Ректор «Корабелки» — о цифровизации флота, кадрах и важности Арктики для всех

ВедомостиБизнес

Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками»

Ирина Яровикова, Ирина Меркель
четверг | 27 марта 2025

Сергей Николаев / Ведомости

Петербургская «Корабелка» (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) – единственный вуз в стране, который готовит инженеров-кораблестроителей всех специальностей. О том, кто должен учить детей, можно ли оцифровать всю отрасль судостроения и почему Арктикой должны заниматься все, – в интервью «Ведомости. Стране» рассказал ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.

«Многие выпускают инженеров, выученных просто у доски»

– Недавно на базе университета был введен в эксплуатацию научно-производственный корпус. Получается, что теперь «Корабелка» будет заниматься не только обучением и научными разработками, но и промышленным производством? Что планируете выпускать?

– У нас очень специальный вуз. Мы отличаемся тем, что по факту являемся научно-технической корпорацией, у нас внутри вуза 12 институтов. У нас если есть исследования, то следом за ними есть разработки на основе этих исследований. А потом следом за разработками есть производства того, что мы разработали. Что-то, конечно, разрабатывается для промышленных предприятий. Но мы очень много делаем сами. Мы живем в продуктовой логике, т. е. ни копейки в вузе не будет потрачено на то, что не станет продуктом.

При этом места для производства катастрофически не хватает. Это просто беда. Спасибо Минобрнауки, нам дали возможность построить внутри нашего кампуса научно-производственный корпус (НПК) площадью 2600 кв. м, в котором есть три части. Первая – это производство лазерных и сварочных технологических машин для аддитивного производства. Мы уже занимаем 30% рынка отечественного аддитивного оборудования.

– Такие машины уже поставляются на свободный рынок – не только для учебных целей и вузов, но и для промышленности?

– В общем, да. Практически все большие высокотехнологичные корпорации используют наши машины. Но это такая отрасль, которая сейчас находится в состоянии взрывного роста во всем мире, не только у нас. И за два года строительства нового корпуса потребность на эти машины выросла больше, чем мы нарастили свои мощности по их выпуску. До сих пор на существующих площадях мы могли делать максимум 12 машин в год. А за ними очередь стоит в стране. Сейчас сможем делать где-то по 30 в год, но и это не решает проблему.

– Что находится во второй части НПК?

– Учебная верфь. Зачем, собственно говоря, нам нужна учебная верфь? Для того чтобы строить суда. Правда, максимальная длина того, что можно построить, – 11 м. Вроде бы это не так много, тем не менее потребность и в таких судах есть. Кораблестроение – это не только атомные ледоколы и газовозы. Маленьких верфей в стране практически нет, а в таком небольшом кораблестроении степень инновационности значительно выше.

Например, на небольшой верфи «Эмпериум» в Ленобласти строятся те самые электрические кораблики, на которые в очереди стоят, чтобы прокатиться по Москвереке. Конечно, у себя мы будем строить не целые суда, а секции для таких электрических корабликов, которые потом будет собирать «Эмпериум».

С другой стороны, наша верфь будет учебной. Все-таки инженера-кораблестроителя надо учить руками. У нас много где выпускают инженеров, выученных просто у доски. Почему-то когда говорят про врача, выученного у доски, – к нему идти не хотят. А когда говорят то же самое про инженера – ужаса не возникает, а должен. Соответственно, нужны возможности и для реальных лабораторных практикумов для инженеров-кораблестроителей, и для реальных практических занятий.

– А как это делалось до запуска учебной верфи?

– Мы шли к нашим друзьям, партнерам, практически родственникам на судостроительный завод, приводили туда толпу студентов и говорили: «Давайте учите». А они отвечали: «Мы работаем, нам людей оторвать, чтобы заниматься со студентами, нельзя, у нас тут техника безопасности. Ребятам можно смотреть, но главное – руками не трогать». А нам нужна такая верфь, где никто не скажет: «Дети, не трогайте руками». Хорошо, что на Онежском заводе в Карелии, который полностью перестраивался, мы смогли внедрить практически все наши разработки, и, по сути, он стал демонстрационным комплексом для других заказчиков. Но на нормально работающий завод берут только готовые технологии, которые где-то уже себя показали. Поэтому нам надо где-то иметь возможность доводить все разработки до готовности. Вот и будем делать это на учебной верфи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Баскаки и налоги Баскаки и налоги

«Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне»

Дилетант
Есть вопрос Есть вопрос

Что такое хорарная астрология и как ей пользоваться

Лиза
Тело в цифрах Тело в цифрах

Некоторые показатели, которые важно отслеживать регулярно

Добрые советы
Шале на Волге Шале на Волге

Автор проекта обыграла стиль шале, предложив оригинальное авторское решение

Идеи Вашего Дома
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Альтернативы вытесняют карты Альтернативы вытесняют карты

Быстро растет популярность альтернативных способов оплаты – СБП, NFC, биометрии

Ведомости
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Рабочий детокс Рабочий детокс

Можно ли успешно бороться с токсичным общением в рабочей переписке?

Ведомости
Школа без дураков Школа без дураков

Какой должна быть работа над ошибками и можно ли исправить систему образования?

Монокль
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
Шитье-бытье Шитье-бытье

В Париже показывают шедевры вышивки золотом

Weekend
Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий

Какое значение для биотехнологии имеет выделение новой термофильной бактерии

Наука и жизнь
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Местоимение первого лица единственного числа Местоимение первого лица единственного числа

В русском языке «я» подозрительно похоже на детское «ай»

Seasons of life
Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха

Палеонтологи реконструировали окраску шести маммалиаформов

N+1
Техника дошла Техника дошла

Changan Hunter Plus: пикап и самосвал соревнуются на рабочих местах

Автопилот
Овечкин Овечкин

Как Овечкин пытается расколоть гретцкий орех

СНОБ
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Сложно, но можно Сложно, но можно

Четыре шага по решению любой проблемы

Новый очаг
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Оккульт-привет Оккульт-привет

Как сместить фокус внимания россиян с эзотерики?

Ведомости
Судный день Судный день

Вызвали в суд в качестве присяжной? Осторожнее, это могут быть мошенники

Лиза
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Открыть в приложении