Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

«Иногда читаешь какую-нибудь историю и думаешь: «Слава богу, что я не главная героиня, потому что сыграть такое нагромождение страданий просто немыслимо! Как тебя изнасиловали в детстве, обманули и подставили в браке, посадили в тюрьму, украли твоего ребенка, а потом у тебя наступила амнезия и жизнь началась с чистого листа!»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: А. Цветкова/из архива Е. Муравьевой

Елена, вас, наверное, спрашивают, не родственница ли вы актрисы Ирины Муравьевой?

— Конечно. Люди часто ищут у однофамильцев какие-то пересечения и родственные связи, особенно если те публичные персоны. Но с Ириной Вадимовной мы не родственники.

— Рассказывая о своей юности, вы однажды признались: «Я никогда не хотела стать артисткой».

— Да, у меня никогда не было такого осознанного желания. Возможно, потому, что моя семья не имела отношения к искусству. Мама — медсестра, папа — вертолетный механик. Но в восьмом классе, повинуясь какому-то необъяснимому порыву, я поступила в театральную студию. Там было очень интересно и весело. Занималась с удовольствием. Как-то раз наш педагог Татьяна Владимировна спросила, не планирую ли поступать в театральный. И я впервые об этом задумалась. Это было в девятом классе.

Татьяна Владимировна стала мне помогать готовиться к поступлению. В конце десятого класса мы с ней запустили пробный шар — я сходила на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Там не спрашивали документов, не интересовались, окончил ты школу или нет. Абитуриенты просто представлялись и читали, что подготовили. Из этой пробы ничего не вышло. И у меня не было уверенности, что после 11-го класса я действительно стану поступать в театральный институт. Родителям не нравилась эта идея.

— Почему?

— Я хорошо училась, школу окончила с серебряной медалью. Папа как-то сказал: «Зачем тебе театральный? Ты все равно не поступишь. А если и поступишь, вряд ли чего-то добьешься. У артистов ведь есть свои дети. И вообще, что это за профессия — артистка? Выбери что-нибудь посерьезнее». Поэтому в выпускном классе я занималась не только на подготовительном отделении Школы-студии МХАТ, куда поступила по совету Татьяны Владимировны, но и в РГУ нефти и газа.

Химия мне нравилась, но я очень быстро поняла, что не буду туда поступать. У нас было несколько ребят, увлеченных этой наукой, но большинство думало только о том, что «нефтянка» — очень выгодная отрасль, сулящая большие доходы, они и говорили только о деньгах, которые придется заплатить, чтобы попасть в университет и потом встроиться в систему. Мне не нравились такие люди и такой подход к профессии. Зато в Школе-студии МХАТ меня окружали ребята, увлеченные искусством, с которыми было интересно учиться и общаться. С некоторыми я до сих пор поддерживаю отношения. В тот год вообще был очень сильный поток абитуриентов во всех вузах.

— Как вы поступали?

— Это было мучительно, ужасно. Я не понимала, что делала, руки, ноги тряслись. В Школе-студии слетела со второго тура, в «Щуке» попала на конкурс, но осознавала, что меня все равно не возьмут. Так и случилось. Набирал тогда Родион Юрьевич Овчинников, и к нему поступали неимоверно талантливые ребята. На этом курсе учились Саша Устюгов, Яна Соколовская, Гриша Антипенко, Оля Ломоносова, Саша Ребенок и другие замечательные артисты, с которыми теперь играю и приятельствую.

Конечно, я расстроилась, но использовала возможность попробовать свои силы на ином поприще (экзамены в театральные вузы проходили гораздо раньше, чем в другие). Поступила в Московский государственный университет тонких химических технологий (МИТХТ) на вечернее отделение. Татьяна Владимировна сказала: «Лена, может, тебе устроиться на работу в какой-нибудь театр? Просто ради интереса и понимания, что это такое». Я согласилась.

Очень долго обзванивала самые разные театры и говорила: «Мне 17 лет, я только что окончила школу, ничего не умею, но очень хочу у вас работать. Возьмите меня, пожалуйста!»

— Вот так запросто?

— Да, и везде мне отказывали, потому что не хотели связываться с несовершеннолетней, которую можно было взять только на неполный рабочий день. Последним театром, в который я обратилась, стал МХАТ имени Чехова. Там был тогда администратор по имени Антон, который в ответ на мою тираду сказал: «Короче, придешь завтра. Тут будет Валентина Владимировна. Если ты ей понравишься, она, возможно, тебя возьмет»

На следующий день я пришла, поговорила с Валентиной Владимировной Ивановой, потом с главным администратором Натальей Александровной Виноградовой, и они меня взяли. Эти прекрасные женщины, подарившие мне столько интересного в плане знаний, умений и вообще ощущения театра, до сих пор работают в МХТ. Я провела там чудесный год.

— Кем же вы работали?

— Помощником администратора и курьером. Отвечала на звонки, расклеивала афиши, относила приглашения, периодически кого-то встречала и провожала в ложу. В окошке не сидела, только летом, пару раз, когда шли спектакли арендаторов и на них был основной администратор, а я просто помогала, если возникала необходимость.

— При этом вы еще осваивали тонкие химические технологии?

— Нет, в МИТХТ я проучилась недолго. Пару месяцев ездила туда после работы три или четыре раза в неделю, а потом пришла к родителям и сказала, что ухожу. Папа вздохнул: «Я так и знал...» Родители понимали, к чему все идет. У меня были другие интересы. После работы я хотела остаться на спектакль или пойти в другой театр. И не понимала людей, фанатично нюхавших пробирки с аммиаком и говоривших, что это их судьба. Преподаватели в МИТХТ относились ко мне очень хорошо и расстроились, когда я сообщила, что бросаю учебу.

— Во МХАТе вы застали легендарного Олега Ефремова?

— Это был его последний театральный сезон. Я пришла осенью 1999-го, а в мае 2000-го он умер от тяжелой болезни.

— Олег Николаевич бывал в театре?

— Пока находил на это силы. В то время он репетировал «Сирано де Бержерака», и большинство репетиций проводил дома, потому что не мог обойтись без кислородного аппарата. В театре за Ефремова все переживали и надеялись на чудо, но понимали, что грядут перемены.

— Наверное, обсуждали потихоньку, кто встанет у руля МХАТа?

— Не знаю, при мне никто никогда ничего не обсуждал. По крайней мере, в нашей администраторской. Наверное потому, что там собирались интеллигентные и хорошо воспитанные люди. Я ненавижу сплетни и никогда в них не участвую. Если в коллективе начинаются подковерные игры, либо ухожу, либо говорю: «Давайте мы сейчас все выясним и этой ерундой заниматься не будем».

Конечно, мне очень повезло. Ефремов был не просто великим режиссером и актером — человеком-эпохой. И при нем работали настоящие корифеи театрального искусства.

— Вы общались с кем-то из великих актеров?

— Со всеми понемножку. Но я была совсем девчонкой, и серьезных разговоров со мной никто не вел, «великие» в основном шутили, очень мило.

— В театре знали, что вы собираетесь в театральный?

— С артистами я это никогда не обсуждала и ни у кого не просила помощи или совета. Коллеги-администраторы отговаривали поступать на актерский факультет. Валентина Владимировна советовала подумать о профессии продюсера. Считала ее более перспективной. Ко мне очень хорошо относились.

— Какие спектакли МХАТа вы посмотрели?

— Практически все. Самое яркое впечатление у меня осталось от «Смертельного номера» по пьесе Олега Антонова в постановке Владимира Машкова. Это был спектакль «Табакерки», но он никогда не шел в подвале на улице Чаплыгина, только на Малой сцене МХАТа. «Смертельный номер» был фантазией на тему цирка с настоящими цирковыми номерами, фокусами, песнями, танцами, очень ярким и захватывающим зрелищем. Четырех главных героев — клоунов в нем играли Андрей Смоляков, Сергей Беляев, Андрей Панин и Виталий Егоров. Просто фантастически!

Еще мне очень нравился «Амадей», который каждый раз превращался в настоящее актерское сражение между Олегом Павловичем Табаковым и Сергеем Безруковым, во время которого учитель не только гордился своим учеником, но и конкурировал с ним. В принципе, конкуренция была заложена в драматургии — как соперничество Моцарта и Сальери, — но она проявлялась и во взаимоотношениях артистов на сцене. Наблюдать было безумно интересно.

— Безруков был хорош?

— Невероятно хорош! Вообще, Сергей Витальевич — человек какого-то удивительного дарования в плане способности аккумулировать вокруг себя сумасшедшую энергию. Я это знаю не только как зритель, но с некоторых пор и как его партнер по сцене. И каждый раз удивляюсь и не понимаю, что у него за «батарейка». Двадцать пять лет назад Безруков был еще совсем молод, и в театре его называли Солнечным мальчиком.

— Работа во МХАТе укрепила ваше желание стать актрисой?

— Да, потому что поняла, что мне нравится театр и я хочу стать частью этой структуры. На второй год поступала не только в Москве, но и в Петербурге. Тоже благодаря Татьяне Владимировне. Она очень сильно направляла меня, как вы уже, наверное, поняли, и однажды предложила:

— А почему бы тебе не попробовать себя в Питере?

— Наверное, это было бы любопытно...

Когда я заикнулась об этом родителям, папа сказал нет, и я пошла на единственное серьезное вранье в моей жизни. Иногда привираю в силу плохой памяти, но это совсем другое. А тогда не сказала родителям, что поступаю в Питере, соврала, что езжу туда на гастроли МХАТа. Зарплата у меня была небольшая, ее бы не хватило на поездки и гостиницы, к счастью, немного денег подкинула двоюродная сестра, которой я обо всем рассказала. Но первую ночь в Питере мы с подружкой Леной провели в экскурсионном автобусе.

Это случайно получилось. Мы отправились на ночную экскурсию по городу. В Питере был период белых ночей, разве можно было пропустить такое зрелище? Поездка закончилась в четыре часа утра, и лишь тогда мы осознали, что не позаботились о ночлеге. Спросили водителя:

— Можно мы поспим у вас в автобусе? Нам негде ночевать.

— Ну ладно, — сказал он. — Я вам сочувствую, но домой пригласить не могу, жена не поймет.

Водитель припарковался в каком-то тихом переулке и пошел к себе. А мы с Леной улеглись на заднем сиденье.

Познакомились мы на подготовительном отделении Школы-студии МХАТ. Лена потом поступила в ГИТИС на эстрадный факультет, но подумывала перевестись куда-нибудь на драматический. Поэтому отправилась со мной в Питер, за компанию. После первой поездки она бросила эту затею. Так и окончила ГИТИС.

— А вы поступили в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне РГИСИ)? И как объяснили это родителям?

— Сказала, что на гастролях случайно проходила мимо академии, увидела, что там проводят вступительные экзамены, зашла, почитала, и мне сразу сказали: «Приезжай на конкурс». Папа так и не узнал правды до самой своей смерти. Его уже нет в живых. А маме я не так давно все рассказала. Она посмеялась: «Ну теперь понятно, как тебя занесло в этот город». Наверное, можно было проводить с ними какие-то беседы, уговаривать, глядишь, они меня и отпустили бы, но почему-то я пошла другим путем.

— Кто был вашим мастером?

— Народный артист России Сергей Иванович Паршин. Мы считались целевым курсом при Александринском театре, в который в результате никого из нас не взяли, потому что туда пришел новый худрук Валерий Фокин, сказавший: «Какие студенты? Мне бы с труппой как-то разобраться».

— Говорят, питерская актерская школа отличается от московской. Это правда?

— Действительно, существует мнение, что в Москве она более свободная, что ли, и больше нацелена на то, чтобы раскрыть актера, но зато более эгоистичная, а в Питере — более аскетичная и драматичная. Мне кажется, это очередной миф из разряда баек про бордюр и поребрик, пышки и пончики.

— Как вам жилось в Питере?

— Прекрасно. По-моему, учиться вообще надо не дома, потому что в другом городе у тебя совершенно иная степень погруженности в учебу. Понятно, что ты не защищен в бытовом смысле, но зато проходишь такую школу выживания! Когда есть тыл, это совсем другая история. Правда, учиться было нелегко, и меня чуть не отчислили после первого курса за несоответствие внешних и внутренних данных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Наталья Андреева. Кровные друзья Наталья Андреева. Кровные друзья

Наталья Андреева — о своем друге Валерии Гаркалине

Коллекция. Караван историй
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Маруся Климова: «Приятно, когда в тебе увидели смысл жизни» Маруся Климова: «Приятно, когда в тебе увидели смысл жизни»

Маруся Климова недавно вышла замуж и с радостью делится своей историей

Караван историй
Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах? Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах?

Что может стать причиной разрыва для долгого союза?

Psychologies
«То, что на экране, — это психическая реальность тех, кто смотрит, а не тех, кого показывают» «То, что на экране, — это психическая реальность тех, кто смотрит, а не тех, кого показывают»

Режиссер Рената Джало о своем фильме «На этой земле»

Weekend
В 2024 году британец плыл 62 часа в ледяной воде реки Юкон! Вот сколько километров он преодолел В 2024 году британец плыл 62 часа в ледяной воде реки Юкон! Вот сколько километров он преодолел

Ультрамарафонец Росс Эджли преодолел сотни километров по ледяным водам реки Юкон

ТехИнсайдер
Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историй
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна? Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна?

Как распознать акты микроагрессии?

Psychologies
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
Когда ломается личность: 7 самых популярных психических расстройств Когда ломается личность: 7 самых популярных психических расстройств

Что такое расстройство личности и какими бывают их виды

ТехИнсайдер
Как улучшить настроение за 5 минут: простые, но отлично работающие способы Как улучшить настроение за 5 минут: простые, но отлично работающие способы

Несколько приемов, которые помогут быстро встряхнуться и улучшить настроение

VOICE
На новый лад На новый лад

Классический список «Надо видеть» в Удмуртии

Лиза
Утомленные школой Утомленные школой

Как облегчить жизнь ребенку в тяжелое для него время?

Лиза
Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов

Как самостоятельно выявить слабые места сайта?

Inc.
50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения 50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения

О чем спросить человека, чтобы действительно узнать его лучше?

Psychologies
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Гостинг и еще 20 словечек, которыми зумеры описывают поведение своих крашей Гостинг и еще 20 словечек, которыми зумеры описывают поведение своих крашей

Какие сленговые выражения породили современные тренды романтических отношений

Psychologies
Как работают собачьи свистки? Как работают собачьи свистки?

Свистки для собак легко привлекут внимание вашего любимца: как они работают?

ТехИнсайдер
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья «Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за воспитание народа, был Петр I. Так ли это?

ТехИнсайдер
Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историй
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Открыть в приложении