимике, жестах, даже в выражениях

Коллекция. Караван историй
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении