Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками»

Петербургская «Корабелка» (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) – единственный вуз в стране, который готовит инженеров-кораблестроителей всех специальностей. О том, кто должен учить детей, можно ли оцифровать всю отрасль судостроения и почему Арктикой должны заниматься все, – в интервью «Ведомости. Стране» рассказал ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.
«Многие выпускают инженеров, выученных просто у доски»
– Недавно на базе университета был введен в эксплуатацию научно-производственный корпус. Получается, что теперь «Корабелка» будет заниматься не только обучением и научными разработками, но и промышленным производством? Что планируете выпускать?
– У нас очень специальный вуз. Мы отличаемся тем, что по факту являемся научно-технической корпорацией, у нас внутри вуза 12 институтов. У нас если есть исследования, то следом за ними есть разработки на основе этих исследований. А потом следом за разработками есть производства того, что мы разработали. Что-то, конечно, разрабатывается для промышленных предприятий. Но мы очень много делаем сами. Мы живем в продуктовой логике, т. е. ни копейки в вузе не будет потрачено на то, что не станет продуктом.
При этом места для производства катастрофически не хватает. Это просто беда. Спасибо Минобрнауки, нам дали возможность построить внутри нашего кампуса научно-производственный корпус (НПК) площадью 2600 кв. м, в котором есть три части. Первая – это производство лазерных и сварочных технологических машин для аддитивного производства. Мы уже занимаем 30% рынка отечественного аддитивного оборудования.
– Такие машины уже поставляются на свободный рынок – не только для учебных целей и вузов, но и для промышленности?
– В общем, да. Практически все большие высокотехнологичные корпорации используют наши машины. Но это такая отрасль, которая сейчас находится в состоянии взрывного роста во всем мире, не только у нас. И за два года строительства нового корпуса потребность на эти машины выросла больше, чем мы нарастили свои мощности по их выпуску. До сих пор на существующих площадях мы могли делать максимум 12 машин в год. А за ними очередь стоит в стране. Сейчас сможем делать где-то по 30 в год, но и это не решает проблему.
– Что находится во второй части НПК?
– Учебная верфь. Зачем, собственно говоря, нам нужна учебная верфь? Для того чтобы строить суда. Правда, максимальная длина того, что можно построить, – 11 м. Вроде бы это не так много, тем не менее потребность и в таких судах есть. Кораблестроение – это не только атомные ледоколы и газовозы. Маленьких верфей в стране практически нет, а в таком небольшом кораблестроении степень инновационности значительно выше.
Например, на небольшой верфи «Эмпериум» в Ленобласти строятся те самые электрические кораблики, на которые в очереди стоят, чтобы прокатиться по Москвереке. Конечно, у себя мы будем строить не целые суда, а секции для таких электрических корабликов, которые потом будет собирать «Эмпериум».
С другой стороны, наша верфь будет учебной. Все-таки инженера-кораблестроителя надо учить руками. У нас много где выпускают инженеров, выученных просто у доски. Почему-то когда говорят про врача, выученного у доски, – к нему идти не хотят. А когда говорят то же самое про инженера – ужаса не возникает, а должен. Соответственно, нужны возможности и для реальных лабораторных практикумов для инженеров-кораблестроителей, и для реальных практических занятий.
– А как это делалось до запуска учебной верфи?
– Мы шли к нашим друзьям, партнерам, практически родственникам на судостроительный завод, приводили туда толпу студентов и говорили: «Давайте учите». А они отвечали: «Мы работаем, нам людей оторвать, чтобы заниматься со студентами, нельзя, у нас тут техника безопасности. Ребятам можно смотреть, но главное – руками не трогать». А нам нужна такая верфь, где никто не скажет: «Дети, не трогайте руками». Хорошо, что на Онежском заводе в Карелии, который полностью перестраивался, мы смогли внедрить практически все наши разработки, и, по сути, он стал демонстрационным комплексом для других заказчиков. Но на нормально работающий завод берут только готовые технологии, которые где-то уже себя показали. Поэтому нам надо где-то иметь возможность доводить все разработки до готовности. Вот и будем делать это на учебной верфи.