«Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя

Девушка «эконом-класса» — так в российском сегменте соцсетей называют женщин, которые предпочитают экономить на своей внешности, одежде и досуге. Мужчины и женщины упоминают разный набор критериев: от отказа от маникюра до предпочтений в еде. Forbes Woman рассказывает, почему экономных девушек критикуют и что провоцирует такое внимание к женским тратам.
В последние месяцы в российских соцсетях стали популярными видео, в которых перечисляются признаки «девушки эконом-класса». Быть ею — значит не тратить деньги на маникюр в салоне, выбирать бюджетные средства для ухода, приобретать одежду на распродажах, есть фастфуд, делать перманентный макияж и останавливать себя от очередной покупки фразой «Для меня это слишком дорого».
Некоторые пользователи считают, что девушки должны инвестировать в свою внешность и увлечения, иначе они не достойны внимания и уважения. Но, судя по комментариям под роликами в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), большинство женщин не относится к этому серьезно — многие на самом деле не стесняются экономить.
«Это пренебрежительное название нового поколения девушек, которых я бы назвала поколением аскетизма», — говорит клинический психолог Елена Сальви. Готовность экономить — результат того, что это поколение выросло в относительно стабильных материальных условиях, считает она: «Мы видим, как молодые люди пытаются демонстрировать высокую потребительскую активность, а стремятся к более аскетичному образу жизни: они приобретают только то, что им необходимо, не стесняются покупать одежду в секонд-хенде, и это считается абсолютной нормой. Они больше думают об экологии и [проблеме] сверхпотребления». Неслучайно исследования обнаруживают связь между бережливым поведением и экологической осознанностью.
Тем не менее, подобные ролики набирают тысячи просмотров и становятся очередным поводом для мизогинии. Объектом критики становится и экономия, которая воспринимается как отказ соответствовать общественным ожиданиям, и ее отсутствие, которое укладывается в стереотип о том, что женщины чаще мужчин совершают необдуманные траты.
Больше тратить, чтобы быть интереснее
Внимание к чужим личным тратам может быть связано с когнитивным искажением, из-за которого внешне привлекательные, ухоженные люди воспринимаются как более приятные, умные и, как следствие, успешные. «Бессознательно мы можем переносить этот эффект на себя: если я буду активнее покупать [дорогие] товары, это сделает меня успешнее и счастливее, — говорит психотерапевт Анна Парвати. — Иногда речь идет о «дефицитарном мышлении»: когда человек, например, переживший травму бедности, даже в благополучных условиях все еще не может расслабиться, поверить в достигнутый успех, насладиться им, и продолжает с тревогой и недоверием воспринимать внешний мир. Такое состояние нельзя компенсировать дорогими покупками».
Другое популярное убеждение — что за экономией стоит нелюбовь к себе и «бедное мышление». «В психологии не существует понятия «бедного мышления», зато есть «тестирование реальности» — когда мы способны отличать реальное положение дел от своих фантазий, чувств и желаний. Женщины, которые живут по средствам и способны ограничивать себя в тратах, когда ситуация этого требует, обладают как раз той самой способностью адекватно считаться с реальностью своих доходов и допустимых для них расходов», — говорит психотерапевт Анна Парвати.