«Уралкалий» пошел ва-банк
Крупнейший в России производитель калийных удобрений пытается удержать цены на калий, снижая объемы производства. Но эта жертва может оказаться напрасной
«Уралкалий» сократит производство продукции во втором полугодии 2019-го. Согласно предварительному плану, объемы производства по итогам года снизятся на 350– 500 тыс. тонн, то есть примерно на 3–4%. В компании не скрывают, что причиной стало желание удержать таким образом цены на калийную продукцию, не допустив затоваривания рынка. С учетом того, что первое полугодие для «Уралкалия» тоже завершилось снижением объемов производства (на 3%), можно понять, насколько неприятен для компании этот шаг.
У «Уралкалия» достаточно сил, чтобы единолично влиять на мировой калийный рынок. В 2018 году из общего объема мирового рынка 66 млн тонн на продажи «Уралкалия» пришлось 11,1 млн тонн, то есть 17%.
Отрасль за последние пять лет пережила грандиозный ценовой шок. Цены на хлористый калий упали с пика 2012 года почти вдвое — с 470–490 долларов за тонну до 265 долларов по итогам августа 2019-го (см. график).
Сам себя обхитрил
Львиная доля всех мировых запасов калийных солей — исходного сырья для производства калийных удобрений — сосредоточена в четырех странах: России, Белоруссии, США и Канаде. В таких условиях сама собой созрела идея картельного сговора. Северная Америка осталась сама по себе, а братья славяне быстро нашли общий язык: в 2005 году «Уралкалий» и «Беларуськалий» (контролирует калийные активы в Белоруссии) создали совместного трейдера — Белорусскую калийную компанию (БКК). Учитывая, что БКК по условиям соглашения становилась единственным каналом сбыта продукции обеих компаний, а их совокупный объем производства составлял 30% мирового (позже он и вовсе увеличился до 43%), бороться за стабильность (и радующие глаз акционеров цены) на рынке калийных удобрений было не так сложно.
При создании БКК участники подписали соглашение, в соответствии с которым экспортные квоты между ними распределялись исходя из их производственных мощностей. На начальном этапе белорусам в БКК принадлежало около 60%. Но объединение в 2011 году российского «Уралкалия» с другим крупным отечественным производителем калийных удобрений — «Сильвинитом» — резко изменило расклад сил. Максимальные производственные мощности компании выросли в 2012 году до 13 млн тонн, экспортная квота в том же году составила 52,5%. Цены при этом пребывали на стабильно высокой отметке, приближаясь к 500 долларам за тонну.
И вот тут идиллия закончилась. В декабре 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко подписывает указ об отмене исключительного права БКК на экспортные поставки белорусского калия. Следом незамедлительно последовали фактические поставки продукции в обход всех соглашений. Что не стало тайной для «Уралкалия», разорвавшего все отношения с БКК. Итог — более чем двукратный спад цен на калийную продукцию. «Это как если бы Саудовская Аравия вышла из ОПЕК», — говорили тогда аналитики про распад калийного картеля.
В августе 2013 года последовал арест в Белоруссии генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Акт с белорусской стороны некрасивый: топ-менеджер прибыл в страну по приглашению премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича; дело сначала переквалифицировали по разным статьям, потом и вовсе тихонько прикрыли за отсутствием состава преступления (подробности см. в статье «Вероломство от бессилия», «Эксперт» № 13 за 2013 год).
После этого эпизода Белоруссия развернула настоящую гонку за объемами. Только за последнюю пятилетку производственные мощности «Беларуськалия» выросли с 10 млн почти до 13 млн тонн в год, объем экспорта увеличился с 6,1 млн тонн в 2012 году до 10 млн тонн в год сейчас. Только счастья эта жадность белорусам не принесла. При росте физического экспорта калийных удобрений из Белоруссии более чем в полтора раза объем выручки от экспорта в 2018 году был таким же, как накануне разрыва с российской стороной. Фактически Белоруссия за 2013–2018 годы заработала на экспорте калийных удобрений 14,3 млрд долларов. А если бы картель трудами Лукашенко не был разрушен, то Белоруссия, даже экспортируя все те ж 6,1 млн тонн в год, заработала бы при ценах 2012 года около 15 млрд долларов.
Время демпинга
Белоруссия продолжает наращивать калийные активы. «Беларуськалий» строит новый ГОК мощностью 1,5 млн тонн в год в Гомельской области, «Славкалий» Михаила Гуцериева планирует к 2022 году ввести свой ГОК на 2 млн тонн в год в Минской области.
В России «Еврохим» с запуском в 2018 году Усольского ГОКа пополнил ряды производителей калийных удобрений. К 2024 году компания планирует производить 8 млн тонн продукции в год (с учетом «Волгакалия»). Собственно, и сам «Уралкалий» рассчитывает на увеличение объемов производства до 14 млн тонн к 2024 году и до 17 млн тонн — после 2025 года.
В целом, по оценкам редактора Argus Potash Юэна Томсона, мощности калийных игроков к 2031 году значительно увеличатся, на рынке появится 109 млн тонн калийных удобрений при спросе 96 млн тонн. И теперь даже осторожный обычно Всемирный банк прогнозирует тенденцию к неуклонному снижению цен на калийную продукцию.
От перепроизводства на рынке калийных удобрений страдают все производители, но «Уралкалий» едва ли не меньше всех. Еще на момент разрыва отношения с БКК себестоимость его производства оценивалась на уровне 60 долларов за тонну — в два раза ниже, чем у белорусов, и в три-четыре раза ниже, чем у конкурентов в Америке. По данным годового отчета за 2018 год, текущая себестоимость производства у компании составляет 42,5 доллара за тонну. Сейчас «Уралкалий» заинтересован в стабильности цен, чтобы расплатиться с долгами. Но, вероятно, считает, что в более отдаленной перспективе рынки при такой экономике никуда не денутся.
Фото Александра Ивантера
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl