Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – силаКультура

Беззубый театр

Беседа на спорные темы

Марк Розовский

Марк Григорьевич Розовский

Впрошедшем году наш журнал начал разговор о современном театре, о той миссии, которую он должен выполнять, о роли режиссера в настоящее время и том, как он может достигать поставленных задач. В номерах 7, 10 и 11 были опубликованы два интервью с театральным режиссером Михаилом Цитриняком. Мы продолжаем тему театра публикацией статьи художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского. Марк Григорьевич режиссер и драматург, за годы творчества осуществивший около двухсот постановок в российских и зарубежных театрах, автор десятков пьес и инсценировок выдающихся литературных произведений.

Наступило время беззубого театра. Театра беспроблемного и потому бесчеловечного. Гоголевская мечта о театре-кафедре оказывается невыполнимой, пропала не только острота конфликтов, но и энергия, способная влиять на жизнь. Эта опасность чревата потерей гражданственности и бесчувствием в отношении болевых точек. Не то чтобы превалируют гладенькие пьесы, скорее, упор делается на не волнующие нас темы. Театр часто уподобляется сериалам, в которых самым интересным представляется имитация правды жизни. Герои погружены в самые поверхностные взаимоотношения. Жесткость и жестокость реальности не являются сегодня предметом большого Искусства. Зритель нынче ходит в театр прежде всего за развлечением. Отучившись думать, он требует легкости и сюсюкающего быта чувств.

Мы часто говорим слова – это «современный театр». Затасканные слова. Привычные. Общеупотребимые. И потому несколько потерявшие смысл.

В самом деле, что же такое «современный театр»? Ведь театр, как мы знаем, – единственное из искусств, живущее «здесь и сейчас», – то есть конкретно в ЭТОМ пространстве и в ЭТОМ времени.

Так что в Античности был свой СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР, в Средние века свой, в Японии тоже свой, во Франции, Англии, Италии и т. д. свой… Театр всегда и везде только «современный театр», и никогда и нигде он другим в буквальном смысле быть не мог и не может.

Оскар Шлеммер. Человек в сфере идей. 1928 год

Другое дело, то, что мы подкладываем под эти слова. И вот тут сразу начинается неразбериха. Вопрос: что считать современным, что несовременным, – это главный вопрос искусства и общества, – не имеет однозначного ответа. Даже самые выдающиеся произведения вызывают многочисленные разноречивые мнения. «На всех не угодишь », – говорит в таких случаях гордый взыскательный художник. Николай Бердяев так высказался о «литературном распаде»: «Еще совсем недавно игнорировали новые течения в искусстве, в философии, в религии. Теперь темы эти стали модными, о них пишут в газетах, темы эти имеют печальный успех. И если раньше страшно было невнимание, то теперь страшно стало слишком большое внимание». Модернизм получил поддержку на многочисленных театральных фестивалях, ставших грандиозными «междусобойчиками». Награду там дают теперь этаким спектаклям-«пшикам», опусам-однодневкам, пустым и претенциозным. Сделалось скучно от невыстраданного бессодержания, неистовое пламя которого агрессивно запылало бенгальским огнем. Мелькания много, оно бывает выразительно только на короткое время, – и снова тьма тьмущая. Продолжим цитату из Бердяева: «Интимно пережитое и передуманное выходит на улицу и роковым образом опошляется. У нас все как-то становится модой, ничто не прививается глубоко. Так называемые новые идеи не оказывают настоящего влияния, новое сознание не крепнет у нас, а лишь почва разрыхляется, лишь анархия духа усиливается. Страшно становится за подрастающее поколение. Оно приучается к легкому отношению ко всем идеям и ко всем ценностям, в нем нет традиции, нет ничего крепкого и устойчивого. Сами религиозные идеи, призванные прекратить эту анархию духа, укрепить, создать новую традицию и связать ее со старой, воспринимается как одно из проявлений этой анархии… Старое, гнилое, лживое еще не разрушено до конца, а новое, живое, правдивое еще не создано».

Эти пронизанные болью слова написаны аж в 1908 году, но, согласитесь, до чего актуальны сейчас!..

Мода на анархию духа проявилась в мировой театральной практике с такой агрессивной силой, что заполнила собой самые авторитетные площадки. К примеру, знаменитый танцор Николай Цискаридзе во всеуслышание отозвался о Большом театре следующим образом: «Там от слова "творчество" нет ничего, там просто торговый дом». Не знаю, насколько справедлива эта крутая оценка, но сам ее факт всерьез настораживает. Беда в том, что коммерциализация «беззубого театра» неумолимо превращает любой театр в «торговый дом», и таких «торговых домов» в мире стало пруд пруди, один Бродвей со своими тысячными залами на трехстах площадках чего стоит!..

Однако «торговый дом» в виде театра предстает кошмаром из-за проникновения на драматическую сцену явления, имя которому – Шоу-бизнес, встающий на место искусства и затмевающий его своей могучей индустрией и валом денежной пошлости.

Тут уместно говорить о всесилии «клипового мышления», требующего мелькать, мелькать, мелькать – до потери сознания с утра до вечера и с ночи до утра. Соединение несоединимого – самый расхожий прием такого театра, где парад бессмыслиц выталкивает смыслы ко всем чертям, а претенциозность замещает «неслыханную простоту» (Б. Пастернак) форм.

Немотивированный театр есть всегда «беззубый театр», который достоин еще одного позорного звания – бездарный театр.

Этот театр во все тяжкие занимается эпатажем. Женские роли исполняются мужчинами в гримах, помадах и юбках, а мужчин изображают эффектные бритоголовые самки с тату на голых задницах… Эти «находки» восторгают зрителей-идиотов и критиков‑недоумков.

Наступила эпоха умельцев делать то, что не надо делать ни в ком случае. Имитация искусства теперь стоит дороже самого искусства. Режиссерская профессия опустилась до положения риз, – система Станиславского признана устарелой, работа с Актером ненужной, мастерство обесценилось благодаря культу посредственностей...

Приходилось ли вам уходить из театра после первого акта?.. Получалось ли у вас с трудом досиживать до конца, если примитивные новации раздражали, а со сцены лился грязным потоком мат-перемат?..

Вся эта белиберда отныне зовется «экспериментом», и попробуйте восстать против него – будете тотчас зачислены в ряды консерваторов‑ортодоксов и прокляты как заклятые враги нового.

И невдомек никому, что Кафка не получал никаких грантов от враждебного ему государства, а Ионеско с Беккетом создали философский и метафоричный «театр абсурда», не имея на то госзаказа. Они работали бескорыстно и свободно, ощущая вокруг себя этот несвободный мир. Они делали новое в искусстве, опираясь на культуру прошлого, прорывая рутину и мракобесие по собственной художественной воле, а не из-за тщеславного желания победить на каком-то там конкурсе и во что бы то ни стало влезть на пьедестал. Они, можно сказать, отголодали право на свой эксперимент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко

Кристина Сасонко руководит междисциплинарным арт-хабом Arts Square Production

Собака.ru
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Кладовая солнца Кладовая солнца

7 способов сделать темную квартиру светлее

Лиза
Местоимение первого лица единственного числа Местоимение первого лица единственного числа

В русском языке «я» подозрительно похоже на детское «ай»

Seasons of life
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Разведка по патенту Разведка по патенту

Как новая экосистема патентной аналитики поддержит процесс импортозамещения

Ведомости
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки 8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки

Эти ошибки при мытье посуды влияют непосредственно на ваше здоровье!

ТехИнсайдер
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Открыть в приложении