Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые

ЭкспертСобытия

Свобода, равенство, бандитизм

Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые, чтобы рассказать историю одного бандита.

Вячеслав Суриков

Бык» на первый взгляд выглядит как попытка вытащить на киноэкран очередного героя из криминальной среды, на смену которым в последнее десятилетие пришли спортсмены и стартаперы, но, скорее всего, это обманчивое впечатление. Режиссер посвятил фильм родителям, сказав в одном из своих интервью, что его отец — следователь и сценарий фильма основан на услышанных от него историях. Поэтому можно предположить, что режиссер, ведя повествование изнутри криминальной среды, все-таки транслирует точку зрения сотрудников милиции, хотя те и предстают в самом неприглядном виде: им приходится действовать в интересах бандитов, а иногда и выполнять их прямые заказы. Аргумент в защиту милиционеров девяностых, уже начавших мутировать в «оборотней в погонах», таков: они провалились вместе со всей страной в экономическую и идеологическую пропасть и выкарабкивались из нее уже как могли — иногда рука об руку с криминальными авторитетами.

И все же автор пытается пробудить в нас сочувствие к главному герою — он тоже жертва обстоятельств: ему выпало расти без отца в криминогенной среде и пришлось впитать в себя ее яд. При этом он принимает реальность как есть, в том числе политическую. На семейном застолье произносит тост за демократию и свободу. Режиссер вкладывает эти слова в уста бандита — еще одна идеологическая пружинка, давящая на сознание зрителя и меняющая восприятие происходящего на экране. Но главный герой не только потворствует темному желанию — заполучить легкую добычу с помощью мелкого разбоя, он еще и жертвует собой — ради семьи, стремясь обеспечить ей экономическое настоящее. В финале режиссер усиливает этот мотив: уже раненый и обессилевший, лидер криминальной группировки взрывает себя вместе с теми, кто его преследовал, и таким образом самоустраняется из реальности и уничтожает вместе с собой еще несколько источников зла, отравляющих жизнь социума. Ни им, ни ему места в будущем нет. И чем раньше их не станет, тем скорее оно наступит.

И те, кто смог в этом будущем оказаться, все сильнее чувствуют невидимую границу, которую обозначил Борис Ельцин символическим жестом «отречения от престола» — за несколько секунд до перехода через миллениум. Такими кадрами и заканчивается «Бык» Бориса Акопова. С этого момента девяностые превращаются в мифологическую реальность, где «убивали людей, и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою». Чтобы визуализировать эти строки собственного сочинения, двадцатилетняя певица Монеточка в клипе, снятом Михаилом Идовым, перевоплощается в образ Данилы Багрова и оказывается внутри фильма «Брат». Он становится для нее слепком: по нему она восстанавливает память о десятилетии, в котором еще успела родиться. Девяностые для нее игровое пространство: там можно безнаказанно убивать, слушать хорошую музыку, а потом красиво лежать на дощатом настиле в свитере крупной вязки с расплывающимся кровавым пятном на груди. Но это все не по-настоящему.

В саундтреке фильма Борис Акопов спрессовывает вторую половину восьмидесятых. Для него жалостливые песни группы «Ласковый май» и наивное диско «Миража» тоже музыка девяностых. Они олицетворяют чистое и светлое начало, которое противостоит нацистскому панку и бессмысленным хаусу и техно. Главная героиня фильма также из второй половины восьмидесятых. Она персонаж, синтезированный сразу из двух суперхитов перестроечного периода: «Интердевочки» — девушка, мечтающая вырваться из русского ада через брак с иностранцем, и «Маленькой Веры» — провинциальная красавица, питающая непреодолимые чувства к местному хулигану. Совмещая эти пласты, автор выстраивает противоречивые образы и неубедительные сюжетные повороты. Но он тоже, вслед за Монеточкой, создает не психологически достоверную художественную реальность, а пространство игры-шутера, где можно убивать людей и не испытывать при этом угрызений совести, где смерть всего лишь шанс начать все заново и уже наверняка с чистого листа.

Кинематографические «девяностые» 

«Луна-парк», режиссер Павел Лунгин, 1992

Снятый на заре девяностых фильм, где впервые появился главный кинематографический герой этого исторического периода — коротко стриженный молодой человек, выковывающий волю к борьбе за место под солнцем в спортивном зале и при любом удобном случае легко выпускающий на свободу спрессовавшуюся в душе агрессию.

«Брат», режиссер Алексей Балабанов, 1997

Герой девяностых возвращается в социум с опытом участия в военных действиях. Чтобы утвердить справедливость силой, ему нет необходимости сначала провести годы в спортивном зале — он берет в руки оружие и расставляет все по своим местам. Нет такого зла, какому нельзя было бы противостоять. Когда правда на твоей стороне, убивать легко, а умирать не страшно.

«Брат 2», режиссер Алексей Балабанов, 2000

Герой девяностых утверждается в национальной идее и начинает чувствовать себя уверенно и в международном пространстве. Америка актуализируется как давний идеологический противник. Методы выяснения отношений с помощью огнестрельного оружия, отработанные на родине, оказываются эффективными и за ее пределами.

«Бригада», режиссер Алексей Сидоров, 2002

Наиболее подробное и сложно устроенное кинематографическое исследование девяностых. В противостоянии четверки бандитов с сотрудником милиции зрительские симпатии целиком и полностью на стороне криминальных элементов. Но их время заканчивается на пороге «нулевых»: погибают все до одного.

«Бумер», режиссер Петр Буслов, 2003

Еще одна четверка бандитов. Это сильные люди, привыкшие жить в экстремальных обстоятельствах. Поединок, который они ведут в финале криминальной карьеры сразу со всеми, — экзистенциальный поединок жизни со смертью, в нем зритель целиком и полностью на стороне жизни, но при этом понимает, что смерть неизбежна.

«Жмурки», режиссер Алексей Балабанов, 2005

Время действия фильма — 1995 год. Автоматы с газированной водой еще стоят на улицах. Образы бандитов уже лишены романтического флера. Это жестокие убийцы. Никакой этической границы между бандитами и милиционерами нет. Кто из них хуже — неизвестно. Десять лет спустя киллеры благополучно интегрируются во власть и бизнес.

«Ненастье», режиссер Сергей Урсуляк, 2018

Ностальгический взгляд на девяностые годы: люди, обладающие военным опытом, вынуждены прибегать к криминальным методам, чтобы отстоять свои права. Их главный соперник — местный олигарх, который беспощадно выдавливает их с контролируемой ими территории. Победа за человеком нового времени и новыми технологиями противостояния.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За свежим соком — в морозилку За свежим соком — в морозилку

В Москве открылись первые магазины свежезамороженной продукции «Фреш Фрост»

Эксперт
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Если б я был Нурсултан Если б я был Нурсултан

Нурсултан Назарбаев оставил пост президента по собственной воле. Но оставил ли?

GQ
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Что на самом деле вызывает заболевания сердца и сосудов

kiozk originals
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
Вклады в жалобах Вклады в жалобах

Почему растут жалобы на начисление процентов по вкладам и их рекламу

Ведомости
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака

Как раскрыли аферу Аманды Райли из США по борьбе с раком

ТехИнсайдер
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми» На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми»

Кто из голливудских артистов и за что сумел получить премию «Грэмми»

Правила жизни
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Открыть в приложении