Взрыв в лаборатории
2021-й был объявлен в России Годом науки и технологий. Forbes Life разбирается, что было сделано за этот период и как это изменило жизнь российских ученых.
О том, что 2021 год станет Годом науки и технологий, Владимир Путин объявил на заседании попечительского совета МГУ им. Ломоносова 24 декабря 2020-го, а уже 25 декабря был подписан соответствующий указ. «Глава государства поручил своей администрации сформировать оргкомитет по проведению Года науки и технологий. Его сопредседателями будут вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Андрей Фурсенко. План основных мероприятий будет разрабатывать и утверждать правительство РФ», — передавал ТАСС. Сформировать оргкомитет и разработать план мероприятий за шесть предновогодних дней — задача со звездочкой, практически не решаемая. Поэтому в январе сложилась ситуация, когда календарный год уже начался, а Год науки — как будто нет. Ряд «церемоний открытия» Года прошел в нескольких российских городах 8 февраля, в День российской науки.
В этот же день, 8 февраля, обычно проходит флагманская премия по популяризации науки «За верность науке», которую проводит Министерство науки и высшего образования. Победители получают денежные призы, финансовую часть формирует фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Премия была учреждена в 2015-м, во времена министерства Дмитрия Ливанова, ее получали важнейшие популяризаторы и научно-популярные проекты: биолог Александр Марков, астрофизик Сергей Попов, филолог Андрей Зализняк, издания «N+1», «Наука и жизнь» и др. По логике премия могла дать старт Году науки и технологий, но в этот раз ее перенесли на осень (на момент подготовки этого журнала дата церемонии вручения не названа, сбор заявок был закрыт в сентябре). Перенос премии на неопределенный срок болезненно восприняли в сообществе. «Премия стала традицией, ее ждали. Перенос на осень — это что-то беспрецедентное, особенно в Год науки, — говорит главный редактор портала Naked Science, член оргкомитета первой премии «За верность науке» Егор Быковский. — А сейчас происходит что-то непонятное. Заявки собраны, конкурс вроде бы идет, но на сайте нет ни тайминга, ни даты церемонии, а до конца года осталось два месяца». В плане мероприятий Года науки и технологий, который правительство утвердило 13 марта, вручение премии назначено на ноябрь. В конце марта замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина сообщала, что церемония награждения запланирована на 10 ноября, Всемирный день науки.
Грамотное целеполагание
Оператором Года науки и технологий назначили АНО «Национальные приоритеты» — организация должна была обеспечивать информационное, организационное и экспертное сопровождение, в том числе, вести сайт «годнауки.рф». На этом сайте опубликованы главные цели: привлечь в сферу талантливую молодежь, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию стратегии научно-технологического развития РФ (СНТР) и сформировать комплексное представление граждан страны о реализуемых государством и бизнесом инициативах и достижениях в области науки и технологий. Судя по формулировкам, задачи у Года науки и технологий коммуникационные. В рамках первой цели — про привлечение молодежи — ставилась задача сделать образ ученого более привлекательным, показать перспективы профессии и ее востребованность. Вторая цель — фактически «популяризация» среди научных работников принятой пять лет назад СНТР. Третья цель — классическая популяризация науки. Как пояснили в пресс-службе «Национальных приоритетов», еще одной важной задачей было показать, что российская наука развивается по всей стране, а не только в столицах.
«Мероприятия были ориентированы на все аудитории: научное сообщество, потенциальных будущих ученых, общество в целом, — подтверждает председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Никита Марченков. — Для профессионального сообщества были запущены новые объекты исследовательской инфраструктуры, например исследовательский реактор ПИК и токамак в Курчатовском институте». Речь идет о флагманских проектах НИЦ «Курчатовский институт», президентом которого является близкий к властям член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, активно продвигающий тему развития установок класса «мегасайенс». Реактор ПИК находится в присоединенном к «Курчатнику» Петербургском институте ядерной физики и строится с 1976 года, это один из самых известных научных долгостроев. А «Токамак Т-15», который находится в основном комплексе института, — это модернизация советского проекта для изучения термоядерного синтеза.
«На студентов и школьников были ориентированы экскурсии в лаборатории, посещение учеными школ, — продолжает Марченков. — На широкую аудиторию — научно-популярные передачи, лекции, фестиваль науки NAUKA 0+. Он традиционно прошел с большим размахом в Москве и регионах». Марченков уверен, что с повышением статуса и популяризацией науки Год справился. По его словам, сегодня более 60% родителей готовы поддержать выбор ребенка связать свою жизнь с наукой: «Такого позитивного образа науки не было даже в советское время».